1925 материалов по 606 объектам, 26 625 фотографий
- GPS
- Чехия, Prazský Hrad, Prague
- 257-531-622
- www.katedralapraha.cz
Пражский собор Святого Вита. История
Этот совет является частью дневника «Злата Прага»
Собор Святого Вита
В 871 году князь Борживой I принимает крещение из рук просветителя и вероучителя славян Мефодия и становится первым христианским правителем Чехии. Князь из рода Пржемысловичей запрещает совершение языческих обрядов, уничтожает капища, Прагу провозглашает столицей Чехии, в Пражском Граде строит княжеский дворец и первую каменную христианскую церковь Девы Марии. Его сын, князь Вратислав I, закладывает в Пражском Граде базилику Святого Йиржи в честь святого Георгия Победоносца. Длительное время базилика была самой влиятельной религиозной постройкой и усыпальницей рода Пржемысловичей.
Князь Вацлав, впоследствии провозглашенный Святым покровителем земли чешской, продолжил деяния деда Борживоя и отца Вратислава, начав вводить в стране христианство уже в западной католической форме, для чего привозит в Прагу мощи раннехристианского римского мученика Святого Вита. Будучи сыном римского сенатора-язычника с Сицилии, он принял христианство под влиянием своего наставника, которого убили на глазах Вита за исповедование Христа. Но это событие только усилило веру будущего святого и стремление обратить сограждан к милосердию и любви Христовой. Легенда гласит, что изгнавший бесов из души императора Диоклетиана Вит отказался молиться римским богам, за что был посажен в клетку к свирепым львам. Но звери не тронули Вита и тогда в 303 году его бросили в котел с кипящим маслом. В средневековой Европе существовало поверье, по которому можно было обрести здоровье, танцуя перед статуей Святого Вита в день его памяти 15 июня («пляска Святого Вита»).
В 925 году для мощей римского мученика по приказу князя Вацлава в Пражском Граде возводится романская каменная ротонда Святого Вита как частная княжеская церковь. Существует легенда, что на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. Возможно, по созвучию с именем языческого бога построенную ротонду назвали именем Святого Вита.
Собор Святого Вита
В 935 году князь Вацлав погибает от рук родного брата Болеслава, который раскаявшись в содеянном, через три года торжественно захоранивает останки Вацлава в ротонде Святого Вита. В летописи XII века «Чешская хроника» Козьма Пражский записал: «Ибо раб божий Вацлав оставил в главном городе Праге церковь, выстроенную в честь святого мученика Вита, но еще не освященную по причине его смерти. Князь Болеслав, отправив послов с большими дарами и еще большими завещаниями к епископу Регенсбургской церкви Михаилу, смиренно просил его, чтобы тот удостоил освятить храм. Он с большим трудом добился исполнения своей просьбы. Епископ, конечно, не согласился бы это сделать, и если он выполнил просьбу Болеслава, то лишь ради памяти и спасения души своего друга св. Вацлава, потому что раб божий Вацлав при жизни с особым благоговением, как духовного отца и любимого епископа, почитал Михаила. Епископ в свою очередь относился к Вацлаву, как к любимому своему сыну: часто наставлял его в страхе и любви к богу и посылал от своего имени дары, в которых очень нуждалась тогда новая церковь Христа. Когда князь Болеслав добился исполнения своего желания, весь народ, знатные люди и священники пошли поспешно навстречу прибывшему епископу и с большим почетом и радостью приняли его в главном городе Прагe. Зачем говорить об этом много? 22 сентября 938 года епископ, освятив церковь святого мученика Вита, довольный вернулся к себе домой». Ротонда Святого Вита стала именоваться церковью Святого Вита и Святого Вацлава.
Собор Святого Вита
Князь Болеслав II, племянник Святого Вацлава, продолжая политику централизации и объединения чешских земель, еще больше расширил границы владений. При нем латинское богослужение окончательно вытеснило традиции, оставшиеся после славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Болеслав отправляет в Рим с дипломатической миссией свою сестру Младу, где она добивается согласие Папы Римского на основание Пражского епископства.
В Праге Мария вручила брату и князю Болеславу II папскую грамоту следующего содержание: «Иоанн, слуга слуг божьих, посылает Болеславу, поборнику христианской веры, свое апостольское благословение. Справедливо будет обратить благосклонное наше внимание на справедливую просьбу. Ибо бог — это справедливость, а те, кто его любят, будут оправданы, и все дела тех, кто любит справедливость божью, направлены к добру. Наша дочь и твоя сестра Млада, среди прочего передала приятную нашему сердцу просьбу с твоей стороны, чтобы в твоем княжестве в честь и во славу церкви божьей разрешено было основать епископство, и чтобы на это было дано наше согласие. Поддерживая просьбу с особой радостью, мы благодарим бога, который всегда и повсюду опекает и расширяет свою церковь среди народов. Поэтому, пользуясь верховной властью папы и властью Святого Петра, главы апостолов, наместником которого, хотя и недостойным, мы являемся, мы одобряем просьбу и даем согласие на исполнение ее. Разрешаем основать при церкви мучеников Святого Вита и Святого Вацлава епископскую кафедру». Так в 973 году церковь Святого Вита и Святого Вацлава получает статус епископской церкви.
Но, давая согласие на создание в Чехии новой епископской административно-территориальной церковной области, папа Иоанн XIII выдвинул следующее условие: «Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка, но, следуя апостольским установлениям и решениям, выбери лучше наиболее угодного всей католической церкви священника, особенно сведущего в латинском языке, который смог бы плугом слова вспахать новь сердец язычников, посеять в них пшеницу добрых дел, а плоды для урожая вашей веры отдать Христу». С одобрения императора Священной Римской империи, чешского духовенства и знати в 973 году католический священник Детмар из Саксонии, знавший чешский язык, стал первым в истории пражским епископом.
Собор Святого Вита
Отношения между Чехией и Империей были напряженными и даже враждебными. Болеслав II вступил в союз с мятежным баварским герцогом Генрихом, войска императора Оттона II вторглись в Чехию, подошли к Пльзеню, но были разбиты Болеславом II. Вскоре он отразил и новое вторжение немцев, так что императору пришлось примириться с чехами и пойти на довольно серьезные уступки. Одна из таких уступок – назначение нового пражского епископа после смерти Детмара. Болеслав II предложил кандидатуру Войтеха (Адальберта), ведь он чех, а не немец. Оттон II поддержал кандидатуру Войтеха на пражское епископство, справедливо надеясь, что тот будет поддерживать интересы Империи, ведь Войтех был из рода Славниковичей, враждебного роду Пржемысловичей. Славниковичи, хоть и были вассалами князя Болеслава II из рода Пржемысловичей, но их могущество не уступало княжескому, и между Славниковичами и Пржемысловичами шло жестокое соперничество за господство в Чехии.
Оказавшись в центре борьбы за власть, в 982 году Войтех, получивший при миропомазании имя Адальберт, против своего желания был избран вторым пражским епископом. Епископ Войтех активно боролся с языческими верованиями, которые все еще были сильны в Чехии. В письмах папе римскому он писал о неверности и беспутстве народа, кровосмесительных союзах, непозволительном расторжении брачных связей, непослушании и нерадении духовенства, надменности, жестокости и жадности удельных князей — комитов. Пражане несколько раз изгоняли из города своего епископа, требовавшего слишком строгого соблюдения церковных канонов.
Организовав вооруженное нападение на город Либице — центр Зличанского княжества и родовую вотчину Славниковичей, Болеслав II в праздничный день Святого Вацлава уничтожает весь род. После такой семейной трагедии епископ Войтех из рода Славниковичей уже не мог оставаться в Праге, навсегда покинул Чехию, отправившись проповедовать христианство в земли нынешнего Калининграда, где 23 апреля 997 года встретил свою смерть от рук прусских язычников. Уже спустя два года после своей смерти Войтех был канонизирован папой римским, и в 1039 году, после удачного военного похода в Польшу, чешский князь Бржетислав I перевез мощи Святого Войтеха в Пражский Град, торжественно захоронив их рядом с мощами Святого Вита и Святого Вацлава. Романская ротонда, изначально построенная как частная княжеская церковь, стала епископской церковью Святых Вита, Вацлава и Войтеха.
Археологические раскопки 1911 и 1928 годов обнаружили небольшие остатки ротонды на уровне ее фундамента и вблизи надземной части, что позволило реконструировать сооружение диаметром около 13 метров, с галереей и тремя подковообразными апсидами, в которых были захоронены мощи Святых Вита, Вацлава и Войтеха.
Памятник Святому Вацлаву (на коне) и Святому Войтеху (справа сзади) в Праге
Уничтожив соперничающий род, князья Пржемысловичи получили право на королевский титул и решили, что круглая ротонда в Пражском Граде слишком мала и не соответствует их новому статусу. В 1060 году Спытигнев II начинает строительство трехнефной базилики с двумя башнями на месте старой ротонды. Фактически это была огромная надстройка над святыми гробницами.
Строительство продолжил его брат Вратислав — именно он в 1086 году был коронован как первый чешский король под именем Вратислав I. Базилика была построена в форме креста длиной 70 м и шириной 35 м, толстые стены и колонны разделяли пространство на три нефа. По завершении строительства базилики в 1096 году король Вратислав I провозгласил: «Если Святой Вацлав похоронен в ее центре, то пусть чешские короли будут не только здесь коронованы, но и похоронены здесь». Базилика Святых Вита, Вацлава и Войтеха стала коронационным костелом и местом погребения чешских правителей Пржемысловичей.
За решетками — раскопки базилики Святых Вита, Вацлава и Войтеха (в археологии — базилика Спытигнева)
В 1306 году тремя ударами ножа в грудь неизвестный наемник убивает в Оломоуце чешского короля Вацлава III — последнего мужчину из главной ветви рода Пржемысловичей, первой и единственной по чешскому происхождению правящей династии страны. По решению чешской знати и духовенства его родная сестра Элишка Пржемысловна становится женой Яна (Иоганна) графа Люксембурга, который в 1310 году вместе с ее рукой получает богемскую корону и титул чешского короля.
Ян Люксембургский оказался никудышным правителем и полностью отстранился от чешских дел, занимаясь многочисленными заграничными военными походами, ввязавшись на стороне Франции в Столетнюю войну с Англией. Однако, являясь сторонником Священной Римской империи и Папской курии, Ян Люксембургский в 1344 году добился от них преобразования пражского епископства в архиепископство с правом коронации чешских королей. Базилика Святых Вита, Вацлава и Войтеха на Пражском Граде, 250 лет служившая епископской церковью и коронационным костелом, перестает соответствовать новому религиозному статусу Праги.
Собор Святого Вита
21 ноября 1344 года Ян Люксембургский со старшим сыном, ставшим после смерти отца королем и императором Карлом IV, закладывают первый камень в фундамент нынешнего собора Святого Вита. Первым архитектором собора стал француз Матиаш из Арраса (Матьё Аррасский) и его выбор был далеко не случаен. С семи лет Карл IV воспитывался и получал образование во Франции при королевском дворе, где познакомился с работавшим при папском дворе в Авиньоне архитектором и пригласил в Прагу.
Матиаш Аррасский спроектировал собор Святого Вита в стиле французской готики, стремясь к большей высоте, вместимости и воздушности, избегая гладких поверхностей, с изобилием декоративных деталей, множеством выступающих остроконечных украшений, статуями, ажурными фронтонами, кружевными балюстрадами и тому подобными филигранными работами из камня. Вместо плоского потолка свод образовывался наклонными криволинейными поверхностями, а для увеличения пролетов свода и оконных проемов использовались наружные каменные полуарки – аркбутаны. Строительство началось с восточной части собора, где расположился главный алтарь. В 1352 году Матиаш Аррасский скончался, достроив позади алтаря восемь часовен в форме подковы, внутренние аркады и галереи.
Восточная часть собора Святого Вита, построенная Матиашем Аррасским
С 1356 года строительство собора по приглашению Карла IV продолжил 23-летний Петр Парлерж (Петер Парлер) — представитель известнейшей немецкой архитектурной династии. В то время как Матиаш Аррасский по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчета, Парлерж был художником и относился к архитектуре как к скульптуре. Сначала он работал в соответствии с планом Матиаша, но когда закончил все, что не успел француз, Парлерж начал добавлять собственные идеи.
Используя ряд нововведений инженерного характера, Парлерж создал необычный сетчатый цилиндрический свод собора с неповторимым орнаментом, уделил большое внимание декоративным элементам — украшениям колонн и окон, скульптурам и бюстам. Петр Парлерж построил главное сакральное место внутри собора — часовню Святого Вацлава над его могилой на месте ротонды Святого Вита. Парлерж увенчал эту почти кубическую комнату неизвестным ранее сводом звездчатого узора, опоры которого, в отличие от традиционных сводов, переместились из углов комнаты на трети стен. После смерти Парлержа в 1399 году начатые работы завершили его сыновья Вензел и Ян, закончив строительство башни-колокольни и южную часть собора с «Золотыми воротами».
Золотые ворота собора Святого Вита
Начавшиеся в 1419 году гуситские войны остановили возведение наполовину построенного собора на долгие 400 лет. Попытки завершить строительство останавливались из-за нехватки средств, пожаров и войн. Особенно разрушительным был малостранский пожар 1541 года, сильно повредивший внутреннее убранство собора с картинами, иконами и скульптурами. Эпизодические восстановительные работы привнесли в общий ансамбль отдельные элементы барокко, добавлен переход, соединивший собор со Старым королевским дворцом, подвешены колокола.
Собор Святого Вита
В середине XIX века начинается период чешского национального возрождения и борьбы за независимость от Австро-Венгрии и Габсбургов. В Чехии стал поднимать вопрос о реконструкции всего Пражского Града, возникло Общество по завершению строительства собора Святого Вита. На собранные средства архитектор Й.Краннер разработал программу завершения строительства собора, а точнее его западной части. Специальная комиссия больше пяти лет занималась адаптацией чертежей Петра Парлержа и внесением многочисленных дополнений.
21 ноября 1844 года ровно через пятьсот лет после закладки Яном Люксембургским и Карлом IV первого камня в фундамент началась реставрация старых частей собора. В 1873 году начинается строительство западной части собора с фасадом из двух 80-метровых башен в классическом готическом стиле. Над завершением собора работали архитекторы Й.Моцкер и К.Гильберт, а также целый ряд выдающихся чешских скульпторов, художников и мастеров. 28 сентября 1929 года в день тысячелетней годовщины убийства Святого Вацлава законченный собор Святого Вита торжественно освящается, а 23 апреля 1997 года в день тысячелетней годовщины убийства Святого Войтеха собор стал именоваться пражским кафедральным собором Святого Вита, Вацлава и Войтеха.
План собора Святого Вита. Черный — ротонда X века, красный — базилика XI века, синий — собор XX века
В 1954 году коммунистическая власть Чехословакии лишила католическую церковь права собственности на собор Святого Вита. После Бархатной революции 1989 года начался длительный судебный спор о собственности на собор между управлением делами президента Чешской Республики и пражским архиепископством. Двадцать лет иски и апелляции рассматривали городской, верховный, конституционный и европейский суды. Споры вокруг собора завершились 24 мая 2010 года соглашением между архиепископом Праги и президентом Чехии, в котором обе стороны выразили готовность не продолжать судебные разбирательства и создать совет для координации общего использования и управления собором. Таким образом, собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха остался в государственной собственности.
Строители собора Святого Вита. Красный — Матиаш Аррасский, синий — Петр Парлерж, желтый — чешские архитекторы XIX века
- Адрес:
III. nádvoří 48/2, Pražský hrad, 119 01 Praha 1 — Hradčany
- Телефон:
+420224373368
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Прага
- 25 дек 2020, 10:28удалитьСпасибо за такое емкое исследование. Бывала здесь неоднократно, и отдаю дань вашему искусству фотографа, уж очень сложно снимать собор!
Никогда не задумывалась о том, чьей собственностью являются храмы, соборы и монастыри, а вот современные реалии заставляют подумать и об этой стороне медали... - 25 дек 2020, 12:55удалить9 фото собора для этого совета пришлось отбирать из 100 фоток, сделанных в разные годы разными фотоаппаратами.
- 25 дек 2020, 13:01удалитьЕсли учесть, что ежегодно собор Святого Вита посещало до 5 млн. человек, то при платности входа вопрос собственности становится первостепенным.
- 25 дек 2020, 11:47удалитьПрочитала и сообразила, что внутри я так и не была((
- 25 дек 2020, 13:06удалитьИрина, обещаю устроить Вам виртуальную экскурсию. Описание "внутренностей" собора планировалось изначально, но из-за большого объема информации поделил рассказ на две части: история и интерьер.
- 25 дек 2020, 13:21удалитьКак подробно и в хронологии освещены события, спасибо! Собор великолепный!
- 25 дек 2020, 13:37удалитьВы не поверите, Ирина, но желание написать этот совет возникло после внимательного прочтения опубликованных ранее на Турбине 16 работ, посвященных собору Святого Вита. Стало мне грустно и пришлость засесть за работу.
- 26 дек 2020, 01:22удалитьГрусть- как мотиватор, здорово! Хорошо, что я не попала в эти 16)))а вполне могла бы. Когда происходит короткое знакомство со страной или местом, не всегда удаётся успеть изучить и познать, так что не грустите! Вы молодец!
- 26 дек 2020, 06:47удалитьИрина, если помните, в стародавние времена на Турбине существовал такой вид материала как фотоальбом. Чем меньше слов и больше фото — тем лучше.
- 26 дек 2020, 09:50удалитьСобор великолепен, спасибо за подробный рассказ!
- 26 дек 2020, 12:34удалитьГлядя на него и не скажешь, что половину можно назвать столетним новоделом
- 6 янв 2021, 11:13удалитьСобор Святого Вита действительно один из самых красивых в Европе! Во многом, благодаря расположению на высоком берегу. В этом смысле он выигрывает, скажем, у Кельнского и Ульмского соборов...