Полоннарува

Полоннарува

LAT
  • 7.94423N, 81.01413E
  • Я здесь был
    Было: 35
    Хочу посетить
    341

    29 материалов по 7 объектам,  500 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в Полоннаруве?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    2
    shanin
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 4 июн 2009

    Мир без виз — 57. Древняя столица сингалов

     
    26 февраля 2010 года|| 7| 44102

    Кругосветка «Мир без виз» продолжается. Из Сигирии мы выбрались на главное шоссе, и первый же проходящий мимо автобус повез нас в Полоннаруву. На остановке, как водится, нас сразу же атаковали хелперы. Один из них предложил показать гестихаус — и довезти до него бесплатно на тук-тук. Поехали. Будете смеяться, но это был тот же гестхаус, в котором я останавливался во время предыдущей поездки по Шри-Ланке. Мир тесен!

    Столица сингалов

    Основанный около 1000 лет назад город в течение трех веков был столицей сингалезского царства и южно-индийской династии Чола.
    Полоннарува основана в III веке н.э. на берегу водохранилища Миннерия. Строительство порта Гокана (нынешний Тринкомали) и его превращение в главный центр международной торговли, способствовало процветанию Полоннарувы как важного торгового центра. В 368 г. здесь была построена царская резиденция, и город стал использоваться в качестве «запасной» столицы. Сюда правители сингалезского царства скрывались во время нападений индийцев на Анурадхапуру. Некоторые из царей, начиная с Аггабодхи IV (667-683), проводили здесь даже больше времени, чем в самой столице.
    В X в. на остров напала армия южно-индийской династии Чола. Столица сингалов Анурадхапура была захвачена и сожжена, и Полоннарува стала новой столицей. Когда царь Виджаябаху I (1055-1110) в 1070 г. освободился от влияния Чола, он предпочел не восстанавливать Анурадхапуру, а сделать Полоннаруву своей постоянной резиденцией.
    В древних хрониках Полоннаруву называли «городом четырех ворот» (чатудвара), хотя в действительно ворот было 14. При царе Виджаябаху построили высокую прочную стену, покрыли ее штукатуркой и вырыли глубокий ров. А при его преемнике Паракрамабаху (1153-1186) главную стену окружили тремя дополнительными защитными стенами. В результате по площади город стал в четыре раза больше, чем Анурадхапура.
    Своего расцвета Полоннарува достигла при царе Паракрамабаху Великом (1153-1186). В этот период были построены огромные здания, разбиты прекрасные парки, создано водохранилище Паракрама Самудра ("Море Паракрамы"), площадью 2500 га (современное озеро находится в другом месте). По преданию, именно царю Паракрамбаху принадлежат слова: "Ни одна капля воды, принесенной дождями, не должна быть унесена в океан, не послужив на пользу людям".
    К сожалению, история Полоннарувы оказалась не такой долгой, как у Анарудхапуры. Уже в XIII веке после смерти царя Нишанкамала (187-1196) начался закат. А после того как царь Бхуванекабаху II перенес столицу в Курунегала, Полоннаруву быстро забросили, и город стал постепенно разрушаться. Реставрация началась в середине XX в., а в 1982 г. город включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас все еще продолжаются археологические раскопки, идет процесс реставрации и восстановления найденных памятников.

    Руины Полоннарувы

    Руины Полоннарувы растянулись с севера на юг на 4 км. , лучше осматривать не пешком, а на велосипеде (в любом гестхаусе можно арендовать на день за 200-250 рупий). Если начать рано с утра, то весь город можно успеть осмотреть всего за один день.
    Среди руин повсеместно встречаются буддистские и индуистские храмы и святилища. Входить в них можно только босиком. И это при том, что под солнцем камни и особенно песок раскаляются как сковородки на плите.
    Бесплатно иностранцам можно увидеть только южную группу руин и руины возле Rest House, вход на три остальные группы руин – платный. Билеты продают в информационном центре в музее возле Rest House. Для иностранцев вход — 25$. И это на Шри-Ланке, где средяя месячная зарплата не превышает 50$!
    Вообще ситуация, когда билеты для иностранцев дороже, чем билеты дя «своих» встречается и в других бедных странах мира (включая Россию). С моей точки зрения такая грубая попытка содрать с иностранцев три шкуры приводит к негативным последствиям вцелом для страны. Часть иностранных туристов вообще отказывается от посещения достопрнимечетельностей (не из-за отсутствия денег совсем, а из-за чувства несправедливости!), а часть ищет дырки в заборе и обходные пути. Местиные жители также испытывают соблазн нажиться на высокой стоимости билетов, но уже «с другой стороны». Практически везде находятся местные хелперы, предлагающие провести внутрь за цену в разы ниже официальной таксы (через дыру в заборе, через обходную тропу, через знакомомого охранника). Это неизбежно приводит к коррупции, вынуждая охранников делать вид, что они ничего не видят. Так и в Полоннаруве нас сразу же стали «обрабатывать». Предлагая тур по руинам на тук-туке местные хелперы сразу же в качестве бонуса предложили провести через задний вход всего за 10$ вместо 25$. Конечно неправильно давать деньги не государству, которое должно заботиться о сохранности памятников, а мкаким-то проходимцам. Но очень трудно устоять перед соблазном сэкономить. Если бы входной билет стоил столько же, сколько и для местных, с таким соблазном было бы проще бороться.

    По руинам с юга на север

    Экскурсия началась с группы руин возле Rest House (гостиница, ресторан и кафе с видом на воду) на маленьком полуострове, вклинивающемся в озеро Топавэва (Topa Wewa). В нескольких шагах к северу от гостиницы начинаются руины дворца Нишшанкамалла. От самого дворца почти ничего не осталось. Но и сейчас можно догадаться, где именно находилась купальня, зал совещаний, где когда-то стоял каменный трон в форме льва (сейчас он в музее в Коломбо). Огттуда виден угол городской стены, за которой находится городской дворец. Но, чтобы объехать посты и просочиться на охраняемую территорию, водитель тук-тука сделал большой крюк. Он долго вез нас вдоль канала и затем немного попетлял по грунтовым дорогам. В результате мы действительно оказались на территории Полоннарувы без билетов, в обход постов.
    Царский дворец, построенный в период правления царя Паракрамабаху I , представлял из себя цитадель, которая возвышалась над городом и была окружена стеной (частично восстановлена). Он занимал площадь 31 м на 13 м, имел стены толщиной 3 м., и был высотой в семь этажей (три из камня, а еще четыре — из дерева). Во дворце насчитывалось около 1000 комнат. Потолок в главном зале поддерживало 30 колонн. Зал для ауудиенций (магул мадува) по периметру был украшен фризом с изображениями слонов, причем все слоны отличаются друг от друга. С узкой стороны прямоугольного здания устроена монументальная лестница с массивной балюстрадой. В верхней части ступенек вырезаны львы. Большинство столбов, на которых держалась крыша, сохранилось. В юго-восточном конце дворцовых зданий находится крестообразный по форме водоем (кумара покуна) – Шила Поккхарани. Вода в него подается через трубы в форме крокодильей пасти.

    Следующая группа руин — метров на триста севернее дворца — Четырехугольник. Эту же группу руин иногда называют Далада Малува (Терраса Зуба Будды). Именно здесь в сакральном центре города, неподалеку от царского дворца, хранилась знаменитая реликвия — Зуб Будды. В четырехугольнике сосредоточены сооружения, которые нигде, кроме Шри-Ланки, не встречаются. Поэтому и называть их приходится на местный манер (нет даже приблизительного перевода не только на русский, но и на английский язык, можно давать только описания — и фото!).
    В юго-восточной части двора находится Вата-да-ге (круглый дом для хранения реликвий). На круглой террасе кирпичная стена, украшенная изображениями лотоса и священных гусей, львов и макак, окружает кирпичную дагабу (в ней хранился Зуб Будды) с четырьмя фигурами сидящего Будды. Все сооружение было увенчано не сохранившимся до наших дней украшенным изразцами деревянным куполом.
    В южном конце прямоугольного двора расположен Тупорама — это самый маленький гедиге в Полоннаруве, но единственный с сохранившейся крышей. Внутри сохранилось несколько изображений Будды. У восточной стены Хата-да-ге находится Гал Пота ("Каменная книга") – гранитная плита, размером 9 м. на 1.5 м, толщиной от 40 до 66 см. На ней, в частности, написано, что при приказу Нишанкамалла эту плиту, весом около 25 тонн, привезли из Михинтале, в 90 км от Полоннарувы.
    Лата-Мандапая — маленькая ступа с колоннами в виде стеблей летоса с бутонами наверху, окруженная забором. Сатмахал Прасада — интересное здание в виде семиярусной квадратной по форме пирамиды и украшенное рельефными фигурами из известняка. Ее удивительное сходство с памятниками архитектуры Камбоджи и Северного Таиланда позволяет строить гипотезы о проникновении влияния стран Индокитая. Ата-да-ге — единственное здание, сохранившееся в Полоннаруве с времен правления Виджаябаху I. В древности оно имело еще один — деревянный — этаж.

    Северная группа руин разбросана на большой территории к северу от городских стен. Ранкотвихара — четвертая по величине ступа Шри-Ланки (в Анурадхапуре есть больше) видна слева от главной дороги. Ступа возвышается на высоту 55 м. и имеет основание в 168 м. в окружности. Кирпичное здание начали строить по приказу Рупавити, одной из жен царя Паракрамабаху закончили уже при царе Нишшанкамалла. Рядомс со ступой сохранилось еще несколько зданий. Будда Сима Пасада — зал торжественных монастырских собраний – когда-то имел 12 этажей. Но от него осталась только мандапая (платформа, стоящая на украшенных колоннах). Ланкатилака («дом образа») состоит из внутреннего храма (гарбха-гриха) и открытого зала – мандапа. Когда-то Ланкатилака достигала пяти этажей (около 30 м. высотой) и была украшена орнаментом из цветов, фигурами богов и браминов. Это одно из самых больших из сохранившихся до наших дней древних зданий. Его длина 52 м, ширина до 21 м., высота украшенных рельефами стен до 16.8 м. Внутри сохранилась гигантская кирпичная статуя стоящего Будды, достигавшего высоты 18.3 м. Будда стоит в традиционной позе: правая рука в положении «абхая-мудра», с согнутой в локте левой руки свисает край одеяния.

    Ступа Киривихара ("Молочно-белая ступа") построена по приказу царицы Субхадры, жены короля Паракрамабаху. Ее купол, построенный на тронной террасе (песава), имеет форму пузыря и высоту (до сломаного навершия) 24.4 м.

    Храм Гал Вихара ("Каменный монастырь") был частью монастырского комплекса Уттарарама ("Северный монастырь"). От него сохранились огромные изображения Будды, вырезанные из одного цельного куска гранита: стоящий Будда (7 м. высотой), лежащий Будда (15 м. длиной) и сидящий Будда. Подойти к ним непросто — песок к середине дня накаляется как сковородка, а обувь нужно обязательно снимать.

    В Полоннаруве есть еще множество разрозненных руин, но рассчитанная на туристов программа обычно ограничивается именно этим описанным минимумом самых впечатляющих и лучше всего сохранившихся зданий.

    Жизнь в Полоннаруве течет неспешно. Современная цивилизация проникает, конечно, и сюда, но медленно. Например, Интернет-кафе есть, но свет неожиданно выключили и компьютеры стали использовать в качестве подставок под свечи.
    Мы задерживаться в Полоннаруве больше не будем, отправимся на мало посещаемое туристами Восточное побережье острова. Кругосветка «Мир без виз» продолжается... Одежда для путешественников предоставлена фирмой Чуринга

    Бюджет

    Виза. Въезд на 30 дней — безвизовый.
    Валюта. Шри-ланкийская рупия. 1 доллар США = 95 рупий.
    Транспорт. Поезд Полоннарува — Батикалоа — 85 рупий.
    Ночлег. Комната в гестхаусе в Полоннаруве — 1000 рупий.
    Еда. Жареный рис — 220 рупий, омлет 180 рупий
    Достопримечательности. Экскурсия по руинам Полоннаруве на тук-туке — 6000 рупий (за 3 человек).

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    10 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Полоннарува
    сообщить модератору
      Наверх