С XVII века на левом берегу Влтавы начинают разбивать сады. Появляются Вальдштейнский сад, Лобковицкий сад, Вояновы сады, Шенборнский сад, разбивают сады под Пражским Градом. Большинство барочный садов на левой стороне холма Петршин возникли на месте виноградников и более ранних ренессансных садов итальянского типа. Сады итальянского типа располагались на террасированных склонах. Террасы, укрепленные подпорными стенами, облицовывались камнем, их стены украшали ниши, скульптуры, гроты и балюстрады.
В 1591 году на месте виноградника итальянский архитектор Олдрих Авасталис де Салла построил для себя дом, который в 1620 году был куплен чешским композитором Криштофом Гарантом. Однако Гарант недолго прожил в этом доме — он был среди 27 дворян Сословного восстания против династии Габсбургов, казненных в 1621 году на Староместской площади. Дом был конфискован в пользу государственной казны, но уже в 1622 году выкуплен графом Сезимом из Вртбовского дворянского рода, прикупившего заодно соседний северный дом и соединившего их вместе в один дворец, оформленный в ренессансном стиле.
Род Вртбов владел виноградниками в Праге и был успешным и богатым. Подъем рода и присвоение дворянского титула происходит после подавления чешского Сословного восстания. Оставшись верными императору Священной Римской империи Фердинанду II, члены Вртбовского рода получили высокие государственные посты и значительно преумножили свои владения за счет дешевой покупки конфискованного имущества казненных чешских дворян. Наследник Вртбовского рода бургграф Пражского Града Ян Йозеф в 1720 году решил перестроить дворец и захотел иметь сад в новом небывалом доселе духе.
Сложность возведения Вртбовского сада заключалась в его сильно ниспадающем рельефе и в том, что участок имел неправильную форму – клина, зажатого другими садами. Да и площадь его по сравнению с другими дворцовыми садами Праги была более чем скромной – всего 3000 кв.м. Разгуляться создателям особо было негде, но чтобы возвести что-то особенное и неповторимое, приходилось полагаться только на качество. С этими трудностями справился на славу архитектор Франтишек Канька, который привлек к созданию сада на склонах Петршина живописца Вацлава Рейнера и скульптора Матиаша Брауна. Так великими чешскими мастерами была создана неповторимая изящная жемчужина ландшафтной архитектуры, с 1958 года занесенная в список величайших памятников искусства Чехии.
Склон Вртбовского сада, по задумке архитектора, был прорезан диагональной осью, на которую нанизали три террасы в разных уровнях, соединенные лестницами.
На самом нижнем уровне сада расположился садовый павильон «салла террена» — беседка, служившая для отдыха господ.
Своды садового павильона расписаны Вацлавом Рейнером,
на фреске в центре купола изображены античные боги — Венера и Адонис.
Интерьер центрального зала садового павильона украшают оригиналы статуй Матиаша Брауна – Бахуса
и древнеримской богини — покровительницы урожая и плодородия Цереры.
Напротив садового павильона находится вольер с певчими птицами из пражского зоопарка,
а стены зданий, которые окружают сад, увиты плющом.
В центре нижней террасы сада размещен фонтан со скульптурной композицией, изображающей ребенка с морским чудищем-змеем.
Фонтан окружен четырьмя аккуратно подстриженными симметричными декоративными клумбами.
Это типичный образец французского сада. В старое время садовники умышленно подстригали клумбы много лет подряд, «воспитывали» эти растения, придавали им нужную форму.
Наиболее яркой частью сада является центральная терраса. Визуально ее можно поделить на три части благодаря декоративным стенам из граба обыкновенного с вырезанными арками,
в которых установлены скамейки для отдыха.
У входа на центральную террасу стоят два больших туя, которые сохранились здесь с давних времен. По краям террасы произрастают меньшие по высоте различного вида тисы.
Центр террасы украшен двумя большими клумбами с дизайном и растительностью схожей с клумбами нижней террасы.
Между клумбами создали небольшое озерцо с фонтанчиком.
К последнему, третьему уровню сада ведет огромная лестница, которая расходится в правую и левую стороны.
Такое решение было избрано не только для преодоления большой разницы высот, но и для эффектного размещения статуй античных божеств и украшенных рельефами ваз Матиаша Брауна.
Лестничная подпорная стенка, превратившаяся в декоративную, создает впечатление остановки перед продолжением иллюзорно обширного сада, но на самом же деле при подъеме наверх к третьей террасе сад сужается.
Эта верхняя терраса разделена тремя дорожками, вымощенными камнями,
и в самой высокой своей части завершается аркой, украшенной рельефами водных богов, русалок, тритонов и морскими раковинами.
Наверху этого сооружения, называемого Глориет, находится смотровая площадка, с которой открываются восхитительные виды красавицы Праги.