Любому человеку, понимающему хоть один из языков славянской группы, название села Подмочани режет слух своей неблагозвучностью. На современном македонском это вообще воспринимается, как "под-мочой". И это ещё не самый худший вариант — в Македонии есть несколько населенных пунктов с подобными названиями, например, село, именуемое Прдело (или Прдло).
Несколько лет назад власти выступили с инициативой переименовать Подмочани, однако, жители дружно этому воспротивились. Они гордятся тем, что живут в селе, существующем уже несколько веков и именно под таким историческим названием.
Исследователи утверждают, что на самом деле ничего особенного здесь нет, "мóча" означает топь, болото, мокрое место, и село, построенное в низине, очевидно, изначально именовалось "подмоченным". Однако, в старинных сёлах с определёнными названиями распространились собственные легенды. В Подмочани тоже рассказывают интересную байку.
Дело было много веков назад, когда в ходу были ныне забытые, архаичные слова. На том древнем языке "моччиа" означало "девочка, девушка".
Македония являлась в тот период частью Османской империи, и наместником в области Преспа был некий ага́ (знатный, титулованный осман) арабского происхождения.
Село, о котором идёт речь, стояло тогда на склоне горы, несколько выше , чем нынешнее Подмочани, и жила в нем очень красивая девушка. Как водится, знатному арабу захотелось прибрать красавицу к рукам, но жители села по-хорошему её не отдали.
В следующий раз ага вернулся в село с вооружённым отрядом, и желал уже не девичьих прелестей, а реванша для своего уязвлённого самолюбия. Жителей села он велел перебить, а дома их разрушить.
Чудом уцелел лишь один человек, который и сообщил всей округе о случившейся беде, и что причиной всему — девушка ( опять шерше ла фам!). Местные возмутились, вооружились вилами-топорами и пошли объяснять ненавистному осману, что "так себя не ведут". Погибшее село они именовали теперь между собой Моччиа — "Девушкино".
Все закончилось замечательно. С помощью селян ага и его головорезы обрели целую кучу девственниц в вечное пользование и переселились в прекрасные, просто райские условия. А местные жители, едва залечив раны, полученные в тяжелом бою, взялись за строительство нового села, под холмом. Назвали его Под-Моччия (под "Девушкиным") то есть Подмочани.
Самое интересное, что археологи действительно обнаружили на горе, выше Подмочани древнее арабское кладбище и развалины мельницы. Так что, кто знает, кто знает, где легенда, а где быль...
Ну, а сегодня туристы едут в Подмочани, чтобы посетить уникальный для Македонии фольклорный, или как его здесь называют "Этнологический" музей.
История этого музея — это история одного-единственного человека, энтузиаста и коллекционера, страстно увлечённого фольклором. Более 40 лет своей жизни Яне Ефтимовский (Jone Eftimoski) отдал созданию музея, который разместил в собственном доме.
Будучи ещё первоклашкой, Яне начал выступать в школьном ансамбле народного танца. Потом были другие фольклорные коллективы, и наконец, Яне стал руководителем одной из танцевальных групп.
Важной составляющей этой работы было постоянное обновление танцевальных костюмов, и Яне заинтересовался изучением исторической народной одежды региона. Сейчас, спустя 40 лет, без какой-либо поддержки со стороны государственных учреждений, его музей содержит редкую и внушительную коллекцию из почти 2000 художественных деталей, в том числе сотни македонских народных костюмов из разных регионов страны, оружие, украшения, старинные монеты и мебель.
Яне Ефтимовскому удалось собрать одежду буквально всех регионов Македонии, в том числе множество костюмов из прибрежных сел региона озера Охрид.
В доме-музее есть крестьянская комната, парадная комната, комната македонских мусульман, кроме костюмов здесь можно увидеть настоящий ткацкий станок, оружие, драгоценности, старинные монеты и ещё много всякой всячины.
Наверно, ни один человек в Македонии не знает больше, чем Яне об истории костюма различных этнических групп, проживающих в регионе.
Детали костюмов, которые варьируются даже в радиусе 30 километров, были в прошлом необычайно важны, люди таким образом показывали, кто они и откуда. Это было важно, потому что, по рассказу Яне, в пржние времена парень, например, из Волино не мог просто так взять и жениться на девушке из Коньско.
Этнологический музей открыт в селе Подмочани вот уже 20 лет, и держится в основном благодаря интересу иностранцев. Македонский коллекционер предлагает сейчас своим посетителям не только посмотреть коллекцию, но и попробовать традиционные блюда домашней кухни или купить в маленьком магазине что-то из вещей ручной работы. Увы, по оценке хозяина, музей не продержался бы более трех месяцев без туризма.
В настоящее время Подмочани сотрудничают с несколькими компаниями туристических агентств, и это даёт надежду, что труд и любовь, вложенные Яне в создание музея не пропадут зазря.