ТАЙНЫ ОСТРОВА КРИТ
Остров Крит – настоящий рай! Это место, где зародилась европейская цивилизация.
Остров очаровывает своей красотой и разнообразием пейзажа, а также оригинальной культурой, получившей название «минойской» по имени легендарного царя Миноса.
Четыре тысячи лет назад минойская культура на Крите была самая высокоразвитая по тем временам. И вдруг загадочным образом она исчезла.
Учёные до сих пор пытаются разгадать тайну – почему погибла высокоразвитая минойская цивилизация?
Крит — самый большой греческий остров и пятый по величине в Средиземном море. Расположен в 110 км от Европы, в 175 км от Азии и в 300 км от Африки. Омывается остров четырьмя морями: Ионическим, Критским, Ливийским и Эгейским.
История людей на Крите начинается около 7000 лет до н. э. Тогда возникли первые поселения, жители которых занимались сельским хозяйством и разведением скота. Жили эти поселенцы в каменных домах, реже в пещерах. В пещерах найдены религиозные предметы, посвящённые богине плодородия.
В 2600 — 1400 годы до н.э. Крит был центром минойской цивилизации, считающейся древнейшей в Европе. Крит поддерживал сношения с близкими и далёкими странами. Достижения искусства и религии Крита нашли продолжение в греческой культуре.
Древняя цивилизация Крита носила мирный характер, резко отличаясь тем самым от цивилизаций других средиземноморских стран, прежде всего соседних Микен, Египта и Передней Азии.
Это была морская цивилизация. И хотя, конечно, промышляли пиратством, но завоеваний не было.
К особенностям крито-минойской культуры следует отнести то, что центрами её развития были дворцы – многоэтажные сооружения с множеством помещений. Дворцы не имели крепостных стен – их функцию выполняли море и флот.
На Крите повсюду памятники английскому археологу Артуру Эвансу. Это он организовал раскопки в Кноссе, обнаружив знаменитый дворец Миноса.
На сегодняшний день история Крита – это, прежде всего, история его дворцов. Наиболее крупный – это Кносский дворец. Кносский дворец имел несколько этажей. В подземной части находилось большинство хозяйственных помещений, парадные же залы располагались на втором этаже.
Ко дворцу прилегало открытое пространство – вымощенный западный двор с открытыми местами для совершения культовых обрядов, а также зрелищная площадка – старейшая в Европе театральная сцена.
Минойские строители покрыли остров разветвлённой сетью дорог. Замечательным примером является мощёная улица, называемая Царской дорогой. Она соединяла дворец Миноса с Царской виллой, находившейся в нескольких десятках метров.
Критяне имели письменность. Но их этническая принадлежность и язык, на котором они говорили, не установлены до сих пор. Древнейшее критское письмо «А» по сей день не расшифровано.
Священными символами и животными минойской религии были бык, змея, двойные рога, двойная секира и другие.
Минойские женщины принимали активное участие в общественных собраниях, религиозных обрядах и даже в состязаниях, появляясь в своих впечатляющих одеяниях со сложными прическами.
Около 1700 г. до н.э. на Крите произошла крупная катастрофа, вызванная, по всей вероятности, сильным землетрясением. Однако минойцы вскоре отстраивают свои дворцы и дома с ещё большей роскошью.
Но приблизительно около 1450 г. до н.э., когда Крит пребывает в зените славы, происходит извержение вулкана на острове Санторини, который находится в 130 км севернее. От землетрясения образовалась гигантская волна – цунами, которая нанесла существенные разрушения северному побережью Крита.
Но самым страшным было образование новой волны цунами, которая превосходила первую своими размерами и мощью. Эта волна окончательно уничтожила и весь минойский флот, и постройки на острове, и часть населения Крита.
Крито-минойская цивилизация понесла такой урон, что не смогла в дальнейшем оправиться от него. А Крит через некоторое время был заселён греками с материка.
На протяжении 1100-900 гг. до н.э. дорийцы переселяются из материковой Греции на Крит. По греческому образцу они строят города-государства, создают форму правления.
Около 500 г. до н.э. постоянные междоусобные столкновения городов-государств, нападения различных внешних агрессоров с территории Греции и Малой Азии, а также снижение торговли приводят к постепенному упадку Крита.
Крит всегда был лакомым куском для завоевателей.
В 67 году до н.э. произошло покорение Крита римлянами под предводительством консула Метелла.
С 330 г. н.э. Крит — провинция Византийской империи. Строится много христианских церквей.
В 824 году Критом овладевают сарацины, которые создают здесь независимое арабское государство со столицей в Хандаке (ныне Гераклион).
В 1210 году на острове установила своё господство Венецианская республика.
В 1645 году на Крите высадились турки, и захватили его на долгие триста лет. Лишь в 1923 году после греко-турецкой войны остров Крит вновь становится территорией Греции.
20 мая 1941 года Германия оккупировала материковую Грецию и началась знаменитая Битва за Крит — одна из самых героических в истории второй мировой войны.
Крит – родина многих известных людей.
На Крите родился и вырос знаменитый художник Эль Греко – Доми́никос Теотоко́пулос(1541-1614). Гений Эль Греко был заново открыт почти через 300 лет после его смерти. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. В возрасте 26 лет Доминикос отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Эль Греко всегда подписывал картины своим греческим именем. Когда я хожу в Эрмитаж, то всегда наслаждаюсь полотном Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел».
На Крите родился писатель Никос Казандзакис. Мировую славу ему принесли экранизации его романов: «Грек Зорба» (1964) и Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988).
Надпись на его надгробии гласит: «Ни на что не надеюсь. Ничего не страшусь. Я свободен».
Композитор Ми́кис Теодора́кис — известный греческий композитор и политический деятель. Всемирную известность получил, прозвучавший в фильме «Грек Зорба», его танец сиртаки, который теперь танцуют все.
Сегодня Крит — одна из 13 областей Греции. К 2005 году население Крита составляло 650 тысяч человек. Остров процветает за счёт туризма и виноделия.
На Крите много туристических достопримечательностей. Это и Кносский дворец, венецианский замок Фортецца в Ретимни, Самарийское ущелье, плоскогорье Лассити, пещера Зевса.
Столица Крита город Ираклион (Iraklio) получил своё название от имени древнегреческого мифического героя Гаракла (Ираклиса). В порту туристов встречает венецианская крепость Кулес с рельефами крылатых львов над воротами.
Многие порты, храмы, монастыри, площади, общественные здания на Крите были построены по проекту венецианских архитекторов. Большое значение имеет воздействие итальянского Возрождения на иконопись, в результате чего возникает особая «Критская Школа».
Загадочный город Агиос Николас (Святого Николая) – самый красивый прибрежный городок Крита, расположен в северо-западной части залива Мирабелло. Это самый модный курорт на острове, который иногда называют "критским Сен-Тропе".
Одним из самых популярных приморских городов Крита является город Херсониссос. Этот поселок-курорт с небольшим красивым портом и множеством пляжей находится в 26 км восточнее Ираклиона.
У входа в залив Мирабелло находится загадочный остров-скала Спиналонга. Здесь можно увидеть развалины огромной крепости, построенной венецианцами в 1529 г., как препятствие для входа вражеских кораблей в порт Элунды.
Знаете ли вы тайну рождения Зевса? Согласно мифологии, Рея родила Зевса в одной из двухсот пещер Крита – Диктео Андро. Эта впечатляющая пещера находится на высоте 1050 метров над уровнем моря, её глубина 83 м.
Остров Крит буквально наполнен тайнами. И самая главная из них – почему пришла в упадок высокоразвитая минойская цивилизация?
Некоторые считают, что причина заката минойской цивилизации в разрушительном землетрясении. Но после первого землетрясение минойцы заново отстроили Кносский дворец. Да и после извержения вулкана на Санторини жизнь на Крите не исчезла.
Есть мнение, что природная катастрофа привела к расшатыванию привычной системы представлений о мире. Люди потеряли веру в справедливость богов. Люди не знали, как жить дальше. Они разуверились. И потому опустили руки.
Это очень напоминает сегодняшнюю ситуацию. Для многих гибель Советского Союза была сравнима с землетрясением и цунами. Крах СССР повлёк преждевременную смерть более 10 миллионов человек и угасание советской культуры.
Страна погибла, потому что люди потеряли веру в справедливость!
Но культура, как матрица цивилизации, не исчезла.
Цивилизация есть результат приспособления человека к окружающей среде.
А культура – это уже плоды человеческого разума, взрастающие на природной почве.
В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о высшей справедливости.
Всякая древняя культура имела своим основанием связь с Высшим. И гибнет культура, когда теряет свою связь с Высшим – с обоснованием и объяснением своей жизнедеятельности до и после (своей) смерти.
Когда представление о справедливости рушится, гибнет цивилизация.
Христианская цивилизация и культура возникла на особом представлении о справедливом воздаянии за все грехи человека – воскресении.
У советской культуры было своё представление о справедливости. Сейчас такового нет. Сегодня то, что человек получает, почти не связано с его трудовыми усилиями. Кто не работает, тот ест лучше, чем тот, кто работает!
Конечно, советская культура не была идеальной. Но она давала человеку смысл жизни.
Да, сегодня есть свобода. Но зачем? Для чего?
Единственная оставшаяся у нас ценность, это великая русская культура – наше неоспоримое конкурентное преимущество.
И спасти нас может всего лишь один гений, способный обогатить человечество величайшим открытием. Как, например, Григорий Перельман.
Почему минойская цивилизация не остановила письменных памятников накопленной мудрости?
Чем для нас может быть интересен опыт древних и прочих цивилизаций? –
Прежде всего, в ответе на вопрос КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ несмотря ни на что!
А что оставит после себя цивилизация, озабоченная созданием только материального комфорта?
Разве технические новшества или научное познание есть главное достижение человеческой цивилизации?
Уровень развития определяется уровнем творящейся любви!
Люди не становятся счастливее от умножения знаний.
«Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», – сказано в Библии (Экклезиаст 1:18).
Многознание не есть мудрость, – любил повторять Сократ.
Людей делает счастливыми не знание, а, как ни странно, вера! – вера в любовь, вера в справедливость, вера в лучшее будущее… Когда человек верит – он счастлив!
Почти каждый день в мире случаются землетрясения, извержения вулканов, наводнения, цунами. Каждый день что-то взрывается. И никто не знает, какой взрыв может произойти в следующий момент, и чем для всех это закончится.
Как жить в этих условиях? За что держаться в этой жизни?
Зачем мы живём, если всё равно умрём, и всё наколенное материальное обратится в прах?!
Главное не в том, что мы умрём, главное в том – КАК мы живём!
Нынешняя цивилизация на Земле не первая и не последняя.
Жизнь циклична, а значит, закономерна, а значит, предсказуема. Всё повторяется неповторимо — как смена времён года.
Повторение цивилизаций определяется логикой развития: в схожих условиях схожие реакции, идеи; обстоятельства могут быть разные, но принцип жизни один и тот же — потребность в осуществлении. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
Нам кажется, что мы развиваемся, а на деле, если взглянуть пошире, обнаружится, что это лишь очередной подъём, предшествующий спаду, а мы всё кружим и кружим по замкнутой спирали, и нет эволюции, а есть осуществление, развёртывание, и не развитие, не прогресс, а просто бытие.
Чтобы быть счастливым, не нужно создавать цивилизацию.
Наша цивилизация нас погубит, — лучше приспособиться к природе.
Почти все изобретения люди прежде всего использовали в качестве орудий убийства себе подобных. За пять тысяч лет только двести пятнадцать лет были без войн. Что же это за цивилизация такая?!
Откажется ли современная цивилизация от получаемого комфорта, пойдёт ли на самоограничение, что означает гибель потребительской экономики, а значит, отказ от выбранного пути развития цивилизации?
Комфорт — вот главная угроза человечеству. Возведённый в абсолютную цель, он подчиняет человека, заставляя жертвовать душой ради тела. Оказывается, всё, к чему может стремиться человек — ни самоотречение, ни вера, а комфорт. Но комфорт — губительная ловушка!
Человечество ждёт испытание избытком: век изобилия и метафизический вакуум. Человек пресытится знанием, свободой, достатком и увидит смысл в самоограничении.
Возможно, именно самоограничение есть последний шанс человечества!
Сегодня человечество захлёбывается технологиями, дух превращается в придаток плоти, начинает служить телу. Техногенное развитие цивилизации ведёт к физическому вымиранию.
Далеко, опасно далеко зашёл человек!
Цивилизация катится в пропасть, и в один прекрасный день она исчезнет. Мы должны быть готовы к этому, должны научиться обходится тем, что растёт на земле, и всё делать своими руками.
Мы все исчезнем, исчезнет и Земля, и Солнце, и Вселенная; всё когда-то кончается. И так ли уж важно, произойдёт это раньше или позже. Важно, имела ли смысл наша жизнь, и вся эта история под названием цивилизация, и само существование Вселенной?
Ради чего суетиться, стараться, стремиться к чему-то, мучиться, если жизнь конечна?
Не проще ли в таком случае вообще ничего не делать и умереть?
Человек должен заботиться о собственной душе, ибо, спасая душу свою, он спасает не только себя как мир, но и человечество в целом. Хотя, так ли уж важно, выживет ли человечество. Рано или поздно мир окончит своё существование, — всякая история имеет начало и конец. Так стоит ли держаться за тленное?»
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ !
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература.
ЗА ЧТО СТОИТ ДЕРЖАТЬСЯ В ЭТОЙ ЖИЗНИ?
Мой ролик «Рай это Крит» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post141150465/play
P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Санторини – легендарная Атлантида», «В гостях у вулкана», «Рай – это Крит», «Кносский дворец минотавра», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», и другие.
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru