Познавшим великолепие царских дворцов и парков оказаться вдруг среди руин архитектуры, стилизованной под русскую старину. Им отроду век и половину этого времени они в состоянии саморазрушения, почти тлена. Казалось смерть, но и она бывает красивой. Здесь трудно не испытать шока от грандиозности замыслов, от мастерства строителей. Отмечавшееся в то время 300-летие династии Романовых управляло прихотью венценосного заказчика, а доказавший свое мастерство архитектора-стилизатора С.С.Кричинский, был поблизости. И целый список консультантов, среди которых мастера исторической и фолклорной живописи В.М.Васнецов, Н.К.Рерих.
Тема неисчерпаемая. Наша задача – наметить маршрут, показать досягаемое.
Шагая по направлению от Ламских прудов к Александровскому дворцу:
трудно не заметить Белую башню: (автор первого фото- Елена Руденко)
Ей повезло. В конце прошлого столетия реставраторы на десять лет покинули ее. Конец 90х – разгул преступности, гибель пластов культуры, полупустые театральные залы. Совсем недавно, но стало забываться. Однако к 2012 году работы по восстановлению баши были завершены.
Белая башня – услада царских сыновей и внуков.
Башня и весь комплекс сооружений вокруг неё были построены в 1820-х гг по проекту арх-ра
А. Менеласа. Территория комплекса предназначалась для игр и обучения сыновей императора Николая I, занимавшихся здесь военными и гимнастическими упражнениями. На последнем этаже башни находилась мастерская придворного живописца, дававшего им уроки рисования.
Не все так серьезно, ведь будущим военачальникам азы преподавались в игровой форме и назывались эти занятия как «игра в войнушку». Военачальниками дети и внуки не стали, но Освободителем и Миротворцем двоих назвали по заслугам. В качестве духовного воспитателя сыну Александру Николай I пригласил поэта Жуковского.
Прошла добрая сотня лет и Белая Башня как самая высокая доминанта Царского Села служила наблюдательным пунктом для фашистов и в свою очередь хорошим ориентиром для защитников Ленинграда. Белая башня подверглась почти полному разрушению.
Видение великого Палладио.
Со смотровой площадки башни как на ладони виден Алексанровский дворец. Но не менее интересен он в зеленых кулисах парка:
Если Екатерининский его собрат заставляет забыть о насущном, то Александровский воспитывает способность понимать благородство архитектурных форм и пространств. Палладианская композиция дворца или виллы стремилась вписаться в природу. И здесь Д. Кваренги, последователь Палладио, использует принцип единства архитектуры с окружающей средой. Колоннада, выдвинутая вперед, образовала воздушное пространство, как бы включив в себя гигантский курдонер и согласовав архитектуру с окружающей природой ощущением взаимопроникновения:
Великий Палладио у великого Кваренги всегда и во всем.
Фонарь арх-ра Максимова.
С дворца не просто переключиться на фонарь. Но это теперь стало ясно, что это именно фонарь и ясно почему он здесь.
Впервые я увидел его майским днем 95-го года среди половодья одуванчиков. Тогда это сооружение вызывало вопрос по причине чужеродности утилитарного с поэтическим. В нем присутствовала загадка, которая вела сюда многие годы, коль скоро приходилось бывать у Федоровского городка.
Фонарь находится за границей Александровского парка, напротив Фёдоровского собора у Ковшового пруда. Это кирпичное сооружение, отдалённо напоминает церковную звонницу:
Принадлежность этого сооружения не казалась понятной, пока один пытливый любитель исторических фактов не провел расследование и сравнивая фото разных лет с обрывочными архивными сведениями не установил, что это — фонарь-маячок, возведенный по заказу Николая II архитектором Максимовым одновременно с сооружением Казачьих казарм. Царь заказал проект фонаря и часовни в память о святой равноапостольной великой княгине Ольге.
Любитель разместил свое исследование и фактические материалы в ЖЖ и теперь на него ссылаются историки – профессионалы.
Возведению часовни помешала начавшаяся война. На данный момент, печальное состояние фонаря Максимова представляет собой немой укор администрации города, музейщикам и церкви. Фонарь никому не интересен, всеми забыт и продолжает постепенно разрушаться прямо напротив сияющих куполов Фёдоровского Государева собора: (фото из интертнета)
Между собором и фонарем – Ковшовый пруд, место отдыха заезжих любителей шашлычка на свежем воздухе:
010
К сожалению, костерки по выходным можно теперь видеть у любого из Ламских прудов.
Феодоровский городок — комплекс сооружений у Фермского парка. Оригинальное название — Дома для причта и служащих Фёдоровского Государева собора:
Считается, что прообразом Феодоровского городка послужил сооружённый в XVII веке Царский дворец в селе Коломенском. Комплекс был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб. В его архитектуре прослеживается подражание владимиро-суздальской и московской архитектуры XII—XVII веков.
Трапезная палата предназначалась для собраний духовенства:
Белокаменные ворота представляют наибольший художественный интерес. Они украшены богатой декоративной резьбой по старицкому камню, выполненной по мотивам, заимствованным из декора архитектуры Юрьева-Польского:
Между зданиями Феодоровского городка были устроены стены, по углам которых расположены 6 сторожевых башен:
Как дополнение к абзацу о Белой Башне размещаю несколько фото о
выставке Скульптора Александра Таратынова "Живопись в 3D-версии". Суть в том, что берется известная картина и фигуры, имеющиеся на картине, выполняются в скульптуре. Причем под все это подведена довольно серьезная база, а именно: спор Леонардо да Винчи с Микеланджело о свойствах живописи и скульптуры, начатый Леонардо в трактате "О живописи":
Тут каждый узнает сюжеты и художников, вдохновивших нашего скульптора на создание композиций.
Выставка путешествующая и след ее простыл.
11 августа 2015 г. Колпино. Валерий Дмитрян, домашний архивариус и фотограф.
Пока готовил этот материал, удалось посетить Александровский парк еще раз в его «китайском уголке». Следите за рекламой.