Среди улочек Малой Страны, в пяти минутах от Карлова моста, находится один из самых старых парков Праги — Вояновы сады.
За небольшим романтичным арочным сводом вас встретят неожиданные покой и тишина посреди туристического центра города.
В 1248 году на этом месте воздвигли дворец-резиденцию пражских епископов вместе с дворцовым садом. Недовольные церковью гуситы всё это успешно сожгли дотла в 1419 году. После подавления гуситских выступлений новый дворец, но уже для архиепископа (пражское епископство получило «повышение» при Карле IV), было решено построить ближе к королевской резиденции и тем самым подчеркнуть возврат Чехии в лоно настоящей католической веры. А на сожженной территории начали строить дома.
Так здесь появился дом графа Валленштейна. Когда в середине XVII века император Фердинанд III пригласил в Прагу женский монашеский орден босых кармелиток, он выкупил этот дом вместе с другими зданиями и участками для постройки монастырского комплекса. Кроме монастыря и храма Святого Иосифа, кармелитки разбили сад — очень женский, очень потаенный, укрытый от чужих глаз, с элементами сельской тишины, яблонями, грушами и простыми деревянными скамейками. Получилось место, где может успокоиться женское сердце.
С 1954 года сад, окруженный зданиями бывшего монастыря и новыми постройками Министерства финансов, носит имя известного чешского актера Эдуарда Вояна.
Воян (Vojan) родился на соседней улице Míšeňská в семье чиновника в 1853 году. Уже студентом реального училища принимал участие в любительских спектаклях. Дебют Вояна на профессиональной сцене состоялся в 1869 году в труппе Крамера в городе Кунгошть. Несколько лет играл в различных передвижных труппах, в 1881-84 годах был ведущим актером театрального коллектива города Пльзень. В отличие от своих предшественников, чешских трагических актеров, Воян отказывался от внешних эффектов, старался раскрыть смысловое значение слова. Сценические герои Вояна отличались глубокой человечностью, он стремился к многогранной психологической разработке характеров.
Новаторская, реалистичная направленность искусства Вояна долго препятствовала его поступлению в Пражский Национальный театр. Лишь в 1888 году Воян вступил в труппу этого театра и уже через два года начал исполнять ведущие роли: Яна Гуса и Яна Жижки, Гамлета, Отелло, Мефистофеля. За то, что Эдуард Воян в созданных образах воплощал героический дух чешского народа и активно пропагандировал национальную драматургию бывшие монастырские сады и были названы его именем — Вояновы сады (Vojanovy sady).
Парк в английском стиле примечателен свободно прогуливающимися в нем павлинами,
которые не прочь угоститься чем-то лакомым (не забывайте, что павлинов, уток и лебедей в Праге кормить можно, а вот за кормление голубей, особенно на центральных площадях, предусматривается большой штраф).
Гуляя по дорожкам Вояновых садов, можно отдохнуть от городской суеты, насладиться тишиной, посмотреть на медленно плавающих в пруду гигантских карпов,
полюбоваться на капеллу Святой Терезии из Авиллы зрелого барокко.
На обзорной террасе Вояновых садов
находится фонтан, небольшой розарий
и настенные солнечные часы, сохранившиеся с XVII века.
Есть небольшая детская площадка
и даже деревянный улей необычной формы.
В Вояновых садах на удивление мало народу, особенно если сравнивать с находящимися по соседству Вальдштейнскими садами.
Вояновы сады спрятаны за стенами в самом центре Праги, как маленький, зеленый оазис, в котором можно посидеть на лужайках, понаблюдать за гуляющими павлинами и просто отдохнуть.