Главными героями в этой прогулке по Царскому Селу станут архитектор И.А.Монигетти и заказчица оригинальной дачи княгиня З.И.Юсупова. Таким образом мы посетим две постройки Монигетти на территории самого города Пушкина, которые прилегают к Екатерининскому парку и зайдем в восточную часть самого парка.
Над созданием уникального облика Царского Села трудились, сменяя друг друга, архитекторы различных эпох и стилей: итальянцы, немцы, шотландец … На долю итало-француза по крови, москвича по рождению архитектора Ипполита Антоновича Монигетти (1819-1878), работавшего в Царском Селе в эпоху Николая I и Александра II , выпало творить в переходный период от угасшего ампира к заимствованию исторических стилей с переходом от симметричных архитектурных форм к произвольным, но более комфортным и разнообразным.
Так вышло, что в начале сентября нам довелось побывать и даже провести целые сутки в свадебном номере т.н. дачи Паткуль (Малая ул.,13) – одной из построек И.А. Монигетти.
(вид дачи в 19 веке)
Тяжелая судьба выпала на долю этой постройки и все же ощущение планировочного комфорта нас в этой гостинице не покидало. Слегка уловимый скрип половиц многомаршевых лестниц – как звуковой лейтмотив жизни семьи из ближайшего окружения императора Николая I, тишина и полное разнообразие планировочных решений и интерьерных изысков. В отеле всего 13 номеров, но ни одного одинакового.
(современный вид дачи Паткуль, фото из сети)
Нет, мы не были зомбированы на историческую достоверность мебели, живописи, отделочных материалов. Мы понимали и убедились в том, что без «IKEA» ценовая доступность отеля сомнительна. Все это было, но не бросалось в глаза.
(подготовка к свадебной церемонии 5.09.2017)
Оказалось, что постройки Монигетти внимательные петербуржцы знают со школьной поры. Это «Турецкая баня» в Екатерининском парке, роскошные интерьеры Юсуповского дворца на Мойке, дача княгини З.И. Юсуповский в Царском Селе, что в двух шагах от особняка Кочубеев.
Заказчиком «Турецкой бани» в память о войне с Турцией в 1828-1829 годах был сам Николаю I. По сохранившимся в семье Монигетти преданиям, царь сказал при этом: «В память о том, что мы задали туркам здоровую баню». В 1848 году Монигетти приступает к составлению проекта павильона.
Глядя на «Турецкую баню» я как-то задумался: что первично архитектура в пейзажной живописи или живопись, глядя на которую трудится зодчий. Турецкая баня скорее всего напоминает рисованную театральную декорацию. (фото 2.08.2016)
И совсем недавно узнал, что именно так и было: Николай I в Неаполе познакомился с акварелями пенсионеров петербургской Академии художеств, среди которых был Монигетти и под впечатлением его рисунков рекомендовал будущего архитектора для работ в Царском Селе.
Портрет архитектора Карл Брюллов пишет в 1840 году в стиле романтизма, но и в эпоху романтизма архитектурного, ярким представителем которого стал Монигетти.
Романтизм в архитектуре — это не в последнюю очередь использование всего восточного (зодчий побывал в Турции), африканского, всего далекого и национального, полузабытого русского , изредка используемого в 18 веке в планировке архитектурного ансамбля Смольного монастыря , Надвратной церкви Александро-Невской лавры,, в архитектурной пластике Царицыно (все фото из сети)
Близость Монигетти семье братьев Брюлловых объясняется там, что будущий архитектор, покинув Москву, поступил в петербургскую Академию художеств к брату Карла Брюллова архитектору Александру. В 1837 году А.Брюллов начитает работать над реставрацией залов Зимнего дворца после пожара, уничтожившего большую часть интерьеров. В помощники ему попадает Ипполит Монигетти. А через три года в серии «итальянских портретов» Карла появляется портрет на половину итальянца Монигетти. Все как-то сплелось, тем более, что А.Брюллова считают одним из основоположников петербургского романтизма в архитектуре (церковь и склеп в Парголове под Петербургом 1830-е годы, фото из сети)
Поскольку семья Паткуль входила в число придворных в окружении императорской семьи и мы начали нашу прогулку с городской постройки Монигетти, то познакомимся и с другой его дачей, возведенной для Зинаиды Ивановны Юсуповой (Павловское шоссе, 10-12). Оба здания разделяет прогулка минут на 15.
Зинаида Ивановна Юсупова была незаурядной женщиной. С юности она обладала прекрасной внешностью. В ее случае внешняя красота была настоящим талантом.
Талан чаще таков, что делает его обладателя властелином свой судьбы. До преклонных лет она поражала всех не только своей красотой, но и смелостью ума, тончайшим вкусом и силой характера .
Пятнадцатилетняя Зинаида была одной из блистательных великосветских красавиц. Вспоминая о том времени, граф В. А. Соллогуб писал: «в устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре — звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света»
Но и в светском дневнике Долли Фикельмон, героине моих заметок о Теплице, видим первое впечатление от Зинаиды Ивановны: «Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит».
Интрига личной жизни княгини описана достаточно подробно, мы же остановимся на том, что связано с царско-сельской дачей. Вихрем, не признающим преград ы, был покорен даже император Николай I. В мемуарах ее внука Феликса Юсупова находим рассказ о найденной им записке Николая Первого, в которой русский самодержец дарует княгине павильон Эрмитаж в Царском Селе (фото 2.08.2016) и просит ее поселиться на лето в нем. Княгиня ответила ему, что предпочитает уют своего дома. Намек был очевидным, т.к. с давних времен эрмитажи служили местом уединения, а в 18-19 веках и местом встреч ограниченного круга лиц без свидетелей. Придется нам, как и княгине Юсуповой, отказать коронованному Дон Жуану в деликатности.
Но этот отказ не мешает Зинаиде Ивановне проявить свой незаурядный ум и она поручила зодчему Монигетти, построить своеобразную копию государева Эрмитажа. Монигетти блестяще «пересказал» великого Растрелли, которому принадлежит проект упомянутого выше павильона в Екатерининском парке (современное фото из сети. Дача в стадии реконструкции)
В первые годы царствования Александра II его отношения с княгиней не складываются и она навсегда покидает Россию.
Архитектор Монигетти проектирует главный фасад Политехнического музея в Москве , ливадийский дворец Романовых. В 1860-е годы Монигетти реконструтрует парадную лестницу Екатерининского дворца, а участие в реконструкции залов Юсуповского дворца на Мойке считается высшим его достижением: (Турецкий и Мавританский залы, фото из сети), .
В моих дальнейших планах прогулка по Большому каскаду Екатериниского парка с выходом в город и рассказом о городских памятниках по берегам прудов каскада. До встречи!
Октябрь 2017 г. Теплице в Чехии.