1926 материалов по 606 объектам, 26 632 фотографии
- GPS
- Чехия, Vaclavske namesti 68, Praha
- 224 497 111
- www.nm.cz
Вестоницкая Венера
Этот совет является частью дневника «Злата Прага»
В 1922 году у южноморавской деревни Долни Вестонице (Dolní Věstonice), в 40 км от чешского города Брно, была обнаружена стоянка кроманьонцев. Исследования поселения первобытных людей позднего (верхнего) палеолита с 1924 по 1938 годы проводила научная группа под руководством Карела Абсолона (Karel Absolon), профессора палеоантропологии Карлова университета. В ходе археологических раскопок было найдено большое количество древних артефактов: множество костей животных, в основном мамонтов, а также лошадей, оленей, зубров, пещерных медведей; следы круглых в плане жилищ в виде шалашей с очагами; кремневые орудия; орудия из кости; украшения; красящие вещества; целые фигурки и обломки скульптурных изображений животных и людей, изготовленные из кости и обожженной на огне глины.
Самая сенсационная находка случилась 13 июля 1925 года, когда в яме с золой, в остатках костра диаметром около 10 метров, нашли разбитую на две части керамическую статуэтку. Женская фигура изготовлена из обожженной смеси глины и известняка, высотой 11,5 см и шириной 4,3 см в бедрах, с ярко выраженной стилизацией лица (только глаза обозначены короткими косыми линиями), с отсутствием шеи, с массивностью обвисшего бюста и бедер. Эта древнейшая известная науке керамическая статуэтка была изготовлена примерно в 27000 годах до н. э. и стала называться «Вестоницкая Венера» (Věstonická venuše).
Древнейшая керамическая статуэтка «Вестоницкая Венера». Национальный музей в Праге
Американский писатель Том Придо в книге «Кроманьонский человек» рассказывает: «Одним из самых известных мест является Долни Вестонице на юге центральной Чехословакии, и по захороненным останкам этого древнего поселения можно восстановить интригующую картину домашней жизни человека в Европе 27000 лет назад. На покрытом травой склоне, усеянном несколькими отдельными деревьями, поселение из пяти хижин было частично окружено простой стеной из воткнутых в землю бивней мамонта и костей, заваленных кустарником и дерном. Одна хижина стояла на расстоянии 90 ярдов от других. Четыре близко друг к другу были укреплены деревянными столбами, слегка наклоненными к середине, наподобие шестов для палатки, и воткнуты в землю, а вокруг их оснований для опоры были навалены камни. Стены представляли собой шкуры животных, предположительно выделанные и сшитые вместе, затем натянутые на столбы и прикрепленные к земле камнями и тяжелыми костями. Небольшой ручей, извиваясь, сбегал по склону недалеко от домов, и земля вокруг была плотно утрамбована ногами поколений людей, живших здесь. На открытом месте среди хижин был большой костер; очень вероятно, что дежурный поддерживал его, подбрасывая куски кости. Очевидно, он горел все время, чтобы отпугивать бродячих животных. Внутри самой большой хижины, примерно 50 футов в длину и 20 футов в ширину, было пять неглубоких очагов, вырытых в полу. Один был оборудован двумя длинными костями мамонта, воткнутыми в землю для поддержки вертела. В этой относительно комфортной обстановке легко представить человека, сидящего на валуне и изготавливающего инструменты — работающего целенаправленными, обманчиво медленными движениями мастера, который костяным молотком откалывает тонкие лезвия от куска кремня. Тем временем из дальнего конца хижины донесся чистый, пронзительный звук, похожий на птичий крик. Его источником могла быть женщина, дувшая в конец куска полой кости, в котором по всей длине были проделаны два или три отверстия — то, что люди много лет спустя назвали бы свистулькой, и найденной в Долни Вестонице. Но самой поразительной находкой на этом чешском участке являются остатки маленькой хижины на склоне холма, которая стояла отдельно от других. Хижина была вырублена в холме, который образовывал ее заднюю стену; ее боковые стороны частично состояли из низкой стены из камней и глины, а вход был обращен вниз по склону. Внутри посетитель увидел бы очаг, совершенно не похожий на те, что были в других хижинах; у этого был глиняный купол поверх ярко пылающих углей. Это была печь для обжига глины — одна из самых первых в истории. Даже в то раннее время сырьем, которое обжигалось в печи, было специально подготовленное вещество. Это была не простая грязь с берега ручья, это была земля, смешанная с измельченной костью, чтобы тепло распределялось равномерно по мере того, как печь обжигала глину в новый, твердый как камень материал. Это первый в истории технологии пример того, что впоследствии стало повсеместным процессом — сочетание и обработка двух или более непохожих веществ для получения полезного продукта, непохожего ни на одно из исходных веществ, что в конечном итоге привело к появлению стекла, бронзы, стали, нейлона и большинства других материалов повседневной жизни. Пройдет еще около 15000 лет, прежде чем другие люди, живущие на территории нынешней Японии, научатся превращать глину в горшки; однако, как свидетельствуют находки в Долни Вестонице, керамика уже была изобретена».
Стоянка кроманьонцев. Картина Зденека Буриана (см. Примечание)
Чешские специалисты четыре раза пытались выяснить состав материала, из которого была изготовлена Вестоницкая Венера. В 2004 и 2016 годах статуэтка была исследована с помощью томографа. Полученные результаты подтвердили, что древнейшая керамическая женская фигурка сделана из тонкой глины с водой. В ней также содержатся мелкие белые зерна гашеной извести с фрагментами костей мамонта. Была также обнаружена еще одна деталь: на ягодицах Вестоницкой Венеры был обнаружен отпечаток пальца ребенка в возрасте от семи до пятнадцати лет.
Древнейшая керамическая статуэтка «Вестоницкая Венера». Национальный музей в Праге
Ни один из самых современных научных методов обследования не может дать ответ на вопрос кто и зачем создал Вестоницкую Венеру. Но ничто не препятствует ответить языком литературной фантазии, что и сделал чешский учитель Эдуард Шторх (Eduard Štorch), который принимал участие в археологических раскопках на стоянке древних людей в Долни Вестонице. Выйдя на пенсию, Шторх написал ряд исторических романов, пользовавшихся большой популярностью и неоднократно экранизированных.
В переведенной на русский язык книге «Охотники на мамонтов» он представил жизнь племени древних охотников на берегу реки Дые в поселении Долни Вестонице. Спасаясь от охотников, стадо зубров завязло в болоте. Мальчик Копчем вцепился в хвост огромного быка и изо всех сил стал тянуть его из трясины. Взбешенное животное резко бросалось из стороны в сторону и пыталось утянуть мальчишку в болото. На крики охотников прибежали женщины племени и среди них Ниана, мать Копчема. Она начала уговаривать сына вылезти на берег, но поняв, что слова напрасны, стала пробираться к нему. В это время увязший по брюхо, свирепо сопящий зубр повернул голову, намереваясь поддеть мальчика рогом. Ниана успела схватить Копчема за руку и с силой отшвырнула его к берегу, но сама при этом глубоко, по горло, провалилась в трясину.
Охотники, подобравшись в это время к зубру с другого бока, вонзили в его тушу сразу несколько копий. Бык взревел от боли, рванулся, но затем вдруг грузно осел. Заваливаясь на бок, он придавил Ниану и ее поглотила трясина. Смерть матери Копчема не произвела на людей большого впечатления. В жизни племени это было обычное, естественное событие. Никто не знает утром, будет ли он жив вечером. В постоянной борьбе за пищу иногда побеждает человек, а иногда зверь — так было, и так будет. Охотники вытащили тушу убитого зубра на берег, проверили место, где погибла Ниана. Не было никакого смысла искать ее тело, теперь ей все равно нельзя было помочь. Вестоницкое племя поймало зубра и заплатило за него дань — жизнь Нианы.
Охота кроманьонцев. Картина Зденека Буриана (см. Примечание)
Только Ньян, муж Нианы, потрясен и опечален происшедшим: он часто моргает, даже всхлипывает. Он потерял жену, смелую и надежную помощницу, которую он когда-то выменял на прекрасную медвежью шкуру. Кто будет во время походов носить его вещи? Кто будет выделывать шкуры? Возле хижины, удалившись от всех, сидел Ньян. Острым кремнем он что-то вырезал из бивня мамонта. В глазах его была тоска, он словно искал взглядом Ниану. Ему не раз хотелось позвать ее, но он вспомнил, что ее уже нет. Ее гибель он принял спокойно, как волк, потерявший в бою подругу. Но теперь ему было невыносимо одиноко. Ему недоставало близкого человека. Она была его помощницей, это Ньян всегда знал и чувствовал. Он не мог бы всего этого объяснить, но гнетущая грусть переполняла его душу.
Близкий к тексту пересказ исторического романа Эдуарда Шторха, «Охотники на мамонтов» продолжим дословным текстом: «Ньян с утра сидит перед своей хижиной, не очень интересуясь происходящим вокруг. Перед Ньяном на плоском камне горсть глины, он лепит из нее какую-то фигурку. Уже дважды он разбивал ее о землю, когда ему казалось, что работа не удалась, и вот он принимается за дело в третий раз. Теперь он подмешивает к глине немного муки из растертых костей. Фигурка величиной с ладонь взрослого мужчины имеет формы человека: голову, круглое туловище и ноги по колени. Ньян работает тонкой костью и старательно выравнивает поверхность фигурки, иногда сбрызгивает ее водой. Вот обозначилась грудь, небольшим углублением отмечает он пупок, косые линии на голове — глаза.
Фигурка готова. Подошел Копчем и с интересом посмотрел на фигурку. Ньян вытянул руку, с удовлетворением разглядывая свое творение.
— Мама! — закричал вдруг Копчем. Он узнал Ниану. Отец кивнул и понес фигурку к костру. Под горящими ветками он выкопал ямку, очистил ее палкой от угольков и на чистое место положил фигурку. Влажная масса быстро высыхала, над ней поднимался белый пар. Фигурка затвердела и приняла красноватый оттенок. Скоро она будет совсем готова.
Копчем предложил отцу присмотреть за ней, опасаясь, как бы кто-нибудь случайно не повредил творение Ньяна. Через некоторое время Копчем принес отцу обожженную в костре фигурку. Все обошлось благополучно, фигурка нигде не потрескалась. Ньян натер фигурку смесью из сала и золы и подвесил ее в хижине. Отныне Ниана постоянно будет с ним, теперь он не одинок».
Создание статуэтки «Вестоницкая Венера». Картина Зденека Буриана (см. Примечание)
Кто знает, не отпечаток ли пальца мальчика Копчема на керамической статуэтке Вестоницкой Венеры обнаружили чешские исследователи спустя 27 тысяч лет?
Примечание. Чешский художник Зденек Буриан (Zdeněk Burian) обучался в пражской Академии изобразительных искусств. Работал, практически без перерыва, на протяжении 60 лет: первые его работы увидели свет в 1921 году, последние — в 1981 году. Общее количество рисунков Зденека Буриана карандашом и пером достигает 14000, он иллюстрировал 456 книг и 550 рассказов, опубликованных в журналах. За свою жизнь художник написал 1053 картины маслом, темперой, гуашью и пастелью.
Размещенные в этом совете фотографии картин Зденека Буриана скопированы с сайта flickr.com/photos/timetraveln…
- Адрес:
Václavské nám. 68, 110 00 Nové Město, Чехия
- Дополнительная информация:
«Вестоницкая Венера» является главным экспонатом выставки Nejstarší šperky & ozdoby těla, проводимой с 22.09.2023 г. по 29.02.2024 г. в Национальном музее (Прага). В другое время статуэтка постоянно выставлена в Моравском музее (Брно).
- Телефон:
+420224497111
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Прага
- 15 янв, 15:27удалитьНесколько раз был в Брно и в каждый приезд планировал посетить Моравский музей именно из-за Вестоницкой Венеры, где она выставлена постоянно. А тут повезло, ее привезли в Прагу, где я находился в это время. И конечно же воспользовался удачным совпадением.
- 18 янв, 22:13удалитьВпервые слышу об этой чудесной находке и экспонате музея в Брно! Спасибо, Виктор, за рассказ о ней!
- 19 янв, 03:46удалитьЧешские археологи на высоком счету в мире профессионалов
- 20 янв, 07:10удалитьСтатуэток "Венеры палеолита" найдено в Европе несколько десятков, но Вестоницкая Венера из Чехии особенная — она сделана не из костей, бивней, камня, а из обоженной глины, т.е. она керамическая, что и является уникальным.
- 28 янв, 05:22удалитьВполне возможно. Осталось придумать богиней чего она была у древних охотников.