Пловдив напоминает золотые шахты или алмазные рудники Южной Африки: казалось бы, всё уже найдено, выкопано и выставлено на обозрение, но как в ЮАР почти каждый год среди мелких камушков удаётся отыскать огромные самородки и алмазы, которым дают имена, так и в Пловдиве, под улицами, по которым десятилетиями ходили люди, находят римские театры. В Пловдиве, городе-ровеснике Трои, когда думаешь, что поразить тебя сильнее уже невозможно, заворачивая за угол рискуешь стать статуей, застывшей с открытым ртом.
Попадая в исторический центр Пловдива, идя по пешеходной улице Александровска, натыкаешься на здания 19 века и древнюю мечеть.
Признаться, это первое и последнее место Болгарии, где я видел пальмы. Хотя раньше считал, что их тут как у нас каштанов.
В десяти метрах от мечети, ну или скорее в десяти метрах под ней, расположен стадион времён Римской империи.
Ещё из находок римского периода — городской форум
Вообще, ассоциации с Иерусалимом, где слева православная церковь, справа мечеть, впереди синагога. Удивительно много в Пловдиве мест, где исторические памятники разных эпох рядом друг с другом. Это просто кричит о историческом богатстве Пловдива, хвастающегося тем, как он побывал во всех империях, сколько эти империи всего понастроили в нём. Создаётся ощущение исторической преемственности, когда нет единого исторического стиля города, а господствует историческая эклектика.
По карте нужно просто добраться до Старого Пловдива, а дальше можно просто выкинуть карту, потеряться, ходить по улочкам старого города, где каждый дом историческая ценность.
Дух города это люди. Когда дома, сохранившиеся за столько веков, не являются поголовно гостиницами, тавернами и ресторанами для туристов, а являются просто домами, в которых жили многие поколения одной и той же семьи, это создаёт особый дух города. Ты действительно ощущаешь старину и древность, не пафосную, для туриста, а естественную, вполне обычную для местных. Если бы не щиты электросетей и немногочисленные машины, возникает ощущение, что ты попал на несколько веков назад во времени, когда по этим улицам женщины носили бельё на стирку, и ехали на лошадях янычары, или русские солдаты будут сражаться на улочках с ними.
Когда я говорил, если кажется, что видел всё в городе, то стоит лишь зайти за угол, и очередная жемчужина истории и архитектуры превратит вас на некоторое время в каменное изваяние, изумлённое и очарованное увиденным.
Так вот, Пловдив стоит на холмах. По данным археологов, на одном их холмов должен был быть расположен римский амфитеатр. Они начали копать и...
таки да, они его нашли. 2000 лет этому шедевру римской архитектуры, надолго оказавшемуся погребённым под землёй из-за оползня или другого природного бедствия, а здесь и сейчас проводят концерты, дают представления, ставят оперы. Сохранились и трибуны, и часть статуй, но главное, сохранилась атмосфера 2000 лет истории. Когда осознаёшь, что сидишь там, где тысячелетия назад сидели сенаторы, патриции или плебеи, а на сцене играли пьесы, и те же статуи смотрят на людей много поколений спустя, возникает ощущение того, что ты часть этой самой истории, не творишь её, но участвуешь.
Были в истории светлые периоды, были и тёмные. Так во время Второй мировой войны Болгария оказалась не по ту сторону баррикад. Но это была единственная страна-союзница Германии, кто не объявил войну СССР. Страна даже не разорвала дипотношения. Уже в 1944 году, когда Румыния пала и война переместилась на территорию Болгарии, в стране произошёл переворот, лидеры прогерманского режима были арестованы, а страна объявила войну Германии. В 1948 году жители Пловдива по собственной инициативе решили воздвигнуть на одном из холмов города памятник советским воинам-освободителям. К середине 50-х годов памятник был закончен и представлял собой советского солдата с автоматом ППШ. Этот памятник стал известен и в Болгарии и в СССР как "Алёша". "Стоит над горою Алёша, в Болгарии русский солдат".
По итогу трёх дней в Пловдиве можно сказать следующее: Пловдив исторически богат настолько, что разбегаются глаза, пытающиеся закрепиться на одном, но сразу же перемещающиеся на другой памятник, совершенно другой эпохи. И дома, обычные дома, не дворцы, ни особняки знати, привлекают внимание не меньшее, чем развалины римских времён. Редко встречаются такие города, пребывание в которых хочется продолжить, приехать ещё. Да, окраины города представляют собой обычные советские панельные дома. Но такие районы есть от Берлина до Владивостока, от Мурманска до Средней Азии. А вот сохранить наследие всех эпох, разных стилей... Пловдиву это удалось. И древний город живёт. Отнюдь не в руинах