Особенную красоту этой части окского берега ценил Василий Поленов, именно в этот пейзаж
внезапно и гармонично вписался уникальный для России храм-ротонда — такой, как на
известной картине Рафаэля "Обручение Девы Марии" (1504) из миланской Пинакотеки Брера.
Подмокловский храм с неожиданно просторным куполом, наполненный тёплым, каким-то "итальянским" светом и украшенный статуями апостолов и святых — подлинная барочная жемчужина российской культуры.
Уже двести лет храм окружают старые липы и дубы, пережившие разорение княжеского парка,
и ещё дольше живёт легенда: именно здесь мечтали обвенчаться пятнадцатилетний император
Пётр Второй и первая московская красавица Екатерина Долгорукова, племянница хозяина
имения.
Подмоклово было усадьбой старшей ветви князей Долгоруковых. Старинный род ведётся от
князя И.А. Оболенского (17 колено от Рюрика), получившего за свою мстительность прозвище
Долгорукий.
Усадьба расположена в живописном месте, на берегу Оки, отчего получила своё название.
Весной, во время разлива реки, вешняя вода заливала или подмачивала сельские дома.
В Ипатьевской летописи упоминается древний город Неренск, который располагался рядом с
селом. Исстари, в этих местах добывался белый камень — "тарусский мрамор" с нежно-розовым
оттенком.
Князь Григорий Фёдорович Долгорукий владел селом с 1656 по 1723 годы, затем имение перешло к его сыну Сергею, который попал в опалу и был сослан, а затем казнён. Имение стало
принадлежать его сыну Николаю Сергеевичу, который продолжил строительство храма и всего
поместья.
Двухэтажный господский дом не сохранился, в его качестве использовался северный флигель
екатерининского времени, который сейчас превратился в развалины. Помимо церкви уцелел
большой пейзажный парк с липовыми аллеями и каскадным прудом.
На тихом берегу Оки время будто остановилось и пощадило "итальянскую" ротонду, любимицу
князей Долгоруких — один из самых амбициозных и смелых архитектурных проектов своего
времени.
Впрочем, есть ещё одна церковь-неожиданность.
Краса России. Храм Знамения Пресвятой Богородицы
Удивительный храм по самую баллюстраду зарос зеленью и затаился на несколько десятилетий
оставаясь "святыней под спудом", чтобы в наше время воскреснуть в прежнем рафаэлевском
облике или напомнить всем о произведении Раннего Возрождения — церкви Сан Пьетро ин Монторио.
на русской земле лучших традиций итальянского зодчества XVI-XVIII веков. Храм возведён в
стиле позднего итальянского Возрождения и представляет собой редкий тип ротонды с аркадой
паперти. Такое заключение сделала комиссия Министерства культуры России в 2009 году,
и ... выделило бюджет на восстановление заброшенного памятника, которого не хватило...
Всем миром собирали средства и в конце 2015 года была завершена реставрация.
Работы по реставрации возглавила Любимова И.Д. лауреат национальной премии "Культурное
наследие". Особое вниманиебыло уделено ансамблю статуй 16 апостолов и евангелистов.
На фасаде установлены современные художественные копии скульптур, а отреставрированные
оригиналы временно находятся внутри храма, поэтому сейчас есть уникальная возможность
увидеть вблизи произведения искусства начала XVIII века.
Иконы для иконостаса написаны художником С. Животковым, в стиле мастеров Оружейной
палаты конца XVII века, в котором главенствуют принципы традиционной православной иконы.
Церковь Рождества Богородицы (1714-1722), выполненная в стиле итальянского барокко,
воплотившая в себе мечты Г.Ф. Долгорукого, начавшего строительство, и внука, закончившего
его, была освящена в 1754 году. Видный деятель своего времени, герой Полтавской битвы,
дипломат и сенатор, Григорий Фёдорович много лет провёл за границей и был хорошо знаком
с образцами европейского зодчества. Видимо, он привёз для своего имения итальянский проект,
по которому и была построена церковь. Автор проекта неизвестен, но скорее всего — это архитектор Карло Фонтано.
Церковь исполнена в виде двухпросветной ротонды, над которой вознёсся сферический купол
с люкарнами и массивный световой барабан.
В первом ярусе храм окружён открытой арочной галереей, а на втором уровне балконом с
балюстрадой. Опоры галереи декорированы пилястрами ионического ордера. Оконные проёмы
украшены наличниками с изящными сандриками, а на фризе белокаменные гирлянды цветов и
головки ангелочков.
Подмокловский ансамбль скульптур — это первые по времени возникновения документально
зафиксированные фигуры вышедшие из-под резца русских мастеров. Подрядная запись сохранила имена бригады из восьми мастеров-камнерезов во главе с Иваном Афанасьевым
сыном Зиминым. Статуи были изготовлены незадолго до указа Святейшего Синода 1722 года,
запрещавшего украшение православных храмов круглой скульптурой, который соблюдался до
середины XIX века.
У православной подмокловской общины есть мечта восстановить усадебный дом и разместить
там культурный центр. Основная экспозиция центра-музея будет "Свидетели Евангельской
истории" и расскажет о личностях тех, кто изображён в виде скульптур, об апостолах и евангелистах, об их проповедях и о смысле Церкви, Евангелии и Христе.
При храме регулярно проходят фестивали классической и фольклорной музыки, большинство которых устраиваются на открытой площадке перед храмом. Среди музыкантов — студенты и преподаватели Московской консерватории. Здесь звучат произведения Баха, Генделя, Рамо.
А пока в Подмоклово проходят симфонические концерты, выступают фольклорные коллективы,
которые уже стали визитной карточкой этого места.