Сочная зелень листвы, лазурное небо с мягкими и объемными подушками облаков, раскаленное солнце щедро одаривает жаром все живое. Как восхитительно, величественно и вдохновенно выглядят в этом пейзаже золоченые купола храмов. Поднимаешь голову, сквозь многочисленные лучи пытаешься разглядеть верхушки соборов и церквей и под звон колоколов переносишься в далекую, самобытную и духовную Русь…
Как давно это было, кажется, в другой жизни, не здесь и не со мной.
В этом году зима для меня затянулась.
Но всему свое время, будет день, и набухнут почки, и не успеем мы оглянуться, как природа начнет свой очередной жизненный цикл, а нам спешно нужно будет строить планы на новый активный период.
Так обязательно будет, а пока…
Пока наберемся терпения и попробуем найти положительные эмоции из нынешнего бытия.
Когда-то, в самом начале весны, в праздничные числа марта, мы посетили Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Древняя обитель с многовековой историей находится в Подмосковном городе Истре.
Первые впечатления: монастырь поразил необъятной территорией и невероятного размаха архитектурной композицией.
Впечатление громоздких столпов культурной и исторической ценности сопровождает путника в течение всего времени нахождения в монастыре.
Вторая особенность, которая бросается в глаза: не смотря на выходные дни и известность места, посетителей совсем немного. С одной стороны удивительно, а с другой – позволяет лучше сосредоточиться на изучении обители, почувствовать ее уникальную атмосферу.
Нас встречают Святые Врата монастыря, над которыми построена церковь Входа Господня в Иерусалим.
Сооружение, дошедшее до наших дней, датируется уже концом XX века, т.к. первоначальный храм был полностью разрушен во время Великой Отечественной войны.
Центром монастыря является Воскресенский собор.
По задумке собор должен стать копией храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Работа зодчих не сможет оставить равнодушным ни одного проходящего мимо путника. Даже сейчас, спустя столетия, чувствуется, с каким трепетом работали мастера, отдавая все умение, силы, талант, всю свою сущность без остатка на создание собора, да и всего комплекса в целом. Но удивление и вопросы уходят сами собой, когда мы касаемся истории возникновения обители и основной его цели существования. Ведь по замыслу царя Алексея Михайловича и основателя монастыря Патриарха Никона создаваемая новая территория должна была стать островом святости на Руси. Монастырю предстояло сыграть роль центра веры, стать главным местом паломничества среди всех православных. Отсюда и название монастыря – Новоиерусалимский. Обитель превращалась в ядро религиозного и душевного мира Москвы и других православных городов, подобно Святой Земле — Палестине.
Собор также не раз реставрировался. Восстановительные работы проходят и в настоящий момент. Именно в Воскресенском соборе находится главная святыня монастыря – гробница патриарха Никона.
Возможно, кто-нибудь смог побывать недавно в монастыре? Интересно, как быстро и хорошо продвигается реставрация?
Необычное волнительное и трепетное ощущение остается после посещения подземной церкви св. Константина и Елены, которое примыкает к Воскресенскому собору с восточной стороны.
Храм Рождества Христова находится в западной части монастыря. Служил в качестве теплой церкви.
К церкви примыкают трапезные, больничные палаты и покои Настоятеля.
Стены и башни, обрамляющие монастырь, еще раз убеждают туристов и паломников в масштабности и величии обители.
Но одна мысль никак не дает мне покоя в течение всего пребывания. Я не раз упоминала, что в монастырях всегда своя особая и неповторимая атмосфера. Сюда приезжают с разными целями, мыслями, желаниями. В различном душевном состоянии и покидают обитель. Лично для меня Новый Иерусалим остался вне зоны досягаемости. Есть величие, которое приносит чувство защищенности и спасения. Здесь я чувствовала лишь холод и каменность по отношению к себе… Я никогда не жду, что святое место откроет для меня свое сердце и впустит в глубину сознания. Наоборот, мне интересно, как моя сущность, мой внутренний мир откликнется на подобное знакомство. Какие эмоции и чувства придут ко мне, на какие вопросы я смогу ответить, какие тайны познать, а может быть, какие проблемы разрешить. Признаюсь, что часто я ожидаю, что уйдут сомнения, терзающие душу в тот момент, что я найду решение или выберу верный путь. Если так происходит, монастырь навсегда остается в моем сердце. Мысленно и, по возможности, визуально, я возвращаюсь обратно, хожу по дорожкам, сижу на скамьях, думаю…
В Новоиерусалимском монастыре меня постигла другая участь. Возникло ощущение, что мое сердце закрылось и никак не находился ключик. Я ходила по территории, словно в музее. Да, я осознавала святость места. Но в том-то и дело, что лишь осознавала, но не ощущала. Монастырь воспринимался как величайшее архитектурное и историческое достояние, как место, пережившее множеством событий. Естественно, речь идет исключительно о субъективном восприятии. Есть монастыри, куда постоянно хочется возвращаться. Пока Новоиерусалимский стоит особняком.
Что меня покорило и не оставило равнодушной: за стенами монастыря, где, казалось бы, экскурсия должна закончится, она продолжилась с новой силой и приобрела другие очертания.
Мы попали на территорию Гефсиманского сада.
Думаю, что в теплое время года здесь более привлекательно и живописно. Поражает все-таки охват территории.
Но в парке находятся не только красоты природы – здесь есть и уникальные исторические постройки.
Двигаемся к самой главной из них.
На самом берегу реки Истра, которая здесь также носит название Иордан находится скит патриарха Никона.
А вот и сама река Иордан, где ежегодно проходит святое купание в день Крещения.
Кроме природной зоны, часть парка представляет собой историко-архитектурный музей, где представлены творения русского деревянного зодчества. Предметы экспозиции по праву достойны самого пристального внимания. Пройдемся по ним и попытаемся оценить.
Часовня. Первоначально находилась в Подмосковном селе Сокольники.
Крестьянская изба Кокориных. Перевезена из деревни Выхино Московской области Люберецкого района. Внутри достойно воссозданная композиция крестьянского быта.
На мой взгляд, самая интересная постройка музея – ветряная мельница.
Мельница была перевезена из Тверской области в 1974 году.
Просматриваю фотографии и удивляюсь, почему так сильно затянула с отчетом. В данном случае, даже неважно мое мнение, касаемо восприятия монастыря. Незыблем остается тот факт, что это шедевр архитектуры и достояние истории.
По меньшей мере, он заслуживает того, чтобы о нем регулярно говорили, посещали и делились полученными снимками для расширения кругозора масс.
Тем временем начало смеркаться. Наш визит в монастырь подходил к концу, поэтому мы поспешили на выход.
Напоследок взглянули на Воскресенский собор, засыпающий в лучах уходящего солнца.
Осмелюсь предположить, что в тот день сошлись несколько ниточек в один узелок, и полученный клубок мыслей, эмоций и настроения не позволил мне должным образом окунуться в жизнь монастыря, до конца прочувствовать его запахи, мысли, стоны, переживания и увидеть собственными глазами отпечатки славных дней. Возможно, имеет смысл вернуться туда еще раз.
Еще раз хочу обратить внимание, что я намеренно не стала загружать прогулку историческими фактами. Существуют замечательные источники, где очень подробно и грамотно описаны все события, с момента основания до сегодняшних дней.