Одним из самых привлекательных туристических мест в Праге, с которым связаны наиболее значительные события чешской истории, считается Староместская площадь. Старомак (так чехи называют это место) был большим рынком на перекрестке европейских торговых путей еще с XII века и помнит времена, когда нынешняя Прага еще не существовала как единый город. Здесь стояло 300 домов, 15 костелов, таможня, больница, гостиницы, кабачки и конюшни. На Старомаке проходили ярмарки, были построены магазины, в которых купцы со всего света продавали дорогие привозные товары, и стояли переносные лотки, на которых местные ремесленники и крестьяне продавали плоды своих трудов.
Все галереи домов вокруг площади заняты торговлей, сколько здесь магазинов и магазинчиков! В дорогих магазинах ювелиры продают серебряные и золотые украшения, бронзовщики торгуют подсвечниками, ступками и металлической посудой, галантерейщики предлагают изысканные ткани и кружева, стеклодувы расставляют графины и бокалы из богемского хрусталя. Тут же у дверей покосившейся лавки с ветхой одеждой женщина на столике продает свежевыпеченные булки, облатки и пироги, а рядом с ней заросший угрюмый крестьянин прямо с телеги торгует огурцами, корнеплодами и свежевыловленной рыбой.
На северной стороне Староместской площади продают уток, гусей, яйца, масло, сыр, кухарки с корзинами громко торгуются из-за каждого гроша. Важный городской чиновник проверяет, чтобы ни одна торговка не предлагала голодных гусей — продавать можно только накормленных. Здесь же продаются овощи и фрукты в мешках, кувшинах, бадьях, лукошках, глиняная посуда и кованые изделия, окорока и колбасы.
Из аптеки, прямо под ноги прохожих, вылетают какие-то травы, сухие цветы, склянки и баночки. Внутри идет жаркий спор: маэстро аптекарь ругается с доктором и чиновниками, которые пришли выбросить у него старые, заплесневелые и вредные для людей зелья. Нищие расхватывают забракованный товар, чтобы потом за кусок хлеба вернуть его хитрому аптекарю.
Из костела через всю площадь продвигается траурная процессия, послушник в церковном облачении с крестом идет первым, за ним — кантор с учениками, поющими покаянный псалом Давида. На погребальных носилках в открытом гробу тело цехового мастера. Рядом идут его коллеги в черных накидках и капюшонах, несущие в руках восковые факелы на палках. По правилам цеха похоронить мастера обязаны все, а кто не пришел или опоздал, платил воском — 1 или 2 фунта. За гробом идет католический священник с молитвенником, за ним двигаются родственники, соседи и зеваки. Продавцы и покупатели, сквозь толпу которых процессия направляется к кладбищу, набожно крестятся.
Из дверей ратуши, на которых висят написанные мелкими буквами рекомендуемые городским советом цены на продукты и напитки, выходит на площадь другая процессия. Надсмотрщик ведет за ошейник мастера-пивовара, которого несколько раз застигли с негодным пивом и теперь наказывают за это. Бургомистр с палицей идет следом за пивоваром, а двое сильных слуг несут длинную веревку и корзину. Вокруг них толпа мещан, мальчишек, служанок и попрошаек. Пивовара ведут через площадь к Карлову мосту, с которого его будут окунать в воды Влтавы в корзине.
На южной стороне Староместской площади стоил позорный столб в виде большой клетки, в которой сидят полуголые осужденные, с табличкой на горле, где указана вина. В средневековой городской книге записано: «чтобы за свои плохие поступки судом был приговорен к железной клетке на Староместском рынке, чтобы каждый день в течение 4 недель сидел наполовину обнаженный».
В центре площади возвышается 16-ти метровая колонна, завершенная позолоченной статуей Девы Марии в окружении скульптур ангелов, борющихся с дьяволом. Вокруг головы Богоматери ореол из двенадцати звезд, а ее правая нога попирает голову крылатого дракона. Ступени Марианской колоны никогда не пустовали: здесь отдыхали горожане, сидели няни с детьми, собирались извозчики и многочисленные носильщики, грузчики и поденщики, ожидающие заработка и работы у какого-нибудь хозяина.
В самом конце Тридцатилетней войны, осенью 1648 года шведские войска оккупировали Малу Страну, опустошили Пражский Град и пытались захватить Старе Место. Город защищали крепостные стены, и наиболее доступным путем к цели был Карлов мост. Тогда мещане, ремесленники, студенты и профессура Карлова университета образовали Марианский легион и самоотверженно встали на защиту Старого города против хорошо вооруженной профессиональной армии шведского королевства. Когда у защитников заканчивались силы, они обращали взор к небу и просили Божьей помощи и заступничества Девы Марии. Они обещали в случае, если удастся предотвратить разрушение Праги вражескими войсками, поставить колонну с ее изображением в центре Староместской площади. Не как символ победы, а из благодарности. Жители Праги надеялись на невозможное, на чудо, которое и свершилось. Так после окончания войны в 1652 году в центре Староместской площади появилась Марианская колонна, простоявшая до 1918 года. Тогда сторонники независимости Чехии посчитали Марианскую колону символом австро-габсбургского католицизма, обмотали ее канатами, раскачали и повалили, а статую Девы Марии раскололи на куски.
Марианская колонна служила солнечными часами, указателем пражского времени. К северу от колонны в мощении Староместской площади была выложена каменная полоса — тень от Марианской колонны в полдень, о котором в средние века извещали выстрелом из пушки. Сейчас эту полосу называют «пражским меридианом», который завершается металлической пластиной в форме стрелки с надписью: «Меридиан, по которому в прошлом определяли пражское время».
Во все времена Староместская площадь являлась центром общественной жизни и свидетельницей многих событий, повлиявших на ход чешской истории. По площади проходили королевские коронационные процессии, которые по указу короля Карла IV начинались в Вышеграде, а заканчивались в Пражском Граде. Кроме торжественных событий, на площади случались и трагедии: здесь был казнен последний гуситский гетман Ян Рогач со своими приближенными, в 1422 году произошли кровавые столкновения, вызванные казнью вождя пражских малоимущих Яна Желивского, одного из последователей Яна Гуса.
21 июня 1621 года на Староместской площади были казнены 27 участников Сословного восстания против династии Габсбургов.
Самый известный пражский палач Ян Мыдларж лишил жизни 10 дворян, 15 жителей Праги и 2 жителей Кутной Горы и Жатеца. Ужасное зрелище продолжалось с 5 часов утра до 1 часа дня. Головы двенадцати казненных позже были вывешены в металлических сетках для устрашения на Староместской мостовой башне. Когда, спустя десять лет, было позволено их снять, друзья и родственники похоронили их в неизвестном месте.
Говорят, что каждый год в день своей смерти, 21 июня, духи казненных в полночь подходят к астрономическим часам Орлой и следят за точностью их хода, охраняя мир и покой земли чешской. В честь казненных на тротуаре Староместской площади поместили 27 крестов, символы меча и короны.
Староместская площадь окружена старинными зданиями и памятниками средневековой архитектуры: Староместская ратуша с астрономическими часами Орлой,
дворец Кинских
и домами различных архитектурных направлений — готика, ренессанс, барокко и рококо.
В центре Староместской площади стоит памятник национальному герою чешского народа, проповеднику и реформатору Яну Гусу, который был установлен в 1915 году, в пятисотую годовщину его казни.
Памятник является целой скульптурной композицией. Ян Гус изображен с двумя группами людей: первыми являются гуситские воины-победители, вторыми — протестанты, обреченные покинуть родину после подавления Сословного восстания и казни предводителей на Староместской площади. Среди образов есть скульптура «Молодая мать», символизирующая возрождение народа и идей. На постаменте высечена известная фраза Яна Гуса: «Любите людей».
Вот уже 10 веков живет Староместская площадь, бурлит и шумит, плачет и смеется, перестраивается и преображается, радуется и печалится. И голоса ее людей, часов и колоколов днем и ночью, летом и зимой, из года в год, из века в век не замолкают и звучат над булыжными мостовыми, барочными дворцами, каменными мостами, куполами, шпилями и башнями Праги.