За свою более чем тысячелетнюю историю Бржевновский монастырь, первый мужской бенедиктинский монастырь в Праге, неоднократно уничтожался, но как феникс из пепла, возрождался вновь. Монастырь был основан в 993 году по приказу чешского князя Болеслава II и пражского епископа Войтеха (Адальберта).
Название монастыря объясняет легенда об истории его возникновения. Предание гласит, что князь Болеслав и епископ Войтех одновременно приняли решение о создании первого чешского монастыря бенедиктинцев. Для обсуждения проблем, связанных с возведением монастыря, они встретились на мостике через ручей Бруснице. А поскольку мостик представлял собой обычное бревно, то и монастырь получил название Бржевновский, ибо слово «бревно» на чешском произносится как «бржевно» (břevno).
Бржевновский монастырьКрасивая и правдоподобная легенда не дает ответа на два важнейших вопроса, связанных со всей дальнейшей историей Чехии: почему было отдано предпочтение бенедиктинскому монашескому ордену и каковы были взаимоотношения князя и епископа?
Ответ на первый вопрос находится в летописи «Чешская хроника» Козьмы Пражского. Князь Болеслав II, племянник Святого Вацлава, был поборником католической веры, и при нем латинское богослужение окончательно вытеснило византийские церковные обряды, существовавшие в Чехии после славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Болеслав отправляет к папскому двору с дипломатической миссией свою сестру Младу, «девушку преданную богу, начитанную в священном писании, ревностную в христианской вере». В Риме она была радушно принята папой Иоанном XIII, ознакомилась с различными монашескими уставами, и папа, благосклонно желая оказать поддержку чешской церкви, заменил ее имя на имя Мария, посвятил в сан аббатисы и вручил жезл игуменьи, а также пожаловал ей устав Святого Бенедикта. После этого новая аббатиса с новым именем, получив от папы разрешение и благословение на введение в Чехии нового святого монашеского ордена, направилась в дорогое свое отечество, сопровождаемая радостной свитой и распахивая чешские двери бенедиктинскому ордену.
Бржевновский монастырьВ Праге Мария вручила брату и князю Болеславу II папскую грамоту следующего содержание: «Иоанн, слуга слуг божьих, посылает Болеславу, поборнику христианской веры, свое апостольское благословение. Справедливо будет обратить благосклонное наше внимание на справедливую просьбу. Ибо бог — это справедливость, а те, кто его любят, будут оправданы, и все дела тех, кто любит справедливость божью, направлены к добру. Наша дочь и твоя сестра Млада, она же Мария, среди прочего передала приятную нашему сердцу просьбу с твоей стороны, чтобы в твоем княжестве в честь и во славу церкви божьей разрешено было основать епископство, и чтобы на это было дано наше согласие. Поддерживая просьбу с особой радостью, мы благодарим бога, который всегда и повсюду опекает и расширяет свою церковь среди народов. Поэтому, пользуясь верховной властью папы и властью Святого Петра, главы апостолов, наместником которого, хотя и недостойным, мы являемся, мы одобряем просьбу и даем согласие на исполнение ее. Разрешаем основать при церкви мучеников Святого Вита и Святого Вацлава епископскую кафедру.
Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка, но, следуя апостольским установлениям и решениям, выбери лучше наиболее угодного всей католической церкви священника, особенно сведущего в латинском языке, который смог бы плугом слова вспахать новь сердец язычников, посеять в них пшеницу добрых дел, а плоды для урожая вашей веры отдать Христу. Будь здоров».
Бржевновский монастырьВ это время в Праге проповедовал католический священник Детмар из Саксонии, обладавший исключительным красноречием и образованием. Хорошо зная чешский язык, Детмар вошел в доверие к Болеславу II, за короткое время снискав княжескую милость и дружбу. С одобрения императора Священной Римской империи, чешского духовенства и знати в 973 году Детмар становится первым в истории пражским епископом.
Отношения между Чехией и Империей были напряженными и даже враждебными. Болеслав II вступил в союз с мятежным баварским герцогом Генрихом, войска императора Оттона II вторглись в Чехию, подошли к Пльзеню, но были разбиты Болеславом II. Вскоре он отразил и новое вторжение немцев, так что императору пришлось примириться с чехами и пойти на довольно серьезные уступки. Одна из таких уступок – назначение нового пражского епископа после смерти Детмара. Болеслав II и чешские вельможи предложили кандидатуру Войтеха (Адальберта), ведь он чех, а не немец. Оттон II поддержал кандидатуру Войтеха на пражское епископство, справедливо надеясь, что тот будет поддерживать интересы Империи, ведь Войтех был из рода Славниковичей, враждебного роду Пржемысловичей.
Князь Болеслав II продолжал политику своего рода Пржемысловичей по централизации, объединению и расширению чешских земель, а Славниковичи, хоть и были вассалами князя, но их могущество не уступало княжескому. Между Славниковичами и Пржемысловичами шло жестокое соперничество за господство в Чехии.
Войтех родился в 955 году болезненным, и его родители из рода Славниковичей в стремлении исцелить младенца положили его на алтарь Девы Марии. Случилось чудо излечения, и в благодарность за спасение Войтеха определили служению Церкви и святому Римскому Престолу. Когда Войтех учился в монастырской школе, его духовным наставником был Адальберт Магдебургский, который и дал Войтеху при миропомазании имя своего небесного покровителя — Адальберт. Оказавшись в центре политической борьбы чешского князя и германского императора, в 982 году Войтех против своего желания был избран вторым пражским епископом.
Епископ Войтех (Адальберт) активно боролся с языческими верованиями, которые все еще были сильны в Чехии. В письмах папе римскому он писал о неверности и беспутстве народа, кровосмесительных союзах, непозволительном расторжении брачных связей, непослушании и нерадении духовенства, надменности, жестокости и жадности удельных князей — комитов. Пражане несколько раз изгоняли из города своего епископа, требовавшего слишком строгого соблюдения церковных канонов. Но в первые годы своего епископства Войтех пользовался поддержкой князя Болеслава, закладывал первые монастыри по всей Чехии: именно так и был основан в 993 году Бржевновский монастырь.
Бржевновский монастырьЧерез два года феодальная усобица Славниковичей и Пржемысловичей достигла апогея: Славниковичи для укрепления суверенитета своего княжества начали чеканить собственную монету, что крайне уязвляло князя Болеслава — Пржемысловича. Существовал третий чешский род Вршовичей, который уступал в могуществе двум вышеназванным, но всегда поддерживал Пржемысловичей. Во время одного из пиров у князя Болеслава возникла ссора из-за того, что князь предпочел Славниковича при состязании в игре на трубе, и оскорбленный Вршович зарезал соперника. Болеслав решил воспользоваться моментом и подговорил Вршовичей совершить нападение на город Либице — центр Зличанского княжества и родовую вотчину Славниковичей.
В праздничный день Святого Вацлава Славниковичи и их воины, как невинные овечки, слушали торжественную обедню, а Вршовичи, как свирепые волки, тайно проникли в город, ворвались в храм, перед алтарем обезглавили четырех братьев епископа Войтеха со всем их потомством, улицы залили кровью, а город разграбили и сожгли. Так был уничтожен род Славниковичей, а Зличанское княжество присоединено к владениям Пржемысловичей.
После такой семейной трагедии епископ Войтех из рода Славниковичей уже не мог оставаться в Праге, навсегда покинул Чехию, отправившись проповедовать христианство в земли нынешнего Калининграда, где 23 апреля 997 года встретил свою смерть от рук прусских язычников. После гибели его останки были выкуплены, причем вес выплаченного золота равнялся весу мощей великомученика, которые и сейчас находятся в кафедральном соборе Святого Вита Пражского Града. Уже спустя два года после своей смерти Войтех был канонизирован папой римским и является одним из самых почитаемых святых покровителей Чехии. Князь Болеслав II пережил епископа Войтеха также всего на два года, и его могила тоже находится в Пражском Граде, в базилике Святого Йиржи.
Пражский Град — место захоронения чешского князя Болеслава II и пражского епископа ВойтехаБржевновский монастырь, созданный по воле князя Болеслава и епископа Войтеха, в XI веке из деревянного стал белокаменным, вокруг него постепенно разместились различные постройки: кельи монахов, часовня, школа, мастерская письма (скрипторий). В 1420 году во время гуситских войн монастырь сгорел и долго оставался в плачевном состоянии. Сегодня мы видим обитель практически такой, какой она стала после реконструкции XVIII века, осуществленной по плану архитекторов отца и сына Динценгоферов. Тогда же были построены входные ворота, украшенные скульптурным изображением Святого Бенедикта в окружении ангелов.
Входные ворота Бржевновского монастыряЗа воротами располагается обширный двор, на левой стороне которого построен амбар, а на правой – хозяйственная усадьба. Центральная аллея ведет к храму Святой Маргариты, который принадлежит к числу образцов чистого европейского позднего барокко. Базилика была освящена в честь Святой Маргариты Антиохийской, потому что часть ее мощей хранится в монастыре с ХІІІ века, когда в Чехии было положено начало культу этой святой мученицы, покровительницы земледелия и беременных женщин, защитницы от клеветы и наветов.
Маргарита Антиохийская была дочерью языческого жреца, который изгнал ее из дома за принятие христианства. Римский префект, очарованный красотой нищенствующей странницы, предложил ей замужество при условии, что она отречется от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что ее жестоко пытали и в 304 году казнили. В Бржевновский монастырь шли тысячи паломников, чтобы просить у Маргариты благословения и поклониться ее мощам, которые хранятся в стеклянном реликварии бокового алтаря Девы Марии. Святую Маргариту представляет также позолоченная статуя на главном алтаре, сделанная почти в натуральную величину.
Главный алтарь храма Святой Маргариты Бржевновского монастыряВнутренний план храма состоит из нескольких пересекающихся эллипсов, что создает динамику пространства и впечатление движения. В 1948 году папа Пий XII присвоил храму Святой Маргариты почетный титул «Basilica Minor», что подчеркивает исключительность храма с его интерьером, отличающимся необыкновенной роскошью и великолепием.
Храм Святой Маргариты Бржевновского монастыряК храму Святой Маргариты примыкают здание конвента (помещение для общих собраний членов монашеского ордена) и здание прелатуры (организация, имеющая определенную юрисдикцию в иерархической структуре католической церкви и возглавляемая прелатом — высоким церковным должностным лицом). Фасад прелатуры выбивается из общего вида монастыря. Реконструированное в период позднего барокко, здание напоминает скорее дворцовое строение. Наиболее интересными его помещениями являются Терезианский зал, названный в честь Марии Терезии из династии Габсбургов, китайский салон с экзотическими пейзажами и монастырская библиотека, шкафы в которой сделаны в стиле рококо и барокко.
Прелатура Бржевновского монастыряКроме того, в Бржевновском монастыре есть большой сад с летним дворцом с нежным названием «Войтешка» (люцерна).
Летний дворец «Войтешка» Бржевновского монастыряОдновременно с монастырем возникла и его пивоварня, о чем красноречиво свидетельствует дошедшее до нас письмо епископа Войтеха местным монахам, датированное тем же 993-м годом, где пражский епископ упрекает своих братьев по вере в том, что они больше увлекаются варением пива, чем молитвами. Монастырский пивовар повторял судьбу обители: был разрушен во время гуситских войн, возрожден в ходе реконструкции XVIII века, закрыт после прихода к власти чехословацких коммунистов, которые разместили в Бржевновском монастыре архивы госбезопасности и авторемонтные технические службы.
В сентябре 2012 года в здании бывшей конюшни открылся «Бржевновский монастырский пивовар Святого Войтеха». Процесс варки пива контролируют монахи, которым для этого шьют специальные плотные «пивоварские» рясы. Варится несколько сортов пива, и среди них особенное пиво «Benedikt», попробовать которое можно в монастырском ресторане «Klášterní šenk».
Монастырский ресторан «Klášterní šenk»В целях возрождения былой славы своего пивовара монахи Бржевновской обители принимают активное участие в организации и проведении фестиваля чешских мини-пивоварен První Pivní Máj, который второй год подряд размещается у стен монастыря. 1 мая 2016 года знатоки и ценители чешского пива, которое не продается в магазинах и супермаркетах, пробовали более 80 сортов пива от 20 мини-производителей со всех концов Чехии. Не обошлось и без закусок – жареные колбаски, множество сыров, гамбургеры, мясные и рыбные блюда, блинчики и многое-многое другое.
Фестиваль чешских мини-пивоварен у стен Бржевновского монастыряОрганизаторы не забыли и про детей, предусмотрев для них специальную развлекательную программу. Кроме того, в рамках фестиваля можно было бесплатно посетить внутренние помещения монастыря, причем в качестве гидов-экскурсоводов выступали монахи монастыря.
Фестиваль чешских мини-пивоварен у стен Бржевновского монастыряЛегенду о создании своей обители гиды-монахи рассказывали так. В давние времена местность около ручья Бруснице была покрыта лесом, долинами. Тут и там стояли небольшие дворцы, островки из нескольких деревянных домиков, жители которых рубили лес. Некоторые из домиков были такие маленькие, что позже исчезли, а на их развалинах снова вырос лес. Таким был и Старый Тынец на месте нынешнего Погоржельца, и селение Куромртви южнее нынешнего летнего дворца «Звезда». Куромртви уже давно были заброшены, но последний житель, старый дровосек Бонифац хотя и переселился с семьей в долину Бруснице, но не мог забыть селение, в котором вырос, и все вспоминал о нем.
Однажды сыновья Янек и Матей вернулись домой и рассказали, что в Праге и окрестностях затевается большое строительство, и пражанам нужна лучшая древесина. Братья решили срубить лучшие деревья и вытащить их к дороге. Бонифац вспомнил про лес своей молодости, который назывался Малейов, а сыновья пообещали посмотреть на сосны в этом лесу.
Отец ничего не сказал, а лунной ночью, когда все спали, взял топор и вышел из дома. Вернулся до рассвета, тихо положил топор на место и лег спать. Вскоре сыновья проснулись и не догадывались, что отец уходил на всю ночь. Они отправились вдоль Бруснице наверх, осматривали деревья и долго не могли решить, где самое лучшее место. Приближался полдень, солнце стояло высоко в небе, птицы пели в душистом лесу. Янек с Матеем дошли до леса, в котором деревья стояли прямо, как свечи, а их древесина была твердая, как камень.
Братьям захотелось пить, они вспомнили о небольшом роднике, о котором им рассказывал отец, и они быстро его нашли. На поверхности воды отражалось небо и солнце, родник светился, будто в нем было разлито серебро. Братья напились, подняли голову и увидели около родника лежащее поперек ручья Бруснице мощное бревно, отесанное так чисто, как они сами не смогли бы сделать. Братья осмотрели бревно и не могли понять, откуда оно здесь взялось. Решили построить здесь новый дом и начать рубить деревья.
Сыновья поспешили домой сообщить отцу, что они видели. Тот только улыбнулся и похвалил их за это решение. Все вместе отправились к Малейовскому лесу. Построили там бревенчатый дом, и к ним быстро присоединились семьи дровосеков из окрестных мест. Сообща рубили лес, обрабатывали бревна, а место, где возникло новое поселение, назвали Бржевнов. Так же назвали и монастырь, построенный здесь по воле князя Болеслава и епископа Войтеха после их встречи на мостике в виде отесанного бревна через ручей Бруснице.
Бржевновский монастырь