Во все времена в Праге жило огромное количество магов, чернокнижников и мистиков. Сотни алхимиков работали в лабораториях «города ста шпилей» над вопросами создания эликсира бессмертия, превращения золота из других металлов, создания магических талисманов, оживления неживой материи. Необыкновенные расцветы эзотерических традиций происходили при дворах Карла IV и Рудольфа II — великих почитателей оккультизма. При их правлении Прага собирала ученых, астрологов и алхимиков со всей Европы, монархи предлагали им высокую плату и придворные должности.
В Праге есть дом Фауста. Этот литературный персонаж, постигший тайны астрологии и Вселенной, произнесший сакраментальное «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и продавший душу дьяволу — всего лишь красивая легенда, рассказанная Гете, Гейне, Манном, Пушкиным, Берлиозом, Вагнером, Листом, Гуно. Но чехи считают, что в молодости астролог, чернокнижник и алхимик доктор Фауст жил в Праге в доме, названном его именем.
Редкий дом в Праге окружен таким количеством историй и легенд, как дом Фауста. Этот старый дом был построен на скале, на краю бывшего Скотного рынка, ныне именуемого Карлова площадь. И после исчезновения доктора Фауста он стоял брошенный и в нем давно уже никто не жил. Когда-то красная крыша потемнела, стены облупились, и лучи солнца не могли пробиться во внутрь сквозь тусклые от пыли и дождя окна, заросшие паутиной. Тяжелые дубовые двери с мощными петлями не открывались, и ни один прохожий около них не останавливался, чтобы постучать дверным молотком и сообщить о своем визите. За дверями было пусто и тихо, а каменный порог весь порос травою. Мрачным был и заброшенный сад, дорожки которого поросли травой, а стволы старых кленов и фруктовых деревьев были сплошь покрыты лишайником и мхом. Грустью веяло из сада и дома, исходила от них какая-то странная жуть.
Это место считалось проклятым, а по ночам тут являлся дух доктора Фауста, который ни в жизни, ни даже после смерти не знал покоя. Фауст, который тут жил (по заверениям чехов), творил чудеса, исследовал волшебные книги, и даже приглашал дьявола, которому продал свою душу. За это дьявол выполнил все его пожелания, и когда пришел срок, сказал: «Довольно уже, пора идти!». Доктору Фаусту очень не хотелось в ад, и он сопротивлялся всеми способами, заклинал, но безуспешно. Дьявол утащил его, держа в своих когтях, прямо через крышу. Отверстие в крыше, через которое они вылетели, так и осталось. Неоднократно его пытались закрыть, но всякий раз заплатка к утру рассыпалась, и отверстие зияло, как ни в чем не бывало. В конце концов, попытки закрыть дыру оставили, да и в доме стал появляться дух доктора Фауста, и даже самый отчаянный наниматель не выдерживал и пол дня в этом доме. Его старательно обходили стороной, особенно в темное время суток. Так, что уже долго никто там не жил, здание и сад оставались брошенными.
Однажды в конце осени, в полумраке возле входа в дом Фауста остановился молодой студент. Был он очень бедный, просто на грани нищенства, жить ему было негде, и так как заплатить за комнату было нечем, из прежней комнаты его выставили. После напрасных поисков приюта в Праге, утомленный, он и сам не знал, как оказался прямо перед домом Фауста. Темнело, лил дождь и дул пронизывающий ветер. Промокшая одежда уже не спасала от холода, и он не переставал дрожать. Куда же податься на ночь?
От заброшенного дома веяло какой-то необъяснимой жутью, но, несмотря на страх, студент взялся за растрескавшуюся дверную ручку, дверь приоткрылась, и он оказался внутри. В доме, как и следовало ожидать, никого не было. В нишах вдоль лестницы стояли страшные скульптуры, а галерея была длинной и терялась во мраке.
Здесь, вопреки ожиданиям, отнюдь не царила разруха. Комнаты были обставлены богатой старинной мебелью. Внимание студента привлек кабинет — с многочисленными книгами в кожаных переплетах, с чернильницей в виде черепа на письменном столе. Большинство книг были на латинском языке и посвящены естественным наукам, а также астрологии. Увлекшись чтением астрологических таблиц, студент не заметил, как уснул…
Проснувшись рано утром, он решил осмотреть остальные комнаты и вошел в соседнюю комнату, которая была совершенно пустой, затем он вошел в следующую комнату – там стояла старинная кровать, два перевернутых стула и раскрытая пожелтевшая книга. И дыра в потолке! Студент окаменел, он вспомнил рассказы о дыре, в которую дьявол унес доктора Фауста. И все-таки он пошел дальше, за следующими дверями оказался в огромной комнате, на потолке которой были нарисованы Солнце, Луна, звезды, знаки зодиака и множество других непонятных символов. Вдоль стен стояли стеллажи с книгами в старинных переплетах и столы с разными колбами из металла и стекла и бутылочками с растворами красного, золотого, синего и ярко-зеленого цвета.
Посреди этого зала стоял большой стол, обтянутый зеленым сукном. На нем блестела посуда из бронзы и меди, различные мерные устройства, рядом лежали пожелтевшие пергаменты, открытая книга под оловянным подсвечником со слегка оплывшей свечой. Студент просмотрел пергамент с бумагами и под ними нашел отполированное блюдо из черного мрамора, а в нем серебреную монету, чистую и блестящую. Так каждое утро на черном мраморном блюде он находил новую серебряную монету. Молодой человек стал хорошо питаться и ему даже удалось накопить деньги на новую одежду, плащ, шляпу и ботинки.
Товарищи из университета, который он стал посещать все реже и реже, не понимали, что с ним происходит, от чего он стал богат, они затихали от ужаса при мысли о том месте, где он жил, и отказывались идти к нему в гости, когда он их звал. Однако любопытство победило, и несколько человек посетили и осмотрели весь дом, от прихожей до большого верхнего зала, в том числе и спальню с заправленной постелью, в которой студент уже спал сам, под заткнутой ковром дырой в потолке. Потом они, полные восторга, рассказывали друзьям о тихо напевающих скульптурах, о статуе, которая барабанит, о металлической девушке, которая поливала их водой, об удивительной дверной ручке, из которой при прикосновении сыпались искры, о комнате, лестница к которой то появляется, то исчезает, и о прочих чудесах таинственного дома.
Монета на черном блюде оказалась приманкой. Каждый день студент получал монету, и ему не нужно было ничего делать, он привык к комфорту, его запросы выросли, а на блюде по-прежнему появлялся только одна монета. Студент целыми днями развлекался в Праге и потратил даже деньги, взятые в долг, но все равно говорил друзьям не экономить, есть и пить вволю, потому что завтра у него будет столько денег, сколько он захочет, и золото — не серебро, а именно золото. Поздно вечером он вернулся в дом Фауста и решил воспользоваться книгами из спальни и лаборатории, в которых были заклинания, как призывать различных духов.
Провожавшие его друзья видели, как за ним затворились двери дома Фауста, и с того момента студента никто никогда уж больше не видел. В доме его тоже не нашли. И только в опочивальне увидели разбросанную постель, разодранные подушки на полу, и перевернутые стулья, а на полу раскрытую старую колдовскую книгу и лежащий рядом подсвечник с обгорелой свечой. Ковер лежал на полу порванный в клочья, а над ним в потолке снова зияла черная дыра. На ее краях были пятна засохшей крови, и не темной, а ярко алой, недавно пролитой. Все в страхе бросились вон из дома Фауста, в ужасе, от того как страшно их друг закончил свою жизнь. Наверняка он, не подумав о последствиях, вызывал злого духа, а тот утащил его в черную дыру в потолке, в ту же самую, в которой когда-то пропал доктор Фауст.
Легенды не рождаются на пустом месте и дыма без огня не бывает. Достоверно известно, что в доме Фауста проживал алхимик Эдвард Келли, уверявший, что умеет делать золото. Этот уроженец Англии был на своей родине нотариусом и лекарем. По второй специальности он занимался настолько сомнительными делами, что ему присудили отрезание уха как видимый знак нечестного человека. Этот недостаток своей внешности лекарь, а позже алхимик скрывал длинными волосами. Оказавшись при пражском дворе Рудольфа II, Келли проводил химические и пиротехнические опыты, часто колдовски озаряющие окна дома Фауста. За убийство соседа алхимик был заключен в тюрьму, где его подвергли пыткам, потому что император Рудольф II, у которого Келли выманил большие деньги, хотел от него добиться разных тайн, особенно рецепты философского камня и эликсира вечной молодости.
Поселившийся в доме Фауста в начале XVIII века Фердинанд Младота, используя химическое взаимодействие серы и щелочи на сланец скальной основы дома, получал лекарственное средство, помогающее при болях от ревматизма и при разных кожных заболеваниях. Таким образом, материал скалы под домом стал кладом, который улучшил бюджет господина Младоты, который смог после этого жить в достатке и проводить опыты в области физики и химии. В доме Фауста появилось несколько устройств, изготовленных на основе принципов оптики, электричества и магнетизма. Например, складывающаяся лестница, скульптура девы, которая обрызгивает водой приближающегося гостя, барабанящий за счет пружинного механизма воин, автоматически открывающаяся дверь, ручка которой могла ударить током в момент прикосновения. Эти забавы, которыми Младота изумлял своих гостей, вызывали среди невежественных соседей молву, что новый хозяин дома Фауста связан с дьяволом.
Короче говоря, дом Фауста всегда имел плохую репутацию. Не убавил ее и живший в нем в середине XIX века священник Карл Ениг, который исписал стены похоронными текстами, в доме держал функционирующую гильотину, а спать предпочитал в деревянном гробу. Кроме того, экстравагантный жилец завещал похоронить себя лицом вниз. Неудивительно, что с такими жильцами дом заслужил себе столь мрачную славу и имя.
В феврале 1945 года англо-американская авиация совершила налет на Прагу, якобы перепутав ее с Дрезденом. Одна из бомб поразила и это старинное здание, которое все же выдержало причиненный ущерб. Возможно, потому что во время благоустройства в 1946 году в стенах дома Фауста были обнаружены трупы семи мумифицированных кошек. Этих несчастных кошек, вероятно, замуровали живыми, чтобы постройка выдержала так долго, как и легендарная кошачья жизнь.
Вот так и сложилось, что история и легенды дома Фауста неотделимы от истории и мистики Праги, города, нереального как сказка.
P.S. Заметка написана по просьбе знатока Чехии, чешских традиций и чешского языка Rainbow.