Проехав ещё немного по Чуйскому тракту от горы Ак-Бом в сторону Горноалтайска, мы остановились у археологического комплекса "Калбак-Таш" (726 км.), что в переводе с алтайского означает "Каменная ложка", по другой версии — "Плоский расширенный висячий камень".
Место это расположено на правом берегу реки Чуя, между селами Иня и Иодро. На скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 километров встречаются древние
наскальные рисунки-петроглифы. В целом, здесь находится более 3 тысяч разновременных изображений от эпохи бронзы до Средневековья и 30 рунических древнетюркских надписей. Если помните, друзья, то по пути к долине Чулышмана мы с вами уже останавливались в этом районе, рассматривая Оленный камень и некоторые из петроглифов на ближайших скалах.
Объявление у дороги гласит, что осмотр комплекса разрешён только в сопровождении экскурсовода. Правда, за установленным порядком здесь никто не следит, и приезжающие сюда туристы самостийно лазают по всему комплексу, ни в чём себя не ограничивая.
Мы поначалу тоже решили так поступить, но вскоре поняли, что без экскурсовода это довольно малоинтересное занятие. Поэтому, зайдя в аил, где находится администратор, заказали экскурсию. Пришлось подождать, потому как экскурсовод уже ушёл с группой.
Ждать пришлось недолго, минут двадцать, и, поскольку других желающих не было, наш гид, Амыр, начал свой рассказ для нас двоих.
Молодой алтаец серьёзно занимается петроглифической тематикой, пишет диссертацию, поэтому владеет информацией очень даже прилично. Я лично скептически отношусь к различным интерпретациям петроглифов (да и, в целом, многих других археологических находок) современными учёными. Однако рассказ этого молодого учёного был, как минимум, интересен.
Петроглифический комплекс "Калбак-Таш" уже давно получил мировую известность. Он привлекает внимание исследователей на протяжении уже сотни лет. Калбак-Таш, считается, был ритуальным святилищем для людей разных эпох, проживавших в этой местности. Ведь создание такого количества петроглифов — дело не одного дня.
Анализ учёными разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволил установить, что в этом святилище представлены: эпоха неолита ( 6-4 тыс. до н.э.) ; эпоха энеолита-бронзы ( 3-1 тыс. до н.э.), скифская эпоха ( 8-3 в.в. до н.э) и, наконец, древнетюркская эпоха ( 5-10 в.в.). К этому же времени относятся и древнетюркские рунические надписи. Такое "представительство" разных времен в одном месте встречается чрезвычайно редко.
Удивительно, что кроме символических рисунков животных и людей, на многих рисунках изображены объекты, по форме напоминающие современные космические корабли с капсулой, прикрепленной к корпусу вверху и большими языками пламени снизу.
Рисунки, напоминающие космические корабли (территория женского святилища), предположительно, — обозначения материнского божества из древних эпосов.
Раньше в ритуальные места, предназначавшиеся для женщин, пускали только женщин, а отведённые для мужчин — мужчин. Женщины, полежав на этом месте, представляющем из себя скалу, испещренную рисунками, думали о сокровенном, что их волновало. Могли, например, забеременеть, если до этого сделать это не получалось.
Мужчины же ходили смотреть в глаза смерти. Считалось, что мужчина, который посмотрел в глаза смерти, обретал бесстрашие.
Сейчас в эти места, естественно, пускают всех: и мужчин, и женщин. Хотя мужчинам не рекомендуется садиться на женское ритуальное место, а женщинам — на мужское.
Среди изображений мужского святилища интересен образ огромного драконообразного существа, известного под названием Кер-тютпа. В отличие от чудовищ-поглотителей эпохи энеолита-бронзы, Кер-тютпа осмысливается как существо, полезное людям. Алтайские шаманы видели в Кер-тютпа своего охранителя, который был необходим во времена их путешествий по подземному миру, где, как предполагалось, было много злых духов.
Калбак-Таш — это не только уникальный комплекс древних петроглифов. Здесь обнаружены также надписи, относящиеся к древнетюркскому периоду. На сегодняшний день на Калбак-Таше выявлено 30 строк рунического письма, выполненного енисейским алфавитом.
Самый первый перевод одной из строк, состоящей из 39 знаков, осуществил новосибирский ученый В.М. Наделяев: «Земля — вечное бытие! Облагодетельствуй дом (семью) лекаря травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй — изгони! Сотвори благодать! Земля — Чернь!» Данная надпись, видимо, носит характер молитвы-обращения к божеству.
Сегодня урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка "Чуй-Озы" — особо охраняемой природной территории Республики Алтай. Однако это обстоятельство не мешает некоторым нашим современникам оставлять следы своего пребывания здесь же, на плитах с древними письменами и рисунками. Видимо, таким образом они хотят приобщиться к истории. Что тут скажешь?!