В 1845 году Тарас Шевченко написал поэму «Еретик», посвященную Яну Гусу — проповеднику и национальному герою чешского народа. Идеолога чешской Реформации в то время считали еретиком, поэтому поэма Шевченко была проклята и сожжена католическими монахами на холме в Ватикане.
Привітай же в своїй славі
І мою убогу
Лепту-думу немудрую
Про чеха святого,
Великого мученика,
Про славного Гуса.
Книга повторила судьбу своего героя: Ян Гус был сожжен на костре вместе со своими трудами 6 июля 1415 года за то, что высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви.
В один из летних дней 1371 года в небольшом местечке Гусинец на юге Чехии, в семье бедного крестьянина родился третий сын, которого назвали Яном. Отец трудился, не покладая рук, от зари до зари, чтобы прокормить семью, мать хлопотала по хозяйству, и оба они все чаще задумывались над судьбой своих детей. Для сына крестьянина в ту пору была лишь одна возможность, обещавшая избавление от непосильного труда, нищеты и голода, — стать священником. Но для этого надо было пройти нелегкий путь обучения.
В Гусинце школы не было, и родители, преодолевая многие затруднения, определили Яна в школу города Прахатице, который находился на расстоянии часового пути от родного дома. Школа в Прахатице ничем не отличалась от обычных для средневековья учебных заведений. Здесь преподавали грамматику, риторику и диалектику, в старших классах еще учили арифметике и астрономии. Прежде всего, школяры изучали латинскую грамматику. По арифметике обучение чаще всего не шло дальше сложения и вычитания целых чисел, а деление считалось верхом премудрости. Астрономия заключалась в том, что учащихся заставляли вызубривать дни церковных праздников, а диалектика сводилась к изложению простейших правил умозаключений. Все преподавание было основано на священном писании, а главным предметом был закон божий. В средневековых школах ученики должны были заучивать наизусть отрывки церковных текстов, длиннейшие латинские стихи да напевы псалмов.
Обучение затруднялось тем, что печатных книг тогда не было вовсе и ученикам приходилось одолевать школьную науку на память, повторяя каждую фразу по нескольку раз за учителем. Недостатки собственных познаний и несовершенство методов обучения учителя с лихвой возмещали побоями, розгами и затрещинами, в изобилии приходившимися на долю учеников. Но попасть даже в такую школу было нелегко. Немало кур, гусей, яиц и других припасов приходилось приносить учителю, дорого обходились грифельные доски или навощенные деревянные таблички, на которых обычно писали школяры. Приобрести пергаментную или бумажную тетрадь было им не по карману.
На главной улице местечка Гусинец под номером 36 сохранился дом, в котором родился и провел детство Ян Гус. Помимо этого дома в окрестностях Гусинца есть еще одно место, которое легенда связывает с именем Магистра, — Гусова скала в долине реки Бланице. Рассказывают, что когда юный Гус учился в Прахатице, отдыхать и читать он приходил к этой каменной глыбе, и голову свою опирал о скалу. Так и отпечатался на камне след от головы Яна. А во время одной сильной бури Ян Гус, шедший из школы домой, спрятался под этой скалой. Молния ударила в куст можжевельника, растущий у скалы, и тот заполыхал. Мать Яна, поспешившая навстречу мальчику, обнаружила его сидящим под скалой и смотрящим на горящий куст. Вместо ответа на вопрос, почему он не торопится домой, маленький Гус показал матери на куст и сказал: «Видишь, как этот куст, так и я в огне покину этот мир».
Закончив школу, Ян хотел учиться дальше и стать священником. Впоследствии он сам признавался, что к такому решению его привела надежда добиться сытой и обеспеченной жизни. Восемнадцатилетний юноша отправляется в Прагу с матерью, которая несла на руках живого гуся и большой белый калач — скромные подарки для тех, от кого зависело решение принять ее сына в университет. На самых подступах к Праге гусь вырвался и напрасно мать с сыном пытались его поймать. Тем не менее, Яна за один только калач и за знания, которые у него были, приняли на факультет свободных искусств. В пражском университете были еще богословский и медицинский факультеты, но Гусу пришлось учиться на самом дешевом по оплате факультете, зарабатывая на жизнь пением в католических храмах. В то время он был так беден, что питался самой дешевой гороховой похлебкой, посуды у него тоже не было, поэтому Ян делал ложку из хлебного мякиша, которую съедал вместе с похлебкой.
И все же, талантливый крестьянский сын в 1393 году получает степень бакалавра, через 3 года – магистра и становится преподавателем Карлова университета. В то время принцип преподавания был вполне современным: магистр выбирал ученые труды, на его взгляд очень важные, для изучения со своими учениками. Ян Гус избирает объектом обсуждений и диспутов (основная форма обучения) труды английского профессора и богослова Джона Виклифа. Читая курс лекций в университете Оксфорда, Виклиф резко критиковал богатство церкви и осуждал алчность духовенства, ссылаясь на то, что Христос и апостолы не имели никакой собственности. Джон Виклиф учил, что глава церкви – не папа, а сам Христос, и что каждый человек связан с Богом напрямую, без посредничества священников. Под влияние этих идей попал и Ян Гус.
В 1401 году Гуса избирают деканом, а на следующий год – ректором Карлова университета. На этих должностях Ян боролся против засилья немецкой науки, немецкого богословия и немецкого языка в университете. Хорошо известен его труд «Чешская орфография», посвященный созданию литературного средневекового чешского языка и реформе чешского правописания. Научные работы Гуса по лингвистике и сегодня используются в чешской грамматике: для передачи каждого звука речи отдельной буквой он разработал диакритические (над буквенные) знаки гачек (č), чарка (á) и кружок (ů).
Такая научная деятельность, распространение идей протестантизма среди студентов и административные реформы Яна Гуса, по которым чехи получили в совете университета три голоса, а немцы только один, вызвали волну возмущений среди немецких студентов и преподавателей. В знак протеста более тысячи человек покинули Прагу и направились в университеты Лейпцига, Гейдельберга, Вены и Кельна. Карлов университет потерял свое былое значение, перестал быть «центром учености» всей Священной Римской империи, превратился в сугубо национальную школу, а Ян Гус принял сан священника и был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в пражском Старе-Место.
Ян Гус, оратор талантливый и человек невиданной смелости, читал свои проповеди на чешском языке. В этих проповедях, на которые собиралось до трех тысяч человек, он не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал католическую церковь. С кафедры Вифлеемской часовни Гус надсмехался над такими «святыми реликвиями», как пеленки Иисуса Христа, скатерть с Тайной вечери, веревка, которой был связан Христос; говорил, что «если собрать все берцовые кости Святой Бригитты по всей Европе, получится, что она была сороконожкой» и «Христос вознесся на небо весь, поэтому никакие его части – к примеру, волосы из бороды — на Земле остаться не могут». Его критике подвергалась продажа индульгенций и церковных должностей, плата за отправление обрядов, пьянство и разгульное поведение священников на таком примере: известный каноник с Градчанской площади постоянно проигрывает в кабаке церковные деньги, возвращается домой практически голым и среди ночи стуком и криками будит всю улицу.
Как человек глубоко и искренне верующий, Ян Гус от церкви добивался одного — чтобы она соблюдала Закон Божий и сама поступала так, как учит верующих. Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать Вифлеемскую часовню рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько религиозных песен, написав на стенах ноты и слова, благодаря чему эти песни стали народными.
Проповеди Яна Гуса создают антицерковное протестное движение, охватившее все слои населения: нищие крестьяне и ремесленники, платившие церковную десятину купцы, обедневшие безземельные рыцари и бароны, король, мечтавший получить часть астрономических церковных богатств. В Чехии начинаются погромы священников, их ловили в квартирах любовниц и топили в реке. Папа издает буллу против Яна Гуса, запрещающую ему проповедовать, совершать церковные действия и требы (исповедовать, крестить, отпевать и т.д.), сжигаются все его книги. Апеллируя к Христу, Гус отказывается выполнять приказы папы и пражского архиепископа, продолжая открыто критиковать перед верующими церковную власть. Именно таким он предстает на картине чешского художника Альфонса Мухи «Проповедь магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле».
Картина Альфонса Мухи «Проповедь магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле», выставленная в Национальном музее Праги
В ноябре 1414 года Ян Гус был вызван на Констанцский собор, причем император Сигизмунд обещал ему личную безопасность. Распространено ошибочное мнение, что этот XVI вселенский собор собрал 700 епископов католической церкви для расправы над Гусом. В действительности, основной задачей Констанцского собора было прекратить Великий западный раскол католической церкви, когда сразу три претендента объявили себя истинными папами: римский Григорий XII, авиньонский Бенедикт XIII и пизанский Иоанн XXIII. В течение четырех лет работы собора было решено много проблем, касающихся обновления церкви и церковной доктрины: низложены все три антипапы и избран новый и единственный папа Мартин V, принято решение о примате вселенского собора над папой, отменен ряд поборов в пользу папской курии, в порядке арбитражного урегулирования решен территориальный спор между Великим княжеством Литовским и Тевтонским орденом.
Против Яна Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета, его арестовали и посадили на хлеб и воду. Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал отвечать, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Слушание дела Яна Гуса на соборе проходило с 5 по 8 июня 1415 года в окружении ненавидящих его людей: они кричали, свистали, топали, не давая ему изложить свое учение, а он снова апеллировал к Христу. В Староместской ратуше висит крупноформатная картина чешского художника Вацлава Брожика «Ян Гус перед церковным собором в Констанце при вынесении ему смертного приговора».
Картина Вацлава Брожика «Ян Гус перед церковным собором в Констанце при вынесении ему смертного приговора», выставленная в Староместской ратуше Праги
После вынесения Гусу смертного приговора, император Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к нему с просьбой отречься от своих убеждений, но он этого не делал: «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил» и «Я то — Гусь, а за мной придет Лебедь!», предсказывая появление через сто лет великого реформатора Мартина Лютера. После письменного отказа отречься от своих «заблуждений», 6 июля 1415 года Ян Гус по приговору католической церкви был сожжен на костре. Свои последние слова «О, святая простота!» Гус сказал фанатичной старушке, подложившей вязанку хвороста в его костер.
Смерть Яна Гуса привела к Гуситским войнам между его последователями — гуситами и католиками, пяти крестовым походам на Чехию, политическому и религиозному изменению Центральной Европы. Католическая церковь до сих пор его не реабилитировала, а чешский народ, считающий Яна Гуса национальным героем, к 500-летию казни воздвиг ему на Староместской площади в Праге памятник .