Стремясь к автономии и независимости от власти Лиссабона, Порту (начало в заметке Знакомьтесь, Порту! Часть I) всегда играл важную роль в истории страны, а свободолюбивые жители его отличались бунтарским характером. Даже часть своих гражданских прав и свобод у епископа им удалось отстоять (держа в осаде 5 месяцев дворец), протестуя против церковных поборов и диктата церкви. И инквизиция не прижилась. Не уступали мужчинам и женщины, выступая против грабительского налога на шерстяные изделия. А вот с виноторговой компанией Лиссабона, организованной маркизом де Помбалом, бороться было труднее. Протест Порту против нее был подавлен силами во главе с генерал-губернатором Жуаном де Алмада. Хотя позже именно он и его сын, продолживший дело отца, во 2-ой половине XVIII века много сделали для благоустройства города и расширения его границ.
Упомянув епископа, надо сказать и о Епископском дворце, история создания которого уходит корнями в XII-XIII век. Начал строительство Жуан Рафаэль дэ Мендонс, вознамерившийся на месте старого отгрохать себе новый дворец. Но увидеть будущее жилище ему было не суждено. Строился он долго и достраивался в спешке, не раз менялась концепция дворца (последние изменения внесли в XVIII в.), с каждым разом приобретая черты новой эпохи. Но внушительность сооружения соразмерна с ролью епископа во времена Средневековья, когда Кафедральный собор вместе с Епископским дворцом составляли ядро города. Он был и остается действующей резиденцией всех епископов Португалии.
Рядом на площади как гранитная свеча установлен в 1945 году позорный столб в стиле мануэлино, такой же, какой был здесь в XVIII веке.
А со смотровой площадки открывается великолепная панорама на Порту.
Спуститься вниз к набережной можно через старый квартал Bairro da Se,
по крутым лестницам, петляя в лабиринтах узких улиц,
с кое-где облупившимися стенами домов,
глухими дворами, где по-прежнему живут и здравствуют люди,
даже содержа в красоте по возможности свои вековые жилища (многим ведь уже более 3 веков).
Трещины и покосившиеся ставни говорят о том, что они никогда не реставрировались. Не так давно бедный квартал получил статус охранной зоны, а это значит, что ветхие постройки возможно и дождутся своего часа.
Атмосфера квартала погружает на много десятилетий назад, и лишь развешанное белье привычных для нынешнего времени фасонов возвращает к действительности.
Холмистый рельеф — одна из особенностей города. Порту раскинулся на 2 основных холмах, на одном расположена историческая часть города, на другом – современная деловая. Официальная средняя отметка исторического центра – 79 м. Вся территория с перепадами высот ступенчатыми террасами спускается к реке Дору, уровень которой почти равен уровню моря.
Архитектурные памятники перемежаются «рядовой» застройкой. Дома с черепичными крышами, тесно прилепившиеся друг к другу, шириной в 2-3 окна, с решетками балконов часто на всю ширину фасада, оштукатуренные или окрашенные в охристо-сероватые тона,
некоторые фасады облицованы плиткой «азулежуш», характерной для Порту.
А это вообще ни с чем несравнимо. Корни традиции имеют арабские корни, но португальцы, переняв основу изготовления керамической плитки у мавров, усовершенствовали ремесло собственными приемами и, изменив цветовую гамму итальянских и голландских мастеров, создали свой собственный стиль в производстве керамики. В отличие от правильной геометрии в мавританских орнаментах португальским ноу-хау в бело-голубых тонах не только декорируют интерьеры помещений, но и украшают фасады зданий целыми панно с изображением сцен из жизни или жанровыми сценками на библейские сюжеты.
Порту считают оплотом либералов, требовавших свержения монархии. И через осаду, череду восстаний и революции в 1822 году здесь была провозглашена 1-я конституция Португалии. В 1910 упразднили монархию, а в 1974-м демократия победила в стране окончательно.
Сегодня Площадь Свободы в окружении роскошных зданий в стиле модерн XIX-XX веков, с башнями и скульптурными группами, выглядывающими из зелени пышных крон – центральная площадь свободолюбивого Порту.
В XVII столетии на этом месте еще были крепостные стены города, а 3 века спустя появилась созданная по плану красивая площадь в центре хаотичной застройки. В центре площади конная статуя короля Педру IV – знак признательности португальцев за дарованную им конституцию.
Даже «Золотое сердце Педру» и его титул «Непобедимый» были добавлены 14.01.1837 по указу королевы Марии II к городскому гербу.
Как и в любом городе, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, и который с удовольствием посещаю туристы, в Порту есть главная пешеходная улица Rua Santa Catarina.
Начинаясь с площади Свободы, она протянулась больше чем на километр из конца в конец. Кроме вывесок и притягивающих взгляд витрин
здесь много красивых домов с разнообразной отделкой плиткой азулежу, в рисунках которой синтез традиций прошлого и современных реалий.
В 5 минутах ходьбы в противоположную от площади сторону небезызвестный книжный магазин Lello (the Livraria Lello), который имеет право называться если не самым красивым в мире, то уж в Порту точно.
И церквей в городе немало. Некоторые из них мы проходили по ходу экскурсии, например, построенная в конце XVII века на месте бывшей часовни Церковь Конгрегации, с настенными росписями со сценами из жизни св. Антонио на фасаде.
Или Церковь Санто-Ильдефонсо. В XIII веке здесь тоже стояла часовни, посвященная св.Алифону. Изрядно разрушенная она дождалась своей перестройки. Кроме гранита на нее ушло свыше 11 000 плиток азулежу, чтобы отделать стены сценами из Евангелия и жизни Святого Ильдефонсо.
Не успев обрести законченный вид, церковь сильно пострадала из-за шторма в 1819 году и при осаде Порту войсками Педру I Бразильского в 1833. После всех реконструкций мало что осталось от оригинальности постройки.
В какие-то заходили. Церкви ду Кармо и Кармелитов босых – 2 храма, тесно прижавшихся друг к другу, так что их можно принять за единое целое.
И все же между ними здание шириной в 1 метр. Его пришлось построить, так как церкви по закону не могли иметь общих стен. Кроме того постройка должна была блюсти целомудрие монашек ду Кармо и монахов Кармелитов. Здесь в ореоле духа благочестия еще в прошлом столетии жили люди.
Барочная церковь ду Кармо построена в XVIII веке, в 1912 году одну из сторон храма Сильвестре Сильвестри украсил роскошным панно из традиционных португальских изразцов.
А количество золота в интерьере «зашкаливает». По рассказу гида, чтобы не отдавать собственность церкви государству, обратили ее в золото, которое и пошло на внутреннюю отделку.
Слева — церковь Кармелитов босых в стиле классики, это часть монастыря постройки XVII в. А в XIX веке, когда всем монашеским орденам приказали долго жить, в зданиях разместили казармы для военных.
В пешей доступности отсюда вокзал Сан-Бенту.
Прежде на этом месте стоял Бенедиктинский монастырь. После пожара, здание долго оставалось бесхозным, и место было решено использовать под застройку главного городского вокзала. Как один из крупнейших городов страны Порту кроме морского нуждался и в железнодорожном сообщении между городами и провинциями страны.
И в 1900 году Карлосом I был заложен 1-й камень в фундамент будущего вокзала.
В изображениях на стенах главного зала заметные события из жизни города и Португалии.
Трамваи, запущенные еще в 1827 году, и то нечто вроде «живой» старины.
Даже не учитывая холмистый ландшафт, высота построек разнится. Но одной из самых высоких считают Башню Клеригуш в пешеходной зоне центра, да и трудно было бы не заметить 76-метровое сооружение с часами и колокольней (1763), которое видно отовсюду.
Для судов, заходящих в гавань Порту с океана, она не один век служила ориентиром. И была колокольней при церкви Братства Клириков Игрежу-душ-Клеригуш (Igreja dos Clérigos) и первым культовым барочным сооружением в Португалии.
В ней есть и смотровая площадка, которую от подножия башни отделяют 225 ступенек.
Когда строилась церковь, никто не предполагал, что ей суждено стать одной из городских достопримечательностей, будущим символом города. Меж тем талантливый архитектор Николо Назони, чьим трудам она обязана своим появлением, не получил по заслугам и умер в нищете, где в церкви и похоронен.
Странно было бы, не имей Порту множества парков, садов и скверов. Через один из них – Сад Жоана Шагаша мы проходили во время обзорной экскурсии.
Так он называется с 1924 года, хотя горожане предпочитают называть его Сад Кордуариа. Дело в том, что на этом месте почти 2 столетия работали мастера по производству канатов – кордуэйруш. В XIX веке власти города решили превратить площадь в общественный парк. Работа так увлекла ландшафтного архитектора, что за короткое время (1865-1866) здесь появилась платановая аллея,
беседки, озеро неправильной формы
и статуи заслуженным людям. И занимательная коллекция «13 человек смеются друг над другом», хотя в 2001 она в рамках «Порту 2001 года, Культурная столица Европы» вызвала немало споров и разногласий среди горожан, но до сих пор имеет место быть.
Тем более, что с игровыми площадками сад больше напоминает детский парк.
Конечно, этим не исчерпывается список всего интересного в Порту, но, думаю, всего не знают даже сами горожане.
Историческому центру, который сам по себе одна большая достопримечательность (недаром же он внесен в 1996 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номинацией № 755) есть чем удивить приезжую публику.
Среди многочисленных памятников, вплетенных в косу истории, можно гулять бесконечно, стараясь оттянуть минуты расставания, и каждый раз он будет удивлять, открываясь новыми гранями, и восхищать. Обремененный традициями, но пропитанный духом свободы, где уникальная старина прекрасно уживается с современностью, а достопримечательности с оттенком мистической таинственности гармонируют с реалиями сегодняшнего дня – такой вот он праздничный и будничный город-музей Порту.