Восточная мостовая башня является проходом с Карлова моста в Старе Место Праги и потому именуется Староместской. Положение башни исключительно: она стоил на первом пилоне между первым и вторым пролетами моста, т.е. прямо над водой.
Строительство Староместской башни началось в 1357 году одновременно с возведением Карлова моста и продолжалось 23 года. Проект принадлежит знаменитому Петру Парлержу, строительная артель которого одновременно возводила и пражский собор Святого Вита. Наряду с оборонным значением, башня играла роль триумфальной арки Карла IV на «Королевской дороге» от Староместской площади до Пражского Града.
Со Староместской башней связана одна из печальнейших страниц чешской истории. В 1621 году на уровне смотровой площадки башни в целях устрашения появилось жуткое «украшение»: в металлических корзинах здесь повесили головы 12 казненных самых активных участников Сословного восстания против власти Габсбургов. Шесть из них были расположены на западной стороне башни (к Карлову мосту) и шесть — на восточной стороне. Спустя какое-то время голова одного из них была выдана вдове, а остальные 11 висели в качестве предостережения и к ужасу проходящих под башней еще десять лет! На голову Есениуса был положен язык, который ему вырезали прежде, чем голова этого ученого коснулась плахи. На голову чешского дворянина Шлика была положена его отрезанная правая рука.
Только после смены австрийского императора в 1631 году головы тайно ночью были сняты и захоронены в Тынском храме. Символично, что головы и таблички с именами в шкатулки укладывал Микулаш Дивиш, один из лидеров восстания, который бесславно избежал смерти, простояв во время казни своих соратников с прибитым к эшафоту языком.
Легенда гласит, что пока головы несчастных висели на Староместской башне, в дни и ночи, когда ветер шевелил корзины с головами казненных, прохожие слышали стоны и грустные песни, доносившиеся с башни. А по ночам возле корзин видели светящиеся огни…
Значительный ущерб Староместской башне был нанесен в конце Тридцатилетней войны . В 1648 году Карлов мост, как единственная пражская переправа через Влтаву, стал ареной ожесточенных сражений. Западную сторону Староместской башни обстреляла артиллерия шведской армии, которая безуспешно пыталась пробиться со стороны Пражского Града в Старе Место. Скульптуры Мадонны, короля Карла IV и его жены Элишки Померанской, богато украшавшие портал башни, были уничтожены полностью. После восстановления Староместской башни в 1650 – 1653 годах на этой стороне появилась каменная доска с латинским текстом в память о героической борьбе против шведов пражан, студентов и 30 профессоров Карлова университета.
Староместская башня была повреждена и позже, во время восстания 1848 года. В этом году произошли революционные события не только в Чехии, которая тогда входила в состав Австро-Венгрии, но практически во всей Европе, прежде всего в Италии, Польше и во Франции. Именно события французской революции, которая произошла в феврале, вызвали у чешского оппозиционного дворянства революционные настроения.
Чехи требовали созыва земского сейма, отмены цензуры, барщины и введения в школах чешского языка в качестве языка обучения. 2 июня 1848 года в Праге открылся «Первый Славянский конгресс» — съезд славянских народов, проживавших в Австрийской империи, и выступавших против австро-германского владычества. 12 июня началось Пражское восстание, в ходе которого в арке Староместской башни была устроена одна из 400 городских баррикад. 15 июня австрийские войска начали артиллерийский обстрел столицы, через два дня Прага капитулировала. Революция в Чехии была подавлена, а Староместская башня основательно повреждена.
Одна из легенд рассказывает о том, что иногда на Староместской башне появляется сыч и грустным криком предвещает несчастье: то наводнение, то пожар, то войну. Много раз жители близлежащих домой пытались застрелить сыча, чтобы уберечься от несчастья, но он неизменно появляется вновь и вновь, своими унылыми стонами заставляя «мурашки бежать по спинам горожан».
Восточная сторона Староместской башни (к Кржижовницкой площади или площади Крестоносцев) сохранилась практически первозданной. Согласно традициям древней астрологии, восточный фасад разделен карнизами на ярусы, символизирующие сферы: подземную, лунную, солнечную и звездную, причем в «преисподней» — в подвальном помещении мостовой опоры, находилась тюрьма.
Первый ярус, решенный довольно просто, украшен гербом Старе Места, над которым расположен горизонтальный ряд гербов земель и городов чешского королевства в период правления Карла IV.
Сетчатый свод башни, перекрывающий высокий проезд, аналогичен своду часовни Святого Вацлава в соборе Святого Вита Пражского Града.
Второй ярус Староместской башни украшают скульптурные изображения создателей сооружения – восседающих на троне Карла IV и Вацлава IV по бокам, а в центре – патрона Карлова моста Святого Вита со знаками Священной Римской империи и Чешского королевства по обеим сторонам от него. Скульптурные изображения чешских королей работы мастерской Парлержа – не просто символы, они уникальны тем, что обладают портретным сходством.
В XX веке вся скульптурная группа была заменена на копии, а оригиналы хранятся в Лапидарии Национального музея в пражском районе Голешовице.
Над головой Святого Вита располагается барельеф герба с моравской орлицей, а еще выше на платформе стоит скульптура чешского льва. На праздник Святого Вита (15 июня) тень от львиной головы падает на грудь орлицы, что символизирует единение Богемии и Моравии.
Скульптуры покровителей земли чешской — Святого Войтеха и Святого Сигизмунда расположены на третьем ярусе Староместской башни.
Это опять же копии, а оригиналы также хранятся в Лапидарии Национального музея.
Процесс демонтажа оригиналов скульптур второго и третьего ярусов Староместской башни и монтажа их копий производился в 1978 году с использованием деревянного крана, изготовленного по средневековым стандартам. Реконструкция средневекового образца строительной техники, приводимого в движение ногами человека (по типу «белка в колесе») выполнена по старинным технологиям на основе изображений Вацлавской библии 1390-1400 годов, а также найденных исторических документов и чертежей деревянных педальных бобин. По мнению специалистов, в сравнении с использованием современной техники, применение средневекового крана в данном случае гораздо более уместно с точки зрения бережного подхода к реконструкции пластического декора ценного памятника готики.
Над изготовлением новых изваяний, которые должны простоять не менее столетия, чешские реставраторы трудились в течение четырех лет, а расходы на замену скульптурного убранства Староместской башни составили порядка 6 млн. крон.
Еще на восточной стороне Староместской башни находятся четыре неброских барельефа птицы зимородок в венце из полотенца, связанного в узел, пятый зимородок находится на противоположной стороне башни. Зимородок — символ бессмертия и вечности, личный знак чешского короля Вацлава IV. Зимородок также символизирует человеческую душу, в народе верили, что он может защитить от молнии и усмирить шторм.
Об этом знаке, который позже стал гербом цеха пражских банщиков-цирюльников, существует легенда. Вацлав IV подарил этот знак банщице Сусанне и через нее всему ее цеху за то, что она отвезла его на лодке на малостранский берег и тем самым спасла из плена. Местом, где в 1393 году совершился этот драматичный побег, была королевская купальня на староместской берегу Влтавы.
Четвертым, завершающим ярусом Староместской башни Карлова моста является смотровая галерея,
подняться на которую можно по винтовой лестнице из 138 ступенек.
Во внутреннем помещении второго этажа располагалась караульная служба, и отсюда спускали железную решетку, закрывающую проезд башни.
Помещение на третьем этаже использовалось в качестве долговой тюрьмы для должников из благородных семейств. Центральная колонна башни, вокруг которой вращается лестница, украшена гротесковой фигурой сторожа середины XV века.
Жил на площади Крестоносцев около Староместской башни скорняк, который подшивал пальто мехом лисиц, куниц, выдр, бобров и кроликов. В те времена в башне не было ни стражи, ни пожарного, ключ хранился у скорняка, так как его мастерская была поблизости. Он должен был убирать в башне, и эту службу он время от времени разнообразил тем, что опустошал гнезда голубей на башне. Однажды он вспомнил, что голубята скоро уже вылетят из гнезда, но так как был занят срочным заказом, послал на башню ученика. Гнезда, однако, уже были пустыми, голубята как раз вылетели, и подмастерий стал тихо ждать их возвращения. Он расположился в темном углу, и после долгого трудового дня глаза его начали закрываться, и он уснул в тишине сумерек. Скорняк вскоре хватился ученика, отправился к башне, закрытой изнутри, долго стучал, не получая никакого ответа.
Ученик крепко спал, пока его не разбудили непонятные голоса. Он испугался, спрятался за ближайшую балку и стал ждать, что будет дальше. Когда зрение привыкло к сумеркам, он увидел толпу неясных фигур: они медленно шли строем, в руках держали белые листы и пели мрачную серьезную песню. Когда последняя фигура исчезла в темноте, парень выскочил и сбежал по лестнице, чудом не сломав себе ноги – за спиной он постоянно слышал приглушенное пение. К двери добежал в тот момент, когда мастер собирался уйти, открыл дверь и упал ему на руки, бледный, как стена, с вытаращенными глазами. Рассказал учителю, что видел, и тот ему поверил, потому что сам видел у подножия лестницы черную фигуру, после чего в башню, когда стемнеет, не ходил сторож-скорняк.
В средние века крыша Староместской башни была покрыта позолоченными пластинами, но сегодня она покрыта шифером. Общая высота башни около 47 м и она используется как смотровая площадка со сказочными видами красавицы Праги.
Во время одного из ремонтов башни были обнаружены две загадочные надписи на латинском языке:
SIGNA TE SIGNA TEMERE ME TANGIS ET ANGIS
ROMA TIBI SUBITO MOTIBUS IBIT AMOR
Прими во внимание осквернишь ли меня прикосновением будешь задушен
Рим тебе неожиданными переворотами будет пожертвована любовь
Таинственность текстов в том, что они читаются одинаково с начала или с конца. Эти надписи не имеют глубокого смысла, но говорят, что в них скрыта магическая формула силы и власти. А может надписи являются охраной башни от злых сил? Постоянное повторение фразы представляло «дьявольскую западню», ловушку для злого духа, который если хотел вредить, должен был прочитать все надписи, чтобы убедиться, что ни одна из них не является заклинанием против сил Ада. Так дьявол должен был запутаться в, казалось бы, невинных текстах.
И когда с Малой Страны приезжает черная карета с огненной упряжкой, чтобы привезти в Прагу убытки и ужасы, то под Староместской башней Карлова моста не может проехать, и проваливается в реку.