131 материал по 64 объектам, 1 675 фотографий
- GPS
- Россия, г.Пятигорск, улица Братьев Бернардацци, 5
Дом-перевёртыш или Не верь глазам своим
В 1822 году году Ермолов обращается к управляющему Министерства внутренних дел Виктору Павловичу Кочубею: «Без архитектора нельзя ничего делать, и если вы не назначите человека способного, то у меня нет такового, офицеры же инженерные заняты другими предметами»
Так в Пятигорске появились братья Бернардацци: первый архитектор Пятигорска и Кисловодска Иосиф Карлович Бернардацци, урождённый Джузеппе-Марко Бернардацци (итал. Giuseppe Marco Bernardazzi; 1788- 1840) и его брат, мастер каменных дел и главный строитель казенных сооружений на КМВ в 1822–1842 годах,. Иоганн Карлович (Джованни-Баттиста) Бернардацци (1782 — 1842).
21 (2) августа 1822 года в медицинском департаменте Министерства внутренних дел подписан контракт с братьями Бернардацци на строительство зданий при Кавказских Минеральных Водах. Согласно контракту, им предстояла планировка и обустройство Горячих, Кислых и Железных Вод. Архитекторы обязывались разрабатывать проекты казенных заведений, питьевых галерей, терм (ванн) с установленным жалованьем по 4000 рублей в год. Кроме того, они осуществляли непосредственный надзор за строительством зданий, проекты которых разрабатывали столичные архитекторы.
В том же году братья отправились на Кавказские Минеральные Воды для осуществления работ по строительству и благоустройству в городах региона и прожили здесь до своей смерти. Благодаря братьям Бернардацци возник, по словам М. Ю. Лермонтова, тот «чистенький, новенький городок», в который поэт прибыл в 1837 году.
Ими был создан план города.
Благодаря братьям в Пятигорске появилось много архитектурных сооружений, часть из которых дожила до наших дней:
Парк "Цветник",
здание Ресторации (ныне Институт Курортологии),
беседка Эолова арфа,
Грот Дианы,
Академическая галерея Место знакомства Грушницкого с княжной Мери.
По проекту братьев Бернардацци в 1840-1844 годах был построен Католический храм Преображения Господня. Хотя сами братья не дожили до его открытия, но в нём венчалась дочь одного из братьев.
Заслуги архитекторов Бернардации по благоустройству городов Кавказских Минеральных Вод, и в первую очередь Пятигорска, были высоко оценены правительством. В 1830 году Иосиф Карлович получил чин титулярного советника. В 1836 году братьям Бернардацци был отдан в пользование свободный участок земли на той же улице Теплосерной, с трех сторон ограниченный склонами горы Горячей. На участке братья построили дом в традиционном стиле родного кантона Тичино, с просторной верандой и боковой каменной лестницей.
Братья Бернардацци похоронены на старинном кладбище «Некрополь» в городе Пятигорске, поблизости от места первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова Первоначальное место захоронения Лермонтова.
Как-то тёмным вечером забрёл на улицу Братьев Бернардацци. Хотя это одна из старых улиц города, но длина её всего один квартал, да и то обрубленный.
Когда-то она была сплошь застроена домами, но в шестидесятые годы прошлого века их практически все снесли.
До революции улица называлась Театральная, потом до 1993 года — улицей Сакко и Ванцетти.
Я подошёл к одному из зданий, где находился ЗАГС, и увидел табличку.
Но оказывается, не всегда можно верить даже официальным табличкам.
Здание более известно, как дом П.А.Мисостова.
В середине XIX века пятигорский полицмейстер штаб-ротмистр Петр Алексеевич Мисостов был хорошо известен в городе. С 1846 г. он был членом комитета по строительству грандиозного Спасского собора. Сложная судьба Спасского собора.
Петр Алексеевич (Магомедович) Мисостов (1810–не ранее 1865), происходил из кабардинских князей (пши-тума) Бекмурзиной фамилии. Православный.
На службе – с 1826 унтер-офицером Кабардинского егерского полка.
Полицмейстер города Пятигорска – с 02.11.1846, позднее – пристав «Калаусо-Саблинских, Бештау-Кумских и Джамбулуковского народов» (ногайцев).
Награжден
— серебряной медалью «За взятие штурмом Ахульго» (1839),
— орденом св. Анны 3-й степени с бантами (24.12.1839),
— бронзовой медалью на Андреевской ленте «в память войны 1853–1856»,
— орденом св. Владимира 4-й степени с бантами (22.09.1863),
— крестом «За службу на Кавказе».
С производством в майоры с мундиром и пенсией отправлен в отставку 22.06.1865.
В начале 1850-х годов кавказский наместник князь М. С. Воронцов разрешил капитану П. А. Мисостову приобрести участок и построить двухэтажный каменный дом. Пустой участок был выделен у подножия западного отрога Горячей горы, напротив нового театрального здания, построенного в 1848 г. по проекту местного зодчего Самуила Уптона. Особняк полицмейстера Мисостова был сооружен также по проекту Уптона. Постройка была завершена к 1853 г.
Непонятно отчего здание так называется, ведь к моменту строительства здания братьев уже не было в живых. А в Пятигорске они жили совсем в других местах.
Двухэтажный дом из крупных блоков светлого машукского камня построен просто и изящно, в классическом стиле итальянского Возрождения. Его стиль подобен стилю Елизаветинской (ныне – Академическая) галереи, сооруженной Уптоном к 1850 г. Характерным для этого дома является использование тройных «серлианских» (или венецианских) окон, которые часто встречаются в английской архитектуре XVIII века. Лицевой фасад дома с парадным входом и указанными тройными окнами обращен на северо-запад, и поэтому помещения дома с этой стороны освещались только косыми лучами заходящего солнца, оставаясь в течение жаркого летнего дня затененными и прохладными. Углы лицевого фасада были обработаны рустом. Верхний этаж с солнечной стороны имел большие окна и летнюю веранду с отдельной лестницей. На нижнем этаже дома жила семья полицмейстера Мисостова, а шесть комнат верхнего этажа в летнее время постоянно отдавались в наем. Позднее ниже мисостовского особняка вырос особняк известного зодчего Н. И. Невинского, а выше – новые дома наследников Уптона («нижний Уптон»).
Образованная этими домами улица стала называться Театральной. К сезону 1877 г. во дворе майора Мисостова были построены небольшой домик на 6 комнат и двухкомнатный флигель, а в самом доме открылась парикмахерская. В конце XIX века наследники майора продали усадьбу мещанину М. И. Ушакову, жена которого сдавала помещения(12 номеров) посетителям Вод.
В советское время помещения бывшей усадьбы Мисостова заселили многочисленные жильцы. В конце 1960-х годов было решено снести все жилые дома на ул. Сакко и Ванцетти (ныне – Братьев Бернардацци). Погибли «нижний Уптон» и особняк зодчего Невинского. Летом 1970 г. опустевший дом Мисостова был сожжен при натурной съемке эпизода большого крымского землетрясения в знаменитой кинокомедии Л. Гайдая «Двенадцать стульев». От здания остались обгоревшие стены.
Вспомним знаменитый роман Ильфа и Петрова. Остап Бендер и Киса Воробьянинов приехали в Ялту в сентябре 1927-го – их охоте за очередным стулом помешало мощное землетрясение, произошедшее в ночь с 11 на 12 сентября.
"Вспыхнула спичка, и странное дело, стул сам собою скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.
Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью: «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю, Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.
Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года.
Остап был вне себя: землетрясение встало на его пути. Это был единственный случай в его богатой практике."
Как только они очутились на середине переулка, земля тошно зашаталась под ногами, с крыши театра повалилась черепица, и на том месте, которое концессионеры только что покинули, уже лежали останки гидравлического пресса.
Всю ночь концессионеры блуждали вместе с паническими толпами, не решаясь, как и все, войти в покинутые дома и ожидая новых ударов.
На рассвете, когда страх немного уменьшился, Остап выбрал местечко, поблизости которого не было ни стен, которые могли бы обвалиться, ни людей, которые могли бы помешать, и приступил к вскрытию стула.
Результаты вскрытия поразили обоих концессионеров. В стуле ничего не было. Ипполит Матвеевич, не выдержавший всех потрясений ночи и утра, засмеялся крысиным смешком.
Непосредственно вслед за этим раздался третий удар, земля разверзлась и поглотила пощаженный первым толчком землетрясения и развороченный людьми гамбсовский стул, цветочки которого улыбались взошедшему в облачной пыли солнцу."
Гайдай был выдумщиком и неординарным человеком.
Так большую часть "Кавказской пленницы", чьё действие происходит на Кавказе, он снимал в Крыму Барбамбия кергуду.
Зато Ялтинское землетрясение отчего-то снималось в Пятигорске.
В Пятигорске съемки фильма проходили с 3 по 14 сентября 1970 года. Первая сцена, которую Гайдай снимал в Пятигорске была «сцена у Орла». В книге Ильфа и Петрова процесс обучения Остапом Бендером своего партнера «честным трудом зарабатывать деньги» не имеет привязки к конкретному месту в Пятигорске. И Гайдай решает снять ее у знаменитого символа Кавказских Минеральных Вод — у Орла, держащего в когтях Змею.
Кстати, землетрясение в Ялте — это не выдумка писателей.
Крымские землетрясения 1927 года — серия из двух землетрясений на Крымском полуострове, произошедших 26 июня и в ночь с 11 на 12 сентября 1927 года.
Причем землетрясение 12 сентября 1927 года было значительно сильнее, чем июньское, и вызвало настоящую катастрофу — были погибшие (3 человека), раненые (65 человек), огромные разрушения. Очаг землетрясения располагался под морским дном, южнее Ялты, и был вытянут вдоль побережья.
Наиболее мощные толчки привели к разрушениям построек прибрежной полосы суши от Алушты до Севастополя. В Алуште были повреждены гостиницы и Генуэзская башня, в Алупке — Воронцовский дворец и мечеть. Образовались завалы на шоссе под Ореандой, сильно пострадало село Оползневое, произошли обвалы на горе Кошка. В районе Ялты пострадало 70 % построек, в самом городе были повреждены гостиницы «Россия», «Ялта», жилые дома.
Но вернёмся в Пятигорск.
Общественность города выступила с протестом по поводу уничтожения замечательной «виллы братьев Бернардацци» лермонтовской поры. Липецкие школьники от имени своего детского лермонтовского клуба «Парус» написали по этому поводу взволнованное письмо министру культуры Елизавете Фурцевой.
По решению правительства «дом Бернардацци» был возрожден в рамках программы подготовки к празднованию 200-летия города. Автором проекта реставрации был местный зодчий Г. В. Асриян. Весной 1979 г. городские власти перевели в красивое светлое здание городское отделение ЗАГСа и с тех пор здесь находится «дом, где соединяются счастливые сердца». Он является одним из лучших архитектурных памятников Пятигорска середины XIX века.
Вот такая несколько запутанная история с названием известного здания Пятигорска.
- Адрес:
г.Пятигорск, улица Братьев Бернардацци, 5
- Дополнительная информация:
Информация о доме Мисостова: vk.com/wall-9471612_541007?ys…
Дешёвый ✈️ по направлению Пятигорск