Наш маршрут по Лаосу был составлен так, чтобы увидеть не только города и известные архитектурные сооружения, но и побывать в деревенской глуши тропического леса, куда не всякого туриста влечет и манит. Впрочем, такие глухоманские места начинаются почти сразу, как только заканчивается мало-мальски небольшой городок. Стоит только свернуть с дороги и углубиться в джунгли, где спрятались маленькие деревушки, хаотично разбросанные среди холмов и диких банановых плантаций.
Деревни встречались всякие – большие и маленькие, всего в несколько домов, но похожие друг на друга, как близнецы-братья, хлипкостью своих кособоких домишек. Порой кажется, что они вот-вот развалятся прямо на глазах. В основном деревенские лаосские домики, очень простые по своей конструкции, строятся на сваях. Поэтому зачастую войти в дом можно по приставленной к проему лестнице. Кроме того, такая конструкция позволяет хранить под домом много полезных вещей. Например, складировать дровишки или иную утварь. Доводилось видеть и брус, припрятанный таким образом. В доме может быть и второй вход, и очаг, заполняемый землей и глиной, с треногой и крюком для котла, скорее напоминая туристский.
Крыша, крытая соломой или высушенными на солнце пальмовыми ветвями, – двускатная с продуваемым фронтоном в виде правильного треугольника, закрытым плетеными бамбуковыми циновками. Редкая халупа не имеет пристройки, примыкающей к одной из стен, или даже с двух сторон. Примечательны и сами стены - с видимыми прорехами, и скорее напоминающие плетеную корзинку, с которой ходят в лес по грибы. Вероятно, при таких стенах ничего от глаз и ушей соседей не укроется.
Может, оттого в гости друг к другу особо не ходят, да и чужих в свои дома не зазывают. Потому довелось лишь заглянуть краем глаза с порога. Считается, что для счастья число комнат должно быть нечетное. Обстановка спартанская, мебель заменяют циновки или невысокие, широкие нары.На них устраивается вся семья, которую лаосцы не случайно ассоциируют со своим домом. Семья сына или дочери - называется “кхуахыан”, что означает кухня; семья внука – “пристройка”, а семья правнука – так и вовсе так, как европейцами воспринимаются и сами хижины, затерянные в лаосских джунглях, - “дом на отшибе”.