37 материалов по 13 объектам, 541 фотография
- GPS
- Италия, Via San Vitale 17, Ravenna
- 0544-21-51-93
"Огромное художественное мастерство". Базилика Сан-Витале
Этот совет является частью дневников «Христианские храмы Европы», «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»
Равенна была столицей Западной Римской империи в V в., а позже, до VIII в., – центром владений Византии в Италии. Она имеет уникальное собрание раннехристианских мозаик и памятников. Все восемь зданий – мавзолей Галлы Плацидии, баптистерии православных и ариан, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, архиепископская часовня, мавзолей Теодориха, церковь Сан-Витале и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе – были построены в V-VI вв. Они отличаются огромным художественным мастерством исполнения, которое основано на искусном соединении греко-римских традиций, приемов христианской иконописи и восточных и западных стилей. (whc.unesco.org/en/list/788)
Восемь зданий составляют Раннехристианские памятники в городе Равенна, включенные в список Всемирного наследия в 1996 году под номером 788.
Вторым в списке (то есть ее официальный номер 788-002) объектов Равенны значится Church of St. Vitale, куда я и предлагаю сейчас со мной заглянуть.
Церковь находится на территории бывшего бенедиктинского монастыря, который конечно намного моложе ее и был построен рядом. Сейчас в помещении монастыря находится Национальный музей Равенны.
Базилика Сан-Витале является важнейшим памятником византийского искусства в Западной Европе. Она была заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием после его возвращения из Византии.
Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского. О нем известно немного... Римский солдат, который помог встретить пытки и смерть одному доктору, признавшенму себя христианином, сам был подвергнут пыткам и похоронен заживо (засыпан камнями). На мозаике в апсиде базилики он крайний слева получает из рук Христа венец славы.
Строение имеет восьмиугольную форму византийского типа. Наружные стены не имеют каких-либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами.
Любопытно, что классическое изображение этой базилики не в с ее лицевой стороны, а со двора. Отсюда она смотрится выигрышнее...
Когда попадаешь внутрь базилики, от ее великолепия совершенно теряешься в пространстве — пытаться рассматривать ее архитектурные особенности просто не интересно...
.
И тем не менее, отметим, что конструкция внутри поддерживается восемью мощными колоннами.
На них держится купол диаметром в 16 метров.
Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры.
.
Но даже не это повергает присутствующих в так называемый "культурный шок", а выделяющаяся зелеными тонами апсида.
Когда сидишь под куполом базилики...
... можно четко ощутить ее разделение на две зоны просто по преобладающим цветам: красным и зеленым...
.
Самое удивительное и прекрасное в апсиде то, что это — мозаика!
Это невозможно представить — такого размера и такого качества мозаичные панно, сделанные всего за два года!
.
Все мозаики церкви были сделаны в 546 — 547. Как считают исследователи: "Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.
Конечно, росписи купола базилики и центрального пространства, выполненные в 1780 году двумя мастерами из Болонии и одним венецианцем тоже чудо, как хороши...
... но византийские мозаики это конечно нечто!
Еще стоит обратить внимание на редкие корзино-образные капители апсиды...
... на очень очень интересную структуру мрамора, отобранного для облицовки стен базилики...
и и ну напольную мозаику... хотя здесь все же преобладают геометрические орнаменты...
.
- Адрес:
Via San Vitale 17, Ravenna
- Телефон:
0544-21-51-93
Дешёвый ✈️ по направлению Равенна
- 9 янв 2020, 18:45удалитьПотрясающее великолепие, показанное вашими фото, Павел!
Шла с вами и не пере тавала восхищаться тем, что сохранило нам время. История религии не отделима от истории искусства, и как огромно это наследие по всему миру. Добрая память о них переживет еще многие века и поколения.
Спасибо, Павел - 9 янв 2020, 18:48удалитьКогда пишешь материал о подобных местах, так жалеешь, что это было давненько, и качество фото (в обоих смыслах) оставляет желать лучшего... Сейчас бы я снял немного по-другому.
Но такой шедевр испортить даже мне не удалось!)))
Спасибо! - 10 янв 2020, 17:24удалитьПостроили полторы тысячи лет назад. Любо глазу было тогда и сейчас. А современная архитектура уже до таких мелочей не заморачивается, всё больше к примитивизму.
- 10 янв 2020, 17:46удалитьну да... я там чуть позже один мавзолейчик опубликую из Равенны — вообще разрыв мозга.
- 13 янв 2020, 21:38удалитьДля музея было бы очень красиво. А для храма мне больше нравятся строгие протестантские формы, в них лучше думается о главном.
- 13 янв 2020, 22:46удалитьЭто верно. В христианстве каждая последующая ветвь все более раскрепощает человека, наделяет его самостоятельностью и ответственностью за свою жизнь, все ближе приближает к Богу. В православии человек — раб божий, в католицизме в молитве у него постоянное чувство вины перед Богом, он уже не раб, но Бог еще велик, а в протестанстве человек ставится так ближе к Богу, насколько это возможно, он здесь уже почти партнер и друг, с самостоятельной отвественностью. Мне нравится в протестанстве то, насколько оно освобождает человека для настоящей любви к ближнему.