Прага

Прага

LAT
  • 50.08766N, 14.41863E
  • Я здесь был
    Было: 1362
    Хочу посетить
    18937

    1923 материалa по 605 объектам,  26 571 фотография

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Чехия, Dukelských Hrdinů 47, 170 00 Praha 7, Holešovice, Чехия
    • +420224301122
    • https://cs.wikipedia.org/wiki/Slovanská_epopej
    Фотографии
    Карта
    27 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (4) помощь
    Viktor-Viktor
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 сен 2011

    «Славянская эпопея» Альфонса Мухи. Третьи 5 картин

    Достопримечательности → музеи, выставки
    13 ноября||
    GPS
    |2 (1)| 14| 12710
    5
    Альфонс Муха намеренно решил жениться только на чешке, будучи уверен в том, что настоящее понимание сможет найти только в славянской душе: «Мне было сорок три и я был холост. Все мои друзья были заняты сватовством для меня, предлагая мне жениться на той или иной молодой леди, и мне было довольно трудно защитить свою свободу. Я решил раз и навсегда, что если я собираюсь жениться, то она должна быть чешкой». Это решение свидетельствует о его желании единения славян не только на культурном и художественном уровне, но и на уровне семейном, на котором закладываются основы личности. Художник не хотел, чтобы славянские страны потеряли идентичность и растворились в пространстве мировой культуры, утратив собственные корни. Можно говорить о том, что Альфонс Муха в некотором роде исповедовал принципы антиглобализма в отношении искусства еще до того, как возникло понятие глобализма: «Не существует такого понятия, как международное искусство. Такое искусство всегда может быть только победой сильного и поглощением слабого». Такая позиция отчетливее являет причины создания цикла «Славянская эпопея», посвященного не только чешскому, но и славянским народам.
    2

    Автор: Viktor-Viktor


    «Славянская эпопея» Альфонса Мухи. Выставочный дворец Национальной галереи в Праге

    После смерти в 885 году создателя славянской азбуки Мефодия папа римский запретил литургию на старославянском языке в Великой Моравии, а позже папские легаты изгнали учеников Мефодия из этого славянского государства. Некоторые из них бежали ко двору первого в истории Болгарии царя Симеона. Византийская империя признала его царский титул и это был второй подобный случай после Карла Великого. С именем Симеона I связан Золотой век болгарского государства: его военные кампании против Византии и венгров привели болгарское государство к территориальному апогею, Болгария превратилась в самое могущественное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Симеон I построил цивилизованное славянское государство во главе с царем, самостоятельную национальную церковь во главе с патриархом и открыл Преславскую книжную школу — первую славянскую школу в мире, ставшую литературным и культурным центром всех славянских народов в ІХ — X веках.

    На картине «Болгарский царь Симеон» славянского правителя окружают ученые, философы, писатели. Симеон I, как центральный элемент всего полотна, излучает священную власть и величие, которые подчеркнуты изображениями святых на стенах великолепной базилики. Многочисленные книги и свитки демонстрируют роль Болгарии в сохранении общеславянского наследия — спасение письменности и ее носителей, последователей Кирилла и Мефодия.
    3

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Болгарский царь Симеон. Подзаголовок (subtitle) — Рассвет славянской письменности. 1923 год

    Сербское царство значительно расширило свою территорию за счет византийских владений благодаря Стефану Душану, провозгласившему себя царем сербов и греков. Ему удалось создать огромное государство, в которое помимо населенных славянами земель вошли греческие и албанские территории Македонии, Эпира, Фессалии, Фракии. Включив в состав своего царства значительную часть Балканского полуострова, Стефан Душан превратил Сербию в крупнейшее государство на юго-востоке Европы, составившее реальную конкуренцию Византийской империи. В годы правления царя Стефана в стране была проведена кодификация законодательства — в 1349 году создан «Законник», свод юридических норм и законов славянской Сербии.

    Картина «Коронование царя Стефана Душана» показывает церемониальную процессию после коронации этого сербского царя. Процессию возглавляют старейшины с царским мечом и короной, за ними молодые славянские девушки в национальных костюмах ведут самого Стефана Душана и несут его красный плащ. Альфонс Муха изобразил среди гостей чешского короля Карла IV, который в переписке с сербским царем высказывал идею славянской взаимности. Художник подчеркивает межгосударственные связи между славянскими странами, при этом допуская некоторые исторические неточности.
    2

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Коронование царя Стефана Душана. Подзаголовок (subtitle) — Славянское законодательство. 1926 год

    В 1566 году султан Османской империи Сулейман I Великолепный во главе стотысячного войска начал вторжение в Европу вдоль берегов реки Дунай через венгерские равнины. Сулейману был 71 год, он царствовал уже 46 лет и в свою последнюю, тринадцатую, военную кампанию встретил ожесточенное сопротивление 2300 защитников венгерской крепости Сигетвар. Комендант Сигетвара Николай Зринский происходил из древнего славянского рода, многие годы был баном (правителем) Хорватии. Во время длительной осады Сулейман I умер, на следующий день после его смерти турки подожгли Сигетвар и начали массированную атаку. Николай Зринский в шелковой одежде и с золотым ключом от города на груди во главе 600 воинов ринулся в контратаку. Героический командующий хорватского происхождения, который выдержал осаду в течение 36 дней, пал, пораженный турецкими пулями. Сигетварская битва остановила османское наступление, запланированное нападение на Вену так и не случилось.

    На картине «Николай Зринский защищает Сигет от турок» запечатлен момент, когда неравный бой приблизился к неизбежному концу, и защитники, понимая безнадежность своего положения, готовятся к последней самоубийственной атаке. В центре изображения Николай Зринский произносит воодушевляющую речь перед своими воинами. В то же время его жена и женщины Сигетвара бегут прямо к башне, предпочитая сгореть, но не попасть в руки турок. Композиция разделена столбом черного дыма, предвещающего грядущее разрушение и символизирующего человеческие жертвы. Альфонс Муха вновь несколько поступается исторической правдой, чтобы подчеркнуть решимость и жертвенность славян в критических ситуациях.
    2

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Николай Зринский защищает Сигет от турок. Подзаголовок (subtitle) — Мужество христианства. 1914 год

    В 1848 году сербские студенты объединились в литературный кружок и стали печатать свои поэтические произведения отдельными сборниками под общим названием «Омладина» (по-сербски молодое поколение, молодежь). В 1866 году Омладина перерастает в тайное общество, получает новую организационную структуру: в Нови-Саде (второй по численности город Сербии) основывается центральный комитет, а во всех населенных сербами городах и местечках по обеим сторонам Дуная учреждаются его отделения. Число членов Омладины быстро увеличивается, к молодежи присоединяются другие лица, преследующие те же цели: народное объединение, распространение образования и свободных политических идей. Сербское правительство всячески преследовало членов Омладины и запретило им устраивать собрания в Белграде, венгерское правительство принимало энергичные меры против агитационной деятельности Омладины на территории Венгрии.

    На картине «Присяга общества «Омладина» под славянской липой» Альфонс Муха изображает момент праздника и клятвы членов этого сербского тайного общества. Действие происходит под кроной липы, в ветвях которой сидит славянская богиня весны и покровительница любви Лада. Художник использовал своих детей в качестве моделей для персонажей картины: справа сын Иржи в образе обнаженного юноши, слева дочь Ярослава как играющая на арфе девушка.
    3

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Присяга общества «Омладина» под славянской липой. Подзаголовок (subtitle) — Славянское возрождение. 1926 год

    Идея представить Россию отдельной картиной принадлежала американскому миллионеру Чарльзу Крейну, который оказывал финансовую поддержку Альфонсу Мухе все годы, ушедшие на создание цикла «Славянская эпопея». Этот меценат интересовался славянской культурой, одним из первых в США собрал большую коллекцию русского искусства, его бизнес также был связан с Россией — он был крупным акционером Санкт-Петербургского завода по производству пневматических тормозов. Темой картины художник выбирает отмену крепостного права в России и это единственное полотно «Славянской эпопеи», на котором изображен фрагмент реального города — Красная площадь Москвы, с храмом Василия Блаженного и башней Кремля. Для создания максимально достоверного изображения Альфонс Муха предпринял поездку в Россию в 1913 году, в год празднования 300-летия дома Романовых.

    Художник считал, что в России на переломе веков наконец-то проснулся исконный русский дух и после посещения Третьяковской галереи оставил такой восторженный отзыв: «Русское искусство глубоко символично, а символизм в крови у славян». Он встречался с чиновниками, которые еще помнили отмену крепостного права в 1861 году, много рисовал и фотографировал, прежде всего, на Красной площади. Альфонс Муха всегда возил с собой фотоаппарат, всегда сам фотографировал, его можно считать отцом чешской документальной фотографии. На фотографиях художника из России запечатлены крестьянские типы, наиболее ярко характеризующие русский народ.

    Собранные материалы послужили основой для написания картины «Отмена крепостного права в России». На полотне изображено оглашение указа об отмене крепостного права, однако русский народ не знает, что делать с обретенной свободой, неуверенность и страх перед будущим показаны на лицах большинства персонажей. Композицию картины Альфонс Муха поместил на Красную площадь рядом с собором Василия Блаженного, подчеркивая значимость этого места для России. Возможно, на такой выбор композиции оказала влияние работа Сурикова «Утро стрелецкой казни», которую Муха наверняка видел в Третьяковской галерее. Крепостное право было отменено в России на много лет позже, чем в остальной Европе, но Альфонс Муха считал, что это событие олицетворяло прогресс и демократизацию в славянской стране.
    2

    Автор: Viktor-Viktor


    Альфонс Муха. Отмена крепостного права в России. Подзаголовок (subtitle) — Свободный труд — основа государства. 1914 год
    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    6 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Прага
    сообщить модератору
    • Hanya
      помощь
      Hanya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 19 июл 2009
      13 ноя, 16:10
      удалить
      Какой интересный цикл работ!
      Спасибо, что через картины провели меня через историю нынешних европейских стран, которые, по-моему, сегодня забыли про свои славянские корни, за исключением Сербии.
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      13 ноя, 17:49
      удалить
      Остался заключительный рассказ о еще 5 картинах
    Наверх