Было еще темно, а полные товарами и продуктами повозки уже громыхали на дорогах, ведущих к Горским воротам Праги. У ворот стояли в очереди повозки, а между ними скот. Нетерпеливые селяне чертыхались, что уже утро, начинает светать, а ворота все еще не открыты. У многих была договоренность о встрече с перекупщиками, евреями-торговцами, поварами и ремесленниками. Люди и кони уже замерзали.
Когда открылись ворота, в город попадали не быстро. Проехав через первые ворота, останавливались у следующих, где платили пошлину. Тут случались распри и скандалы. Один привел много волов, хотел прогнать лишних через ворота, не заплатив за них, другой просит таможенника уменьшить сбор за рыбу, третий кричит, что сдачу ему дали фальшивыми монетами. С другой стороны ворот ругается пастух со стадом скота, принадлежащего пражским жителям. Он хочет вывести стадо на пастбище за городские стены, но мешают повозки в воротах. Над этим столпотворением возвышается Горская башня, одна из 13 башен крепостной стены Старе-Место Праги.
Башня называлась Горской, потому что ее ворота были направлены к городу Кутна-Гора, второму после Праги городу по богатству в Чешском королевстве. В XIII веке рудники города давали треть общеевропейской добычи серебра и здесь чеканили пражский грош, заменивший золотые монеты и имевший хождение по всей средневековой Европе.
В 1348 году чешский король Карл IV принял решение основать в Праге Нове-Место, городской район, построенный вокруг Старе-Место Прага Карла IV. Древние крепостные стены начинают терять свое значение, и Горская башня превращается лишь в место, где собирали таможенную пошлину. Башня ветшает, рассыпается и получает в народе не слишком лестное прозвище — Ободранная. Такое название, кстати сохранилось даже в официальных документах того времени, 1431 года. Городской совет решил, что негоже такому полуразрушенному строению своим видом позорить город. Постановили башню с воротами снести, а на ее месте построить другую, которая была бы достойным украшением Праги. Не мудрствуя лукаво, назвали ее Новая башня и приступили к строительству в 1475 году.
В те давние времена здесь находилась резиденция чешских правителей – Королевский двор с дворцом, дворянскими домами, хозяйственными постройками и садами. Эта неповторимая резиденция была построена в XIV веке и отсюда начиналась Королевская дорога – традиционный коронационный путь, по которому проезжали чешские правители в Пражский Град, где на их голову возлагался главный символ монархии – корона Святого Вацлава Корона Святого Вацлава.
По замыслу, Новая башня должна была стать украшением Королевского двора, и первый камень в ее основание положил сам король чешский Владислав II из династии Ягеллонов. Фундамент башни возводился на дне крепостного рва на глубине 9 метров, для проезда через ворота башни служил крепостной мост, который в дальнейшем в результате засыпания рва исчез.
Первым архитектором и строителем Новой башни был мастер-каменщик Вацлав из Жлутиц, который в течение года поднял башню с глубины рва до первого этажа. Далее работа стала более трудоемкой — магистру пришлось не только возводить грубую кладку, но также создавать при этом художественную внешнюю отделку. Это была работа не для каменщика, поэтому Вацлаву стал помогать Мартин Рейсек, преподаватель Тынской школы, вытесывая для башни каменные консоли, цветы и образы. Как часто бывает, ученик вскоре превзошел учителя, и с 1478 года уже Рейсек руководил строительством башни.
В 1483 – 1484 годах в Праге происходят серьезные волнения, связанные с религиозными спорами после смерти одного из лидеров умеренных гуситов Яна Рокицана. Король Владислав II, беспокоясь о собственной безопасности, решил, что ему необходимо жить среди дворянства, а не среди староместских мещан. Он переносит свою резиденцию в Пражский Град, где с самого начала чешской истории жили князья и короли. Старый дворец быстро теряет свое значение, с 1488 года строительство Новой башни прекращается. Магистр Мартин Рейсек покидает Прагу и начинает работать над постройкой собора Святой Варвары в городе Кутна Гора.
Несмотря на богатую отделку, башня 250 лет стояла недостроенной и брошенной, пока император Священной Римской империи Иосиф II, превративший Прагу в казармы и склады оружия, не приказал установить на башне временную крышу и использовать ее как склад пороха. Именно тогда башня стала называться Пороховой.
В 1757 году Пороховая башня была сильно повреждена во время осады Праги прусской армией и с нее были сняты практически все архитектурные украшения, так как они стали угрожать жизни прохожих. В 1878 — 1886 годах была проведена значительная реконструкция Пороховой башни под руководством архитектора Йозефа Моцкера и она получила новый неоготический вид по подобию Староместской мостовой башни Карлова моста Староместская башня Карлова моста. Моцкер был представителем пуризма. Пуристы в борьбе за чистоту средневековых работ лишали старые постройки многих поздних дополнений, элементов декора, которые не соответствовали стилю готики. С другой стороны, они грешили тем, что привносили тот декор, которого здания никогда не имели.
Лучшие скульпторы Чехии того времени, работающие вместе с Моцкером, украсили Пороховую башню скульптурами царственных особ, национальных святых, ангелов и различными сюжетами церковной тематики. Первый этаж Пороховой башни украшен изваяниями чешских королей: с одной стороны – Владислав II и Йиржи из Подебрад Праотец Единой Европы,
а с другой – Оттокар II и Карл IV.
На углах башни установлены аллегорические фигуры — символы добродетелей правителей. Декор второго этажа завершают ангелы и знаки земель, которыми владели чешские правители.
На третьем этаже представлены церковные сюжеты. С одной стороны видна скульптура Христа, сопровождаемого ангелами, Святыми Петром и Павлом, а с другой — Дева Мария, Адам и Ева. В этот ряд скульптуры попадают национальные Святые Вацлав Святой Вацлав и Людмила Князь Борживой и Святая Людмила, Кирилл и Мефодий.
Такой увидел Пороховую башню Моцарт, приехавший в Прагу по приглашению своих друзей в 1787 году. Он въезжал в город через ворота Пороховой башни, служившие пограничным контрольным пунктом. Люди, которые приехали в Прагу, должны были показывать свои документы стоявшему здесь таможеннику. Когда таможенник взял в руки документы Вольфганга Амадея Моцарта, он всплеснул руками и воскликнул: «Боже, неужели передо мной стоит тот самый гениальный Моцарт, который сочинил "Женитьбу Фигаро?!». Моцарт был очень обрадован тем, что узнал его, как композитора, обыкновенный простой пражский человек. Таможенник знал музыку Моцарта, потому что премьера оперы «Женитьба Фигаро» состоялась после Вены в Праге, поэтому ноты стали распространяться между уличными музыкантами. Многие из них прямо на пражских улицах исполняли некоторые арии из «Женитьбы Фигаро». Конечно, никакого досмотра не производилось, Моцарту вернули документы, и карета беспрепятственно въехала в Прагу через арку Пороховой башни.
Сохранился документ 1862 года, содержащий данные о движении под этой аркой, ширина которой 8,1 метра. В течение часа проехало 6 грузовиков, 2 фиакра, 1 почтовый дилижанс, а пешеходов прошло не счесть…
Высота Пороховой башни составляет 65 метров. Два внутренних этажа украшены гербами Праги, Старого города, «орлами» Моравии и Силезии с готическими сводами в форме звезды,
а также витражами в романском стиле.
Поднявшись по винтовой лестнице, которая насчитывает 186 ступенек,
вы попадаете на смотровую площадку,
откуда открывается прекрасный вид на окрестности Праги.
Легенда рассказывает о пражском привидении — обезглавленном тамплиере, который обычно появляется на улицах у Пороховой башни. Ездит он на белом коне, из ноздрей которого вырываются искры, а голову свою держит в руках. Рыцарь был казнен как магистр пражского ордена тамплиеров в начале XIV века, когда тамплиеров преследовали, арестовывали и казнили. Магистр перед смертью заявил, что останется здесь и после смерти, чтобы бороться с несправедливостью в Чехии. А так как она случается постоянно, то и рыцарь появляется доныне. Днем он спит в подвалах старых домов, а ночью ездит в районе Пороховой башни. Однажды захотелось ему выпить пива в трактире. Когда он вошел, начался переполох, посетители убежали, а рыцарь начал недостойно допивать их пиво. Со временем пристрастие привидения к чешскому пиву оказалось лучшей рекламой для владельца пивной.
Потом наступили тяжелые времена, когда часть домов вокруг Пороховой башни снесли, а вместо них был построен Муниципальный дом. Тамплиер не узнавал свои улочки и постоянно блуждал. Его бедная голова очень устала от такой мороки, и он не мог смириться с такой несправедливостью. Улучшив момент, когда мэр Праги от свалившихся на него проблем не мог найти места своей голове, тамплиер воспользовался его слабостью и водрузил свою голову на шею мэра. Поэтому на заседании городского совета было принято решение сохранить исторический памятник – Пороховую башню. А тамплиер, уставший от головы мэра, которая беспрестанно говорила и говорила, вернул головы на свои места и с тех пор спокойно разъезжает по любимым улочкам Праги да иногда заходит выпить кружечку-другую чешского пива в госпудку у Пороховой башни.