На исходе осени по Карловой улице к Карлову мосту.
Истинную дотуристическую атмосферу Карлова моста передают живописные работы XIX – начала XX веков. Одной из таких иллюстраций хотелось бы предварить очередную прогулку по Праге от Малой площади к Карлову мосту:
И, как всегда, без малейшего желания охватить тему копирайтерским усердием, а просто останавливаться там, на что обратят внимание наши гости Екатерина и Владимир из Москвы. Мы встретились с ними 31 октября, но дополним рассказ несколькими фото от 1 декабря .
Карлова улица в Праге – часть Старого города, соединяющая Малую площадь и Карлов мост.
Много веков назад, когда еще никаких мостов не было, торговцы переходили Влтаву бродами немного правее нынешнего Карлова моста, не загружая Карлову улицу повозками. Сначала у Малой площади улочка вихляла вторя стихийно складывавшемуся ландшафту, и выпрямлялась на подходе к Влтаве – так «строжили» ее суровые стены возводимого Клементинума.
Когда же в середине ХII века был построен Юдитин мост, Карлова улица соединила Староместскую (правильнее писать Старомнестскую) площадь с Пражским Градом и Королевская дорога стала легче, что сказалось не только на настроении возводимых на престол королей, но и позволило разночинному люду Старого Места частично перебраться под стены Пражского Града.
Итак, начинаем с Малой площади. Здесь на границе со Староместской площадью скромно поглядывает на прохожих отель «У Принца»:
Кажущаяся скромность. С террасы отеля открывается прекрасная панорама старой Праги:
А из этого окошка на адвент глядим немножко:
В конце ноября и Малая площадь принарядилась к Рождеству:
В XIII столетии улица получила название Святоклиментской, по наименованию часовни романского периода. Со временем на фундаментах той часовни выросли еще три культовых сооружения — соборы святых Сальватора, Климента и Влашская капелла. А улица ввела поправку в паспорт, сменив имя на Иезуитская.
Пока противоречивое относительно религиозных верований население Праги занималось производительностью труда, за высокой и неприступной стеной Климентинума творилось бесчинство, коим можно назвать обучение через насилие дисциплиной и ежедневными повторениями пройденного. Формальные знания признавались здесь истиной, а настоящая правда… да кому она была нужна во времена расцвета алхимии и мистических верований?
Своим современным названием улица обязана чешскому политику и литератору К.Г.Боровскому. Мы его знаем как основоположника антироссийских воззрений, а еще тем, что предложил увековечить память Карла IV в названии улицы и моста. Произошло это в 1848 году, и с того времени на картах города появилась Карлова улица – одна из самых красивых в Праге. Теперь трудно себе представить, что что-то может изменить предложенные литератором топонимы.
В этом месте своего рассказа сопровождающий группу российских школьников учитель (он же — гид) непременно задаст вопрос: какой всемирно известный петербургский топоним обязан русскому литератору? Подсказка: Боровский, хорошо знавший русскую культуру своего времени, возможно, шел по его следу. (Ответ в конце заметки).
Художники во все времена были не равнодушны к Карловой улице:
(Влашская каплица)
«Влашская» в переводе означает «итальянская». Мы постоянно спотыкаемся о «итальянский след» в архитектуре чешской столицы. Эта овальной формы Влашская капелла Вознесения Девы Марии на одном из изломов улицы. В наше время она выглядит так:
Капелла входит в комплекс Клементинума и построена итальянскими зодчими для итальянцев, не нашедших применения на родине и приехавших в Чехию строить. В центре Праги на памяти «флорентийские» пятна. Это — главный автобусный вокзал «Флоренс» и улица рядом, где жили негоцианты из Флоренции, это — «флорентийские дворики» в районе Унгельт у храма Девы Марии Тынской и на улице Длоуха, а есть и целая Влашская улица под Пражским Градом, террасные (по типу итальянских) сады на его склонах. Эх, сколько же их не доехало до России, задал бы я риторический вопрос, если бы ни К.России и Д.Кваренги, ни Бренна и Гонзага… Грех жаловаться.
Во все времена подобные центральные городские улицы называют «улицами контрастов»:
Расставаясь с нашими друзьями, мы как обычно сделали несколько снимков и с их согласия публикуем их в постановке и обработке фотохудожника Ирины Коле:
Рабочий момент:
В этом месте мы расстались, чтобы не спеша подойти к Карлову мосту.
Однако вернемся и посмотрим как меняется ритм жизни Карловой улицы по мере приближения к нашей конечной цели:
Мы уже на площади Крестоносцев, за нами остается иезуитский костел святого Сальватора
или Наисветлейшего Спасителя (Kostel Nejsvětějšího Salvátora), относящийся все к тому же Клементинуму:
Костел действующий, регулярные мессы проводятся в нем по вторникам и воскресеньям. Здесь же проводятся концерты классической музыки.
Теперь пытаемся подняться на Карлов мост. Проходим метров 20, делаем два кадра:
В удовольствии идти дальше в очумелой разноголосой толпе решили себе отказать. В этой ситуации предпочитаем смотреть на мост и Влтаву со стороны:
Но мы непременно вернемся на самый красивый средневековый мост Европы в ночное время и покажем, что из этого вышло.
Ответ на заданный учителем вопрос: «Медный всадник», который медным не является, но как бронзовый уже не воспринимается.
Теплице, 7 декабря 2015
Валерий Дмитрян, Ирина Коле.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: