131 материал по 64 объектам, 1 675 фотографий
- GPS
- Россия, Верхняя площадка Центральной питьевой галереи, Пятигорск
Гордость за казачек
Находится памятник на верхней площадке, между улицей Красноармейской и бюветом, если спускаться оттуда по лестнице, то выходишь к парку "Цветник".
Хотя место для установки памятника определялось интернет-голосованием горожан, но оно оказалось символическим.
Во — первых, в "Цветнике" располагается несколько творений московского скульптора Равиля Рафкатовича Юсупова.
Во -вторых, на месте бювета когда-то располагался первый на Кавказских Минеральных водах храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Открытие монумента состоялось в торжественной обстановке 26 сентября 2015 года. Присутствовало много гостей и жителей города, в том числе представители Терского казачьего войска.
Первые казачку, изваянную в бронзе, я увидел в Волгограде Самый известный герой Первой Мировой Войны.
Волгоградская скульптура включала две человеческие фигуры: казака на коне и казачки, провожающего его на войну. В руках казачки — икона Казанской божьей матери.
Пятигорская казачка, судя по жесту, благословляет своего мужа, казака, уходящего на войну, но его самого в композиции нет.
Трое детей, мала мала меньше, у ног и на руках казачки. В руках мальчика -деревянная лошадка, помню такие по своему детству.
На постаменте — надпись "Матери-казачке посвящается...".
Памятник Матери-казачке открыт к 190-летию станицы Горячеводской и двадцатипятилетнему юбилею возрождения пятигорской общины казаков.
Очень интересный повод.
История Пятигорска отсчитывается с момента возникновения Константиногорской крепости в 1780 году. Какой-то период времени населённый пункт назывался Горячеводск, затем сменивший название на Пятигорск в 1830 году.
.По инициативе Ермолова в 1825 году поблизости от горы Машук, вдоль реки Подкумок для защиты Пятигорска была образована казачья станица, названая впоследствии Горячеводской.
Через реку Подкумок для сообщения с городом Пятигорском был деревянный мост только для пешеходов, которые зачастую сносили бурные воды Подкумка..
Основное население станицы составляли казаки, выходцы с Волги и Украины. Не включая хуторов, до революции проживало в станице до 10 000 тысяч человек, казачьего населения было до 80%, а иногородних – до 20%.
В феврале 1966 года станица Горячеводская преобразована в рабочий посёлок Горячеводский и передана из Предгорного района в подчинение Пятигорского Совета депутатов трудящихся. В 2010 году был самым крупным в России посёлком городского типа.
Терские казаки — локальная историческая общность казаков, проживавших на территории Северного Кавказа (вдоль рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок), входившей в состав Терской области Российской империи.
Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.
В Пятигорске живут потомки волгцев.
Волжское казачье войско образовано в 1734 году указом императрицы Анны Иоанновны на территории проживания волжских казаков. После Пугачёвского восстания в 1777 году указом императрицы Екатерины II было передислоцировано на реку Терек с сохранением всех воинских атрибутов
Местные казаки на Горячеводской площади установили деревянную церковь, которую привезли из села Дубовка на Волге. Про Дубовку я рассказывал несколько раз, там родственники мои живут. Позже на ее месте возвели каменный храм, который, по словам краеведов, был обнесен стеной с бойницами.
15 сентября 1990 года в поселке Горячеводском города-курорта Пятигорска состоялся сход местных жителей, на котором приняли решение: казачеству быть.
Кстати, из всех одиннадцати казачьих войск России войско Донское считается самым старшим (первым) и прославленным. Официально старшинство Донского казачьего войска было установлено от 3 января 1570 года, когда царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал их «жаловать». Все остальные казачьи войска имеют не менее славную историю, но их старшинство последовательно установлено значительно позже 3 января 1570 года, поэтому, старшинство казачьих войск России идёт строго в хронологическом порядке,что никогда и никем не оспаривалось.
К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:
1. Донское казачье войско, старшинство – 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая);
2. Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане);
3. Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан);
4. Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская);
5. Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 – Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России;
6. Забайкальское казачье войско, 1655 (Читинская, Бурятия);
7. Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия);
8. Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская);
9. Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская);
10. Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский);
11. Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский).
С поводами разобрались.
Несколько странно другое. Раньше, когда рассказывали про создание памятников, то упоминали скульпторов, архитекторов, спонсоров. Когда я читал информацию по памятнику Матери-казачке, то несколько удивился.
Идейным вдохновителем создания памятника называется Михаил Александрович Афанасов (1953 г.р.)) — российский политический деятель, экономист. Сенатор Российской Федерации — представитель от исполнительной власти Ставропольского края с 11 ноября 2020 года.
Отчего вспомнилась фишка рядов сериалов, которые созданы "по идее" того или иного человека. Этим особенно грешат американские сериалы. Когда-то фильмы снимались по книгам...
Афанасову и Юсупову были вручены медали «За заслуги перед городом Пятигорском», статус которых был определён решением Думы города Пятигорска №13-45 РД от 26 марта 2020 года. Каких только медалей в наше время не бывает, кто только их не учреждает. Просто дух захватывает. Фотографию сей медали не нашёл.
Медали вручил Лев Николаевич Травнев ( 1968 г.р.) -глава города Пятигорска с 20 октября 2006 по 21 октября 2017 (исполняющий обязанности Главы города Пятигорска с 26 июня по 10 октября 2010 и с 17 по 22 апреля 2020). После работы в Пятигорске его посадили.
Памятник Матери-казачке не случаен.
Брак у казаков пользовался особым престижем, так как статус семейного человека в казачьих станицах был более высоким. К женитьбе казак относился со всей серьезностью, так как, проводя большую часть времени в военных походах, за всем его хозяйством следила жена. Казачка, оставаясь дома, несла на своих плечах все тяготы по хозяйству. Женщина у казаков выполняла значительную часть сельскохозяйственных работ и почти все домашние работы. В этой связи роль женщины в традиционном казацком обществе была чрезвычайно велика. Она пользовалась значительной свободой и отличалась независимым поведением. В отсутствии мужчин женщине часто приходилось брать ответственность в свои руки.
Основными обязанностями женщин у казаков являлись дом, семья и работа. Доля женского труда в хозяйстве у казаков была значительно выше, чем доля мужского. Мужчина, обремененный военными обязанностями, брал на себя только те работы, которые не могли быть возложены на женщин.
Основной сферой женского труда в традиционном казачьем быту было домашнее хозяйство. Но не только домашний труд ложился на плечи женщин. Терские казаки вследствие постоянной военной опасности и угрозы нападений, не занимались активно пашенным земледелием. Все земледелие их сводилось к садам, виноградникам, огородам и бахче. В этих отраслях также широко применялся женский труд. В основной массе женщине приходилось много и тяжело работать, выполняя самые разнообразные работы по дому, в поле, в уходе за скотом и т.д. И от того, насколько женщина справлялась с хозяйством, зависело благосостояние всей семьи.
Неотъемлемой частью семейного производства являлись домашние промыслы и ремесла. Среди женщин-казачек было распространено рукоделие и портняжное ремесло; терские казачки выделывали сукно. Женские промыслы являлись существенным подспорьем в бюджете многих казачьих семей.
Так выглядел костюм терских казачек.
Казаки несли военную службу постоянно и поголовно, «всяк от 15 до 60 лет». Пока муж пропадал в походах, жена сама вела хозяйство. Нередко, случалось, брала в руки ружье.
Василий Александрович Потто (литературные псевдонимы: Драгунский офицер, Драгун, 1836 — 1911) — генерал-лейтенант русской императорской армии, военный историк, кавказовед, известен как «летописец» кавказских войн и сражений, а также прозван «Нестором кавказской истории».
Он писал: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат».
Есть среди его произведений — "Геройская оборона Наура" (1896).
Славная страница, рассказывающая о женщинах-воинах.
21 (10) июня 1774 год в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 годов объединённое войско крымских татар, кабардинцев и турок под руководством калги из рода крымских ханов Шахбаза Герая, отправленное бывшим крымским ханом Девлетом IV Гераем, которого поддерживала Османская империя (фактически же в это время на крымском престоле находился хан Сахиб II Герай, которого поддерживала Россия), общим числом в 8 тыс. человек, подошло к Моздоку, однако побоялось штурмовать крепость и решило 22 (11) июня атаковать станицу Наурскую.
Станица оборонялась отрядом терских казаков (бывшими волгскими казаками) под командованием атамана И. Д. Савельева, начальника моздокских казаков, и была довольно хорошо укреплена — вокруг станицы имелся земляной вал, были возведены стены, имелись пушки.
Это была поистине героическая оборона, поскольку основная сила станицы — строевые казаки, которые в это время как раз были в военном походе, а дома оставались лишь старики, женщины, дети и небольшая легионная команда. На защиту родного городка вышли наурские казачки, одетые в красные сарафаны, которые отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями. Первоначально на женщин была возложена обязанность поддерживать костры, разогревать смолу и кипяток и лить их со стен на штурмующих. Говорят, что даже щи, варившиеся к обеду, у казаков «пошли в дело» на защиту укрепления. При этом женщины плечом к плечу со старыми волжскими казаками встречали яростные атаки, косили косами появлявшихся на земляном валу врагов, защищались серпами.
В рапорте моздокского коменданта, описывавшего эту битву, в донесении начальнику Кизляра говорилось: «Некоторые не только казачьи жены, но и девки, иные с ружьями, а прочие с косами к отражению неприятеля так воспомоществовали, что из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем".
Многие женщины за оборону Наура были награждены медалями. Впоследствии, вспоминая это событие, казаки уважительно называли его «это бабий праздник».
Пишут, что Геройских казачек — почти всех — императрица наградила медалями «За турецкую войну 1769-1774 года». Но нет такой медали. Есть Медаль «Победителю. Кучук-Кайнарджийский мир. 1774».
В честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира нижние чины получили необычные ромбовидные серебряные медали (37×31 мм). Штемпели для их изготовления выполнял Самойла Юдин.
На лицевой стороне медали — традиционный портрет императрицы, ещё моложавой в свои сорок шесть лет. На оборотной, в верхней части, — лавровый венок и в нём двухстрочная надпись: «ПОБЕДИ — ТЕЛЮ»; в нижней половине помещена надпись в четыре строки: «ЗАКЛЮЧЕНЪ МИРЪ — СЪ ПОРТОЮ — 10. ИЮЛЯ — 1774. г.».
Медаль выдавалась на впервые появившейся Георгиевской (оранжевой, с тремя чёрными полосами) ленте. Появление её связано с учреждением 26 ноября 1769 года, исключительно только для офицеров, Военного ордена святого великомученика и победоносца Георгия.
Видимо, именно этой медалью были награждены героические женщины.
Считается, что лично Екатерина Вторая установила "День матери-казачки", в честь событий под станицей Наурской..
Празднуют его 4 декабря и он совпадает с большим христианским праздником "Введение во храм Пресвятой Богородицы". И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным – Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Так, что не зря появился такой памятник в Пятигорске.
- Адрес:
Верхняя площадка Центральной питьевой галереи, Пятигорск
- Дополнительная информация:
Про старшинства казачьих войск: vk.com/wall-140213826_6279?ys…
Роль женщин-казачек: dissercat.com/content/rol-zhe…
Дешёвый ✈️ по направлению Пятигорск
- 3 мая, 04:14удалитьДа. уж, казачку ни под какой каблук не загонишь! Из литературы , да и из жизни сложилось впечатление о своенравной, сильной и все умеющей женщине. Слабых среди них, наверное, и не было.
- 3 мая, 06:27удалить
Maynurнаписала 3 мая в 05:14
Да. уж, казачку ни под какой каблук не загонишь! Из литературы , да и из жизни сложилось впечатление о своенравной, сильной и все умеющей женщине. Слабых среди них, наверное, и не было.
Интересно, что казаки старались брать жен не из русских.