Офицер панамской армии по национальности куна начинает явно заводиться и увеличивает громкость голоса уже до неприличия. Но я его могу понять – сложно вот так сходу принять мысль, что бывают еще и другие варианты отъезда с этого берега, кроме как на платном такси-внедорожнике с водителями-куна.
Про водителей этих такси можно сказать лишь то, что наибольшая часть, смотрят на тебя строго как на «доллар-мэна» и с которыми нет никакого желания в принципе ехать, даже если бы эти 24 доллара были бы для нас эквиваленты по ценности трем копейкам.
В дальнейшем еще раз десять мы прослушали известную уже вам фразу, после чего военный решил сменить тактику – и поведал нам о том, что ходить здесь запрещено законом, и если мы отсюда не уедем на такси, то он позвонит в Панаму-Сити и оттуда приедет туристическая полиция и заберет нас в тюрьму в наручниках – и красиво показал как на нас наденут наручники и упекут за решетку. Я предложил немедленно позвонить в полицию, чтобы нас отсюда забрали. Товарищ начальник накалился до предела, мне было искренне жаль, что так происходит – крики, гамы, споры и все на ровном месте.
Я не верю в то, что ходить там запрещено законом, по многим причинам: местные спокойно ходят по той же дороге туда-сюда, про закон стали говорить больше чем через час с момента встречи. Но могу, конечно, ошибаться. Про то что нас упечет в тюрьму туристическая полиция – откровенный бред даже по своей сути, который, кстати, в разных странах любят рассказывать для устрашения туристов в спорных ситуациях. Скорее всего, как это часто бывает, военный боялся неведомо чего, и последствий этого. В его голове мелькали страшные кадры о разных неприятностях с нами. И крайним был бы он, а этого не хотелось.
Следующие три часа прошли в более спокойной и вялотекущей обстановке – я пытался спать, Маринка читала книжку, главный военный маячил туда-сюда с угрюмым лицом, подходя каждые полчаса с предложением уехать на такси. Автостоп был плохой - случайных машин не заезжало, только таксисты.
Интересным моментом было то, что когда в самом начале мы решили узнать «а сколько же стоит такси», то выяснили, что оно стоит одинаково до любой точки. Т.е. нам как максимум надо было бы до Панамериканского шоссе – это 39 километров. А у такси конечная точка – Панама-Сити, до которого около 120. А цена проезда одинаковая – 12 долларов.
Внезапно «товарищ начальник» проявил военную мудрость – пришел с предложением, что таксисты возьмут нас за 5 долларов с каждого до Панамериканы. Скрепя сердцем, т.к. как кунам-водителям не хотелось отдавать ни одного доллара, согласились.
Мирно попрощались с военным, помахали ему ручкой, загрузились в машину и поехали. Проехали километр по ВПП и еще четыре куда-то в сторону по лесной дорожке. Я-то подумал, что это хитрая срезка, а оказалось, что там просто ждал другой кун, которого мы и забрали. И… вернулись обратно! Я уже даже не стал выяснять почему, заметил лишь, что водитель с военным о чем-то громко ругались, но нам водитель не сказал ни слова – мы так и занимались своими делами в его машине.
Прошло еще два часа в ожидании уже не понятно чего – военный уехал на свое КПП, водитель нашей машины ездил на чужой машине не ясно куда.
Но вдруг началась движуха – прибежал водитель, без слов завел авто, загрузился другой пассажир и мы поехали. Уехали далеко – аж на 3 километра до КПП, где живет и работает «главный военный».
Все стали выходить из машины, а военные стали изучать машину и содержимое багажа нашего попутчика и водителя – действие логичное, ибо борьба с наркотрафиком здесь в почете. Предложили продемонстрировать, что есть у нас. Продемонстрировали, ничего интересного у нас не было. Предложили пройти в отдельную комнату для личного досмотра, при чем тут даже имелась женщина для досмотра женщин. Предложение имело смысл, хотя я не очень представлял на сколько это коррелирует с законами Панамы. Досмотр был смешной – попросили показать все, что было в карманах, и проверили ремень. Но, когда нашли пачку долларов (читатель, не волнуйся! Пачка скромная!), зачем-то ее пересчитали. Тут я начал подозревать неладное. Также был весьма удивлен, когда военные, досмотревшие нас, обменялись фразами - кто сколько нашел – и сделали это в присутствии всех. Но, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Тут товарищ начальник говорит нам, что мы должны в его присутствии заплатить водителю, а водитель добавляет – 50 баксов за двоих, а «главный военный» добавляет, что обязаны. Мне показалось, что я ослышался и переспросил – сумму повторили все, включая других пассажиров – как будто репетировали заранее. Точка кипения была достигнута, пар из моих уст устремился наружу – в течении следующих пяти минут представители панамской армии и примкнувшие куны прослушали мое сольное выступление на комбинации трех языков. Тезисно до их сведения была доведена информация, о том кто они, почему именно, о завышенном проценте мудаков (простите!) на одну конкретно взятую нацию, и что могут сами ехать на представленной машине куда угодно. Для удобства и большей торжественности залез на стол для досмотра вещей и вещал оттуда. Уверен, что все посылы были поняты верно, т.к. машина умчалась, а мы пешком пошли по дороге без каких-либо преград.
Обдумывая ситуацию, можно придти к однозначному выводу, что подобное было спланировано специально – досмотр был инициирован сугубо для выяснения количества наличности. А затем удвоили стандартную цену проезда в расчете, что у нас не будет другого выхода, кроме как согласится.
Естественно, плана идти пешком 35 км у нас не было, особенно по горкам и по жаре. Поэтому через пару километров мы отыскали горку с хорошей обзорностью и развесистым деревом, под которым и засели в ожидании попутки. Она не заставила себя долго ждать – еще когда мы шли пешком, то заметили проехавший на встречу минивэн. Он же нас и забрал через полчаса ожидания. В минивэне был водитель с довольно светлой кожей и не очень похожий на куна а остальные места забиты кунами, которые смахивали на отряд маляров-штукатуров – все были заляпаны краской.
Через час мы уже стояли на Панамериканском шоссе и голосовали в сторону столицы.