Основная загадка каракольцев заключается в таинственных изображениях, нанесенных на стенки каменных склепов, получивших название Каракольских писаниц. В этих рисунках воспроизводился переход душ усопших в потусторонний мир...
Несмотря на обширность проведенных на Алтае археологических работ, не все периоды его древней истории оказались в равной степени обеспеченными соответствующими материалами. К примеру, второе тысячелетие до нашей эры долгое время оставалось белым пятном. Как это нередко бывает, долго «молчавшая» эпоха вдруг выдала исследователям уникальнейшие данные, приобщив их тем самым к широкому кругу своих загадочных мировоззренческих идей.
В данном случае имеются в виду раскопки у села Каракол в Онгудайском районе Республики Алтай. Летом 1985 года в процессе земляных работ там был случайно затронут неприметный на вид курган. Основное его погребение относилось к эпохе энеолита и датировалось в рамках афанасьевской культуры 3 — начала 2 тыс. лет до н.э.
Тем не менее, обнаруженные далее материалы, найденные затем и в других местах, в частности у сел Озерное и Беш-Озек, были выделены в загадочную каракольскую культуру эпохи бронзы. Ее носители жили в этих местах во 2 тыс. лет до н.э.
Существует предположение, что изображения перехода душ усопших в потусторонний мир предназначались для того, чтобы магическим путем облегчить само переселение: не дать душам сбиться с пути и превратиться в злых духов, а помочь им успешно пройти через все нарисованные этапы.
Во всех изобразительных схемах прослеживается четкая космическая оппозиция восток-запад. Так на восточных торцевых стенках склепов сконцентрированы полностью закрашенные красной охрой фигуры (цвет дневного светила) и солнцеголовые божества с расходящимися в разные стороны нимбами из перьев лучей. В то же время на западных торцевых стенках воспроизведены духи обратного порядка, т.е. с рогами, напоминающими лунный серп. Все божества показаны крупным планом, фигуры их статичны и изображены в большей своей массе в фас. Кроме того, им приданы фантастические черты, например, отходящие от голов лучи или рога, птичьи ноги, трехпалые руки и т.д. Образы усопших меньше по размерам, более реальны и движутся слева на право, т.е. с востока на запад. Любопытно, что в мир иной они перемещаются в сопровождении других существ. В каких-то рисунках это крупная собака или волк. В других усопшего сопровождает такое же реальное антропоморфное (человекообразное) существо, а где-то сопровождающему персонажу приданы необычные черты.