Из всего увиденного в Праге сильнейшее впечатление произвел еврейский квартал, называемый Йозефов в честь императора Иосифа Второго, который интегрировал еврейский квартал в город, приказав снести стену вокруг гетто. Судьба этого гетто была, конечно же, непростой. Иудеев из города традиционно выселяли, без этого практически ни один европейский город не обошелся. Но местная община была очень развитой и сильной, о чем свидетельствует большое количество синагог в Старом месте, которые прячутся среди других, уже более новых домов: в 19 веке квартал расчищали и перестраивали.
Пройти в Йозефов можно от Староместской площади по улицам U radnice и Maiselova. На последней стоит синагога Майзелова (построенная финансовым советником толерантного императора Рудольфа Второго Мордехаем Майзлом в 1590-х годах) с выставочным залом, но туда мы не заходили. Дальше указатели укажут путь к синагогам Пинкасовой, Испанской синагоге в ярком мавританском стиле, которая была центром одной из двух местных еврейских общин (построена в 19 веке, здесь тоже постоянная выставочная экспозиция), и к Староновой синагоге в готическом стиле – центру другой общины (13 века! Самая старая действующая синагога в мире!).
Возле Староновой синагоги обратите внимание на относительно новое высокое здание – это еврейская ратуша. Узнать ее можно по часам, установленным на крыше. И часы тут во множественном числе: одни – обычные башенные часы, другие – с еврейскими цифрами и стрелками, идущими в обратную сторону, как и полагается иудейским часам. А Испанскую синагогу легко опознать по необычному памятнику Францу Кафке. В Праге без него никуда.
От Староновой синагоги ведет небольшая улочка, всегда людная, со множеством лавок и магазинчиков. В ее конце находится очень любопытный Церемониальный зал, где открыта выставка, посвященная обрядам, традициям, укладу еврейской общины и иудейской культуре. Собственно, здесь продолжение выставки из Майзеловой и Испанской синагоги, но туда мы не заходили, а вот здесь нам очень понравилось. Как проводились свадьбы, что надевали на младенцев, как собирали пожертвования, как читали Тору, как хоронили – все можно узнать в этом музее.
После посещения Церемониального зала мы вышли на улицу Широкую, с которой можно войти на знаменитое Старое еврейское кладбище, забыть которое я никак не могу. Как утверждает мой путеводитель, место захоронения у евреев было строго ограничено, хоронить можно было только в пределах кладбища, и другой земли у них не было. Поэтому приходилось накладывать один слой на другой, за счет чего надгробия расположились причудливым, живописным образом. С 15 по 18 век, когда кладбище использовалось, таких слоев в некоторых местах образовалось аж 10 ( а по некоторым данным и все 12)!
Самый знаменитый похороненный здесь человек – это рабби Лёв (или Лива), знаменитый еврейский мыслитель, ученый, философ, главный раввин Праги 16 века. По легенде именно он изобрел Голема. Немногие знают, кто такой Голем, хотя название кажется знакомым, да и в Праге на каждом шагу встретишь сувениры с его изображением. Так вот, Голем – это похожее на человека существо, которое слепил из глины рабби Лива, владевший тайнами Каббалы. Оживленный с помощью магии Голем должен быть охранять еврейскую общину от погромов и выполнять тяжелую работу. Но однажды Голем взбунтовался и сам устроил погром. Тогда рабби Ливе пришлось пойти на крайние меры и лишить чудовище жизни. Обездвиженное тело спрятали на чердаке Староновой синагоги и запретили кому-либо туда входить. Там он до сих пор и лежит. Во всяком случае, должен лежать, если верить легенде. По одной из версий, Голем снова оживет, когда еврейскому народу придется туго, и защитит его.
Безусловно, такой магический образ не остался без внимания. Образ Голема использовался и в художественной литературе, и в кино. А в наши дни он преследует туристов во всех сувенирных лавках.
Из всех синагог в Йозефове действующей является только Староновая синагога. На момент своего строительства она была «Новой» по сравнению со старым молельным домом. А через несколько веков, когда были построены новые синагоги, она стала «Старой». Так и получилось – Староновая синагога (почти как наш Староновый год). Еще одна действующая синагога называется Иерусалимская и находится совсем в другом месте, на улице Иерусалимская, д.7. Но к ней тоже стоит подойти. Она открыта для посещения и снаружи весьма оригинальна, тоже в мавританском стиле, как и Испанская синагога.
Интересно, что еврей по-чешски звучит как жид (žid). И квартал с музеями, соответственно, жидовские. И абсолютно нормально звучит, без всяких негативных коннотаций.