Регулярный "Фестиваль живой музыки и веры [буддийской] Устуу-Хурээ" проходит ежегодно в городе Чадан, который ещё с советских лет снискал славу "Чикаго", самого (говорят) хулиганистого города Тувы и чуть ли не всей России. По слухам от местных жителей, в Чадане всех (почти всех) "режут, грабят и убивают" пьяные тувинцы. Это же я ранее слышал про жителей разных других регионов — г.Найроби в Кении, про все города Папуа-Новой-Гвинеи и др. Как и в прежних случаях посещения мест такого рода, никто не успел меня убить и ограбить за время поездки, зато все местные жители были добры и хорошо подвозили на попутных машинах. Одних только тувинских попуток было 10 по дороге "туда" — через Кызыл, и ещё 7 — на обратном пути. Я ехал и туда, и обратно автостопом, и около 850 км от Чадана через Абазу и Абакан до Красноярска преодолел за один день (16 часов).
Во время фестиваля тут вообще никого не убивают, потому что власти Чадана принимают все меры к безопасности граждан, приехавших на фест. Во всех магазинах города, в эту неделю, не продают никакое спиртное, число пьяниц даже по вечерам — весьма невелико, порядок охраняют сотня местных милиционеров и много других, привезённых из Кызыла и соседних районов Тывы. Было даже видено мной два русских милиционера.
В программе самого фестиваля было следующее.
1) Открытие храма (буддийского) Устуу-Хурээ, построенного в древности, и разрушенного в годы советской власти, а теперь опять отстроенного по старым чертежам. К храму был большой буддийский "крестный ход", в ходе коего чаданцы переносили 1000 идолов Будды, почему-то с завязанными глазами (чтобы идолы дорогу не нашли?) из одного храма в новый, также они переносили сутры (будд.книги), некоторые были в масках, с барабанами, некоторые наряженные, всего в процессии участвовало до 3-4 тысяч человек, по моей гипотезе. Все они шли 6 км от города до храма с шумом и звуком; (упаси Аллах нас от поклонения сим статуям и прочим идолам);
2) Концерт народных песен и звуков, на котором как тувинцы, так и русские, испускали звуки и песни;
3) был палаточный лагерь с тысячей человек, причём — организаторы фоткали всех гостей и выдавали такие бэджики, а на мосту через речку стоял ОМОН и проверял нас, чтобы не проникли чалано-тувинские злодеи и воры;
4) был чемпионат по национальной тувинской борьбе, похожей на сумо, 5) были какие-то скачки лошадей, на которые я не пошёл, и
5) по вечерам — очередные концерты. Было жарко, выше +35, дождей не было, пыльные дороги Чадана поливали из пожарной машины, чтоб пыль не поднималась. Тувинцы состроили ярмарку еды около стадиона, где проходили действа основные, а мы (приехавшие из других регионов РФ) продавали свои изделия. Одежды и сувениры шли лучше, а вот книги — не все хотели приобретать. Ведь во всём Чаданском районе осталось около 80 не-тувицев, а в Тээлийском — кажется, 2. Окрестности — очень красивые, фоты последуют скоро.
Жители Кызыла и Красноярска были представлены на фестивале во множестве, и действительно есть среди тувинцев и музыканты, и неформалы, и другие необычные граждане, но все они сосредоточены в Кызыле. В Чадане они сами бывают редко, а Красноярск для них — удалённейший мир. Мы имели свой небольшой лагерь АВП, были среди нас Кургин, Роман с Новосибирска, Арсений Манышев (брат Демида) и другие лица. Во всём палаточном городке сухой закон, по настоянию организаторов, соблюдался (на 99%). Некоторые тувицы предлагали участникам фестиваля курнуть траву, я был дважды встречен такими предложениями и отклонял их. В самом Чадане можно купить все виды пищи, мороженое и даже привозные арбузы. Но жить в городе Чадан я бы не стал, уж очень разруха большая, а в Ак-Довураке тоже разруха, как после войны.
Я провёл 2,5 дня на фестивале. Очень необычный фестиваль и место вообще. Всем, кто ездит на фестивали, рекомендую хотя бы раз посетить. Вчера я благополучно уехал оттуда автостопом через Ак-Довурак, Абазу, Абакан, и в полночь был уже в Красноярске.
В этом фотоальбоме — первый день фестиваля (24 июля), связанный с открытием храма Устуу-Хурээ, который строили несколько лет