31 материал по 10 объектам, 471 фотография
- GPS
- Россия, ул. Луначарского, 4 и 20
- www.plios.ru/ru/info/museums
Золотой Плёс. Этюды Исаака Левитана
"Вечер. Золотой Плёс"(1889)
Весной 1888 года Исаак Ильич Левитан отправился в путешествие по Волге вместе с друзьями, тоже художниками, Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой.
Стоя на палубе парохода, приятели смотрели на берега в поисках красивых мест, где можно
было бы остаться на всё лето — отдохнуть от шумной и многолюдной Москвы, купаться, ловить
рыбу, ходить в лес на охоту, а главное работать на живой природе и находить картинные
мотивы, чтобы писать этюды.
Плёс, расположенный на высоком берегу Волги недалеко от Костромы, покорил художников
спокойной красотой типично русской природы с речными далями, царством берёзовых рощ и
ширью полей. Это был настоящий рай для пейзажистов.
"После дождя. Плёс"(1889)
Сняв комнаты с видом на Волгу в доме купца Солодовникова, художники бросились писать
речные пейзажи с баржами, лодками, пароходами, уютными домиками на берегу и по склонам
холмов, с белыми, как лебеди, храмами.
"Волга"(1889)
"Уголок в Плёсе",
"На Волге"(1888),
"Волжский пейзаж. Лодки у берега",
Друзья останутся в Плёсе до конца навигации, и Левитан успеет написать несколько этюдов
своей любимой осенней поры — октября.
"Осень. Мельница. Плёс""(1888)
"Золотая осень. Слободка"
Именно здесь в живописи пейзажиста появится нечто совершенно новое, о чём современники
будут говорить как о характерном, типичном для его творчества: живое дыхание природы,
вечная смена состояний её души, ритм и трепет её жизни.
"Озеро. Вечер",
"Волга. Тихий день"(1890-1895).
За три лета, проведённых в Плёсе (1888-1890), Левитан напишет серию волжских картин и
этюдов, которая послужит основой настоящей известности живописца.
Создатель так называемого пейзажа настроения, в образах природы Левитан стремился
выразить свои чувства: погружение в тишину и задумчивую отрешённость ночи, внешнее
спокойствие при внутренней драматической напряжённости природы в картине
"Пасмурный день на Волге"(1888),
"Вечер на Волге"(1888),
философское раздумье о жизни и смерти (у Левитана было больное сердце — он умер в 40 лет),
пафос, отчаяние и восторг в картине "Над вечным покоем"(1894),
ликующая радость бытия — в "Берёзовой роще"(1889) и "Свежем ветре"(1895)
наслаждение от созерцания красоты и безмятежности природы, залитой закатным сиянием в
картинах "Тихая обитель" и "Вечерний звон".
Главной достопримечательностью Плёса всегда были и остаются удивительные живые картины — это настоящий музей под открытым небом, место, в котором художниками подчёркнуты живописные пейзажи.
Плёсский музей-заповедник был создан в 1980 году. В его состав входит три постоянных
экспозиции: Дом-музей И.И. Левитана, Музей пейзажа и Художественные промыслы
Ивановского края.
Дом-музей И.И. Левитана — старейшая экспозиция музея-заповедника, открылся в августе 1972
года в доме купца Андрея Ивановича Солодовникова. Экспозиция состоит из трёх разделов.
Первый зал посвящён биографии художника, главным образом периоду пребывания в Плёсе.
Официальных данных о биографии Левитана сохранилось немного. Личный архив был
уничтожен по его распоряжению братом Адольфом незадолго до смерти художника.
Благодаря воспоминаниям современников известно, что Левитан родился в 1860 году в Литве,
в местечке Кибартай, недалеко от Каунаса. Рано лишился родителей, позднее жил и работал в
Москве, узнал голод и нужду. Все эти испытания сказались на его здоровье.
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик А.К.Саврасова и
В.Д. Поленова, за двадцать лет творчества успел создать в русской живописи новый пейзаж,
одухотворённый переживаниями художника — лирический пейзаж настроения.
За три сезона в Плёсе, Левитаном сделано около 200 этюдов, рисунков, набросков, не считая
уже упомянутых крупных произведений.
Во втором зале экспонируются картины И.Левитана, А. Степанова и С. Кувшинниковой, собранные стараниями А.П.Вавиловой, в течение 35 лет возглавлявшей музей.
Впервые в жизни Левитан увидел море в 26 лет, когда совершает путешествие в Крым.
Его воображение поражают яркие краски юга, далёкий горизонт, прибой, цветущий миндаль,
стройные кипарисы, камни на берегу, скалистые улочки и татарские сакли.
Он пишет А.П. Чехову:
Вчера вечером взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и, знаете ли что... заплакал
навзрыд... вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полнейшее ничтожество.
За два весенних месяца в Крыму он написал 70 этюдов, по которым позднее создавал картины,
такие, как "Крымский пейзаж", запечатлевшая редчайшее состояние перед дождём.
Картину "Цветущие яблони" отделяют от "Крымского пейзажа" десять лет. Левитану всего 36 лет,
а он ходит с палочкой, прижимая руку к груди, его мучает одышка. Чехов, навестивший друга,
запишет у себя в дневнике:
Сердце Левиташи уже не стучит, а дует, дни его сочтены.
В том году Левитан напишет свой шедевр — "Весна. Большая вода" и множество этюдов с тающим снегом, разливами, майской зеленью и буйным цветением яблонь и вишен, уголками
любимой природы.
В зале представлены картины недавно возвращённые в музей, несколько лет назад они были
похищены из музея, и даже не верится, что "Розы" могли бы украшать частную коллекцию.
Завершается зал живописи работами А. Степанова и С. Кувшинниковой.
Залы — это маленькие комнатки и если в одной из них группа с экскурсоводом, то надо ждать,
пока они пройдут в следующий зал. Все большие полотна Левитана живут в Третьяковке и
Русском музее.
Третий зал — личные комнаты в мезонине, где жили художники.
Обстановка в них воссоздана с помощью бывшей хозяйки дома, внучки купца Солодовникова.
В интерьере конца XIX века — личные вещи Левитана: мольберт, этюдник, ягдташ, подаренные
родственниками художника.
Комната И.Левитана и А. Степанова.
Комната С. Кувшинниковой.
И.И. Левитан — один из величайших художников-пейзажистов XIX века.
В его яркой, короткой жизни ещё будут поездки за границу, работа во Владимирской и Тверской
губерниях, поиски больших тем для новых произведений. Он станет академиком пейзажной
живописи, профессором, много лет отдаст преподаванию и напишет ещё множество картин,
этюдов и эскизов. Иные мотивы, иные мысли будут его волновать, но их начало уже заложено
в картинах, написанных в Плёсе.
- Адрес:
ул. Луначарского, 4 и 20, Плёс
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Плёс
- 26 окт 2017, 09:08удалитьИнформативно! Труд проделан большой. Я более чем уверен, что сам Грау59 наверняка оценит этот материал!!!
- 26 окт 2017, 20:41удалитьОчень люблю творчество Левитана. С большим удовольствием прочла про него. Спасибо!
- 27 окт 2017, 20:10удалитьтак раззадорили своей поэтичностью , что в воскресенье бегу в русский музей любоваться картинами Левитана.
- 1 ноя 2017, 23:22удалитьСпасибо Алефтина, я был в Плесе несколько раз, сейчас получил основу по подборке картин и связанной истории
- 8 мая 2020, 00:17удалитьЛайков так мало! Либо народ его не любит, либо сами гениальные, что уж там Левитан...
- 10 июн 2021, 12:10удалитьБлагодарю, заметка шикарная, написана с любовью!