После плавания по озеру Фева, которое неожиданно сопровождалось соревнованием на скорость между нашими двумя катамаранами Пещера Махадева. Нас не догонишь! На«лодоське» по озеру Фева, перед тем, как отправиться в Музей гор, вполне уместно было познакомиться ещё с одним водным объектом Покхары – рекой Сети.
Сети Гандаки является рекой на западе Непала, левым притоком реки Тришули.
Сети Гандаки — это главная река, протекающая через Покхару.с севера на юг, а затем с запада на восток. Местами эти ущелья имеют ширину всего несколько метров. На севере и юге каньоны шире.
Название реки переводится, как «белая». И действительно, вода в ней белая из-за частиц мела, вымываемых на берегах.
Первым делом мы остановились на полчаса там, где река, зажатая узким ущельем, с шумом пытается протиснуться в нём.
Проходя по искусственному водоводу, можно убедиться, что река, на самом деле, имеет белый оттенок.
Как отметил гид, река здесь не просто течёт, она работает, давая людям электроэнергию с помощью построенной в 1985 г.гидроэлектростанции.
Мощность её, конечно, невелика – всего 1,5 МВт. Для сравнения, мощность самой крупной в России Саяно-Шушенской ГЭС – 6 400 МВт.
Проехав на автобусе ещё немного, мы оказались там, где река Сети свободно течёт по каньону (Seti River Gorge). Собственно, река и прорезала глубокий каньон в горной местности. Он имеет глубину до 200 метров и ширину около 50 метров.
Оставив автобус на парковке, мы немного прошлись в сторону моста K.I. Singh. Он расположен в районе Багар.
С подвесного моста, который соединяет два высоких берега Сети, можно рассмотреть каньон.
Конечно, в начале мая, когда ещё не начался сезон дождей, Сети выглядит очень скромной речушкой.
Однако, пишут, что в период муссонов река преображается. Это уже стремительный горный поток, который не только радует приезжих рафтеров и каякеров, но иногда и приносит неприятности жителям Покхары, устраивая им наводнения.
По подвесному мосту K.I. Singh мы, конечно, прошлись, сфотографировались, на каньон посмотрели, но, положа руку на сердце, сказать, что эта местность произвела неизгладимое впечатление, я не могу.
Фотографии из интернета реки Сети, что выше Покхары, конечно, более впечатляющие.
В черте же города выглядит она довольно скромно.
Ну, а мы после посещения моста K.I. Singh отправились к конечному пункту дневного экскурсионного маршрута — Международному музею гор.
Он является относительно новой достопримечательностью Непала, поскольку был открыт для широкой публики только в 2004 году. Открытие музея было приурочено к 50-летию покорения Эвереста, самой высокой вершины нашей планеты.
Строился он при бюджете проекта 1 млн 200 тыс долларов «всем миром». Часть денег выделило правительство Непала, часть — азиатские альпинистские клубы Японии, Индии, Кореи, Китая, Малайзии и др.
Основной целью создания Музея гор, как сказано на официальном сайте, было ...зафиксировать, задокументировать и вести хронику прошлого и настоящего развития альпинизма в мире в целом и сохранить сагу о знаменательных подвигах в истории альпинизма на Гималайских вершинах в частности.
«International mountain museum» имеет территорию площадью в 5 га и это единственный в мире в своём роде музей, где освещаются все аспекты альпинизма, включая его историю.
Первое, что встречает при входе в музейный комплекс посетитель – памятник всем альпинистам, погибшим в горах.
Ну, и, конечно же, самый крупный обитатель Гималаев, — бронзовый як.
Внешность музея довольно аскетичная. Здание выполнено из стекла и бетона, с острыми шпилями крыш, отдалённо напоминающих горные вершины.
Интерьер также отличается некоторой суровостью, видимо, подчёркивая мысль о том, что альпинизм – это увлечение отважных людей, которое не терпит неженок и требует огромных морально-волевых и физических усилий.
В первой части экспозиции можно узнать о традициях, культуре и обычаях народов Непала. А всего в Непале более 60 народностей.
Конечно, в музее речь идёт не о всех народностях страны, а именно о горных народах Непала: Таманг (Tamang), Тхакали (Thakali), Чантьял (Chantyal), Гурунг (Gurung), Магар (Magar) и др.
Однако наиболее интересна следующая (основная) часть музея. Здесь – фотографии и описания 14-ти восьмитысячников планеты, экспонаты минералов и окаменелостей, растений и животных, предметы экипировки альпинистов, модели гор.
В зале истории покорения гор можно увидеть фотографии альпинистов – первопроходцев, датирующихся периодом с 1921 по 1953 год.
Особое внимание — покорению высочайшей вершины мира – Эвересту (8848 м.).
История восхождений (успешная и трагическая) на Эверест имеет множество разного рода рекордов: первое восхождение на Эверест (Эдмунд Персиваль Хилари (Новая Зеландия) и Тенцинг Норгей Шерпа (Непал) – 1953 г.; рекорд по количеству восхождений, по времени пребывания (непальский шерп Бабу Чхири в 1999 г. провел на вершине Эвереста 21 час без использования кислородных баллонов. Большинство альпинистов остаются там менее часа), первая женщина (Дзюнко Табей – Япония, 1975 г.), первое восхождение на Эверест без кислорода (Рейнхольд Месснор (Италия) и Петер Габлер (Австрия), 1976 г..; самый пожилой человек планеты — Мин Бхадур Шерчан (Непал) — достиг вершины Эвереста в 2008 г. в возрасте 76 лет; и самый молодой покоритель горы — Самбху Таманг (Непал) – 17 лет) и др.
На самом деле, здесь целая галерея выдающихся альпинистов.
Вызывает интерес используемое первопроходцами снаряжение.
Удивительно, как с такой несовершенной с нынешней точки зрения экипировкой можно было покорять столь неприступные вершины?
А это след российского присутствия в Гималаях.
В своё время сюда организовывались крупные советские экспедиции, да и в последующие времена российские альпинисты добились здесь многого.
Есть здесь даже стенд, посвящённый «снежному человеку» — йети.
Имеется в музее и кинозал, где демонстрируется документальный фильм о Гималаях. К слову, довольно хорошо снятый.
В общем, Международный музей гор в Покхаре, думаю, будет интересен не только фанатам альпинизма, но и обычным, таким как я, людям, которым не безразлична красота Гималаев и гор, в целом. А таких, я уверен, большинство.