Утром в субботу я покинул «платную миссию» и отправился в Интернет-кафе, чтобы его проверить. Как и все заведения подобного рода в Папуасии, оно оказалось недешёвое — 24 кина за полчаса ($10) + пол-кины за каждый мегабайт. В течение пятнадцати минут я убедился, что Инет тут не очень быстрый, как и во всей стране, и поспешил эвакуироваться.
Следующим пунктом посещения было Мемориальное кладбище Второй мировой войны. Несколько тысяч австралийцев, индийцев, папуасов, погибли тут, на краю земли, непонятно за что – сражаясь с японцами, которые тоже воевали тут зачем-то, чтобы превратить Японию в главную державу Востока. Мемориальное кладбище содержится в образцовом порядке (на деньги австралийцев). Трава аккуратно скошена, ровными рядами установлены сотни цементных маленьких надгробий с ФИО австралийских солдат. А вот индийские солдаты тоже получили посмертно надгробия, но безымянные – у 99% индийцев имена не сохранились, и только у нескольких человек надгробия – именные (несколько индуистских имён и несколько мусульманских). Вечного огня нет, поддерживать в Папуасии его трудно, но всё остальное – в порядке, и стражники охраняют, чтобы надгробия не утащили воры, и чтобы бомжи не поселились в мемориале.
Нужно было выбираться на трассу. Тут и самостоп подвернулся, как и раньше в Лаэ: увидев пешеходного белого мистера, некий водитель обеспокоился за меня и взялся доставить на место назначения, в данном случае – на выезд на Маданг.
На самом выезде на Маданг я обнаружил ещё одну достопримечательность – центр религии Бахаи. Решил заглянуть. За забором стоял дом, обычного вида. Из него вышел пожилой индиец, главный в провинции бахаист.
Узнав, что я пока не бахаист, он стал рекламировать свою религию, применяя необычный аргумент:
— Религия Бахаи — вторая по распространённости в мире, после христианства. Даже Энциклопедия Британика пишет о том, что вторая по распространённости в мире – это религия Бахаи. Но ведь нашей религии всего 150 лет! Всему нужно время, чтобы развиться в полную силу. Христианству уже 2000 лет, а бахаизму 150. А мы уже вторые по распространённости. Бахаисты есть во всех странах Земли! Вот, Эциклопедия Британика — в ней всё так и написано!
Я удивился тому, что религиозным аргументом является энциклопедия, а также тому, что размазанность религии по континентам что-то говорит об её истинности, но ничего не сказал. Вслух лишь заметил, что хоть может и во всех странах они есть, но за последний год я первый раз вижу здание веры Бахаи.
Оказывается, я просто плохо смотрел, а в даже тут, в одной провинции Моробе, есть уже множество центров бахаизма. Сам миссионер, родом из Индии, уже 35 лет проповедует в Папуасии бахаизм. И его жена, из Мексики, тоже уже 35 лет тут, с самой Независимости ПНГ. Храма тут у них не было. Оказывается, храмов бахаизма во всём мире не более десятка (в Океании вроде бы только один, помнится – Шанин рассказывал, что вписался в храме их где-то на Фиджи). Собираются они для совместных молитв по домам приверженцев. Никакой религиозной церемонии здесь, в центре Бахаизма, сегодня не ожидалось. Цель (местных) бахаистов в том, что нужно всех людей трансформировать, но кто-то трансформируется быстрее, а кто-то – медленнее. Для того, чтобы трансформироваться, не обязательно быть бахаистом. На мой вопрос «а вы сами уже трансформировались?» бахаист ответил уклончиво. Для трансформации используется литература, отпечатанная в Австралии, на хорошей бумаге, которую нужно использовать как учебник – читать и отвечать на вопросы для самопроверки.
В жилой отсек меня не пригласили (а я думал было поглядеть, как бахаисты живут, и может ещё и угостят чем-нибудь), фотографироваться наотрез отказались и скрылись за металлической дверью, вручив мне видеодиск с учением. Сторож, папуас, провёл меня во вторую половину дома – офисную, где висел портрет (ч.б.фото) седобородого старика, Абдул-Баха, продавалась литература (австралийские и местные брошюры). Я приобрёл пару тонких книжечек и откланялся.
Несколько слов про возникновение бахаизма скажу тут, а вообще про него можно рассказывать отдельно, как и про любую другую религию — ну каждый сам может, например, Википедию открыть и почитать. Во времена Пушкина жил в Иране человек, который неожиданно понял, что он есть Тот, которому дано Кое-что Свыше. Он и объявил, что он есть Баб — «врата» Бога и предтеча скорогрядущего Мессии, и стал проповедовать учение, а также равенство всех людей перед властями и Богом. Иранские власти и тогда, как и сейчас, не отличались религиозной толерантностью, а так как проповеди Баба привели к народным возмущениям «бабидов» против правящего режима, Баба расстреляли. Но возник другой человек, Бахаулла, который стал проповедовать схожее учение, и объявил, что он есть тот, о котором возвестил Баб и все пророки прошлого. Большая часть бабидов последовали за ним. Основные тексты религии написаны на персидском языке. А третий гуру, Абдул-Баха, поселился в Палестине, и тоже писал религиозные тексты, это получается конец XIX или начало XX века. В самом Иране бахаизм официально запрещён, ведь Бахаулла почитается за посланника Бога, а в исламе нет новых пророков. А также думают бахаисты, что он – обещанный имам Махди и Обетованный, ожидаемый всеми религиями (Машиах евреев, Второе пришествие Христа для христиан, Будда Мт.буддистов и пр.). Итак, значит, три гуру: Баб – предтеча, Бахаулла – пророк, посланник и Мессия Обетованный, и Абдул-Баха – официально назначенный истолкователь и толкователь Учения.
Вообще бахаисты и впрямь есть во всех странах, но совсем понемногу. В России тоже есть. Есть на русском языке даже книга, где сообщается, что Христос обещал прийти вторично «как тать ночью», то есть неожиданно и потихоньку, как появился и Бахаулла. Там «доказано» из Библии, что Бахаулла и есть вторичный Христос, с цифрами и датами. Есть также на русском языке и критическая научная книга про историю бахаизма и про их внутренние течения и раздоры. В настоящее время у бахаистов нет главного человека (гуру) в религии, и чтобы что-то решить, они созывают Собор. Священников у них тоже нет.
Если кто-то из моих читателей — толковый бахаист, мы с удовольствием заслушаем его изложение бахаизма и зададим ему вопросы, осенью, в Москве, на собрании АВП, во взаимно удобный день.
Вышел я за ворота бахаистского центра на трассу, и первая же машина — большая фура — тут же мне и застопилась. Ездить на автобусе тут белому мистеру – нецелесообразно! Машинами и быстрей, и комфортней, в кабинах и кузовах больше места, чем в автобусе, а если кто боится дождя, может стопить только большие фуры и джипы.
Фура шла в Горные провинции за кофе. Водители были очень рады мне, угощали, фотографировали (у толстого главного водителя был фотоаппарат, впервые в Папуасии). Проехали мы вместе 150 км, до развилки, которая называется Ватерайс. Там, на развилке, опять первая же машина остановилась мне – джип ехал в городок Раму, где имеется фабрика «Ramu Sugar», сахарный неудачливый монополист. Я подумал, что хоть в своём фирменном магазине они должны продавать хоть какой-нибудь сахар для своих работников и односельчан, во избежание народных сахарных бунтов, и не ошибся: действительно, в их фабричном магазине сахар ещё оставался, но по двойной цене (4$ за кило). Я взял два пакета, поддавшись общепапуасской сахарной панике – в других городах, даже в Лаэ, сахара не осталось в магазинах вообше.
Стоило мне с сахаром выйти на трассу – снова первая же машина, джип, подбирает меня. Машина шла в Маданг. Водители были очень начитанными, спрашивали меня про Россию, Сталина и ГУЛАГ (даже некоторые папуасы знают слово «Gulag», благодаря Солженицыну), интересовались, сохранились ли ешё политические заключённые в России, и удивлялись на нашу политическую систему, что у нас сразу два правителя – спрашивали, кто из них главный. Политизированные водители могли доставить меня до города, но по моей инициативе высадили на повороте на деревню Усино, где я вознамерился провести ночь.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.