Хельсинки

Хельсинки

LAT
  • 60.16773N, 24.93879E
  • Я здесь был
    Было: 837
    Хочу посетить
    3906

    536 материалов по 191 объекту,  6 479 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Vazlav 279
     
    7
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Игрушечная история

     
    1 ноября 2010 года|| 9| 18717

    Эта заметка является частью дневника «Финляндия и Швеция: осень в краю северных сияний»

    В Суменлинне в наши планы входило погулять по территории крепости, а еще сходить в три расположенных там музея - в финскую подводную лодку "Весикко", бороздившую просторы мирового океана в 1930-х годах, в музей таможни и в музей игрушек, устроенный в здании старой крепостной дачи. Но, увы, оказалось, что первые два музея, как и множество других в Суоменлинне, работают только до сентября и на зиму закрываются. Поэтому мы сразу, как только узнали об этом, направили свои стопы в музей игрушек. Кстати, он, судя по информации в буклете, тоже закрывался на зиму, но пока каким-то чудом еще работал.

    Забегая вперед, скажу, что музей просто восхитительный. В нем собраны игрушки, в которые играли дети, начиная с первой половины 19 века. В основном, это, конечно, куклы. Считается, что самая современная кукла, которая есть в музее, была выпущена в 1960-х годах. Но, кроме кукол, здесь есть и много других интересных игрушек. Например, я нашла на одной из витрин маленькую заводную птичку, точно такую же, какая была у меня в детстве. А Антошик долго вздыхал, стоя над огромным деревянным паровозом размером в половину шкафа. По-моему, в нем умер железнодорожник. :)) Это я всё к тому, что музей игрушек - место вовсе не только детское или девочковое. Пожалуй, мальчикам любого возраста в нем тоже будет интересно.

    Увы, фотографировать в музее не разрешают. :(

    Музей игрушек открылся в Суоменлинне в 1985 году. Он частный, а основала его из своей коллекции художница Пииппа Тандефельт. Вместо музея здесь раньше была дача русского капитана Васильева. Но это раньше, когда Финляндия входила в состав Российской империи, а в Суоменлинне размещался русский гарнизон. После того, как финны получили независимость, и с территории крепости ушли все военные, на бывшую дачу заселилась Пииппа Тандефельт. В 1980-х годах тут провели мощный ремонт, а коллекцию разместили в специально оборудованных для этого подвалах. Сейчас, правда, ни о каких подвалах речь не идет. Музей расположен в нескольких комнатах на первом этаже. Но, с другой стороны, Пииппа тут больше не живет. Она вышла на пенсию, переехала в другой город и увлеклась там коллекционированием самоваров. Музей игрушек же поддерживает ее дочка Петра. И это, признаться, ей здорово удается.

    В музее мы сразу ощутили необыкновенный домашний уют. Здесь пахло горячей душистой выпечкой и кофе, а на диванчике в одном из музейных залов свернулась клубочком полосатая кошка.

    Кстати, такой вот уют здесь неспроста, это - одна из задумок Пииппы. Именно она захотела, чтобы посетители чувствовали себя тут, как дома. И поэтому она открыла при музее кафе, где можно отведать домашней свежеприготовленной выпечки. Нисколько не вру! После осмотра экспозиции мы решили перекусить в этом кафе. Я взяла медовый тортик и какой-то ароматный зеленый чай, а Антон - кренделек с капуччино. Честное слово, за все время нашего путешествия по Финляндии и Швеции ни в одном кафе я не ела ничего вкуснее! Все сладости были бесподобными и действительно домашними: свежие, мягкие, они просто таяли во рту, и я, будь моя воля, наверное бы, съела там всё! Это - полный ням! У меня до сих пор текут слюнки, как только я вспоминаю о том кафе! Эх!

    Но вернемся к игрушкам. Всего их в музее около двух тысяч.

    И, как я уже говорила, примерно 70-80 процентов из них - это куклы. Самые старые - это те, которые были изготовлены в начале 19 века. В ту пору было принято вовсе не играть с куклами. Их очень часто ставили для украшения гостиных и прочих комнат. Да и одеты они были вовсе "не по-детски", то есть, во взрослую одежду. К примеру, кукла "Фредерика" 1830 года, которая стоит в одной из музейных витрин, одета в розовое платье с воланами, модное у женщин как раз в те годы.

    Или вот, еще - "Парижанка Маша". Ее изготовили во Франции в 1890 году и сразу увезли в Петербург, и именно поэтому кукла теперь так называется. В Маше интересно то, что она особенно похожа на настоящую. А все дело в том, что ее лицо не симметрично, как это часто бывает у живых людей, - глаза немного отличаются по форме и размерам. В результате Машино личико выглядит очень выразительным и утонченным. В музее "Парижанка Маша" сидит в санях, укрытая овчинной шубкой, чтобы не замерзнуть морозной русской зимой. :))

    Еще мне понравилась коллекция пупсиков. Правда, пупсиками мы их можем называть разве что на современный манер. В конце 19 - начале 20 веков пупсиков называли маленькими куколками. Но в них опять-таки детишки не играли. Этих куколок было принято запекать в домашних пирогах на счастье, а также класть в чашку, перед тем, как налить в нее горячий чай. Это была такая хитрость. Чай пили из фарфоровых чашечек, которые от крутого кипятка могли трескаться. А куколка играла роль терморегулятора. Чай попадал на нее, его температура снижалась, и трещины на чашке уже не появлялись.

    Но я, если честно, больше прониклась куклами, созданными как раз для детей. Например, куклой-мальчиком в морском наряде. Куклами с длинными белокурыми косами в финских национальных костюмах. Лысыми младенцами в люльках, кроватках и колясках. Тряпичной куклой-медсестрой с красным крестом на переднике. Наконец, бумажной куклой, которую нужно было одевать в бумажные, вырезанные платья. В таких кукол мы тоже играли в детстве. Их вместе с платьями, юбочками и башмачками обычно печатали на разворотах детских или женских журналов. Лица у них были вполне обычными, советскими, ничем не выдающимися. А, вот, в Финляндии, оказывается, было принято рисовать таких кукол с лицом Арми Куусела - финской девушки, которая в 1952 году выиграла международный конкурс красоты "Мисс Вселенная". Догадываюсь, почему такие куклы пользовались там бешеным успехом? :)

    Вообще, что мне особенно понравилось в музее, так это - внимание к мелочам. Игрушки в большинстве своем тут некоем образом не навалены, как попало, они выставлены композиционно, так, чтобы антураж по максимуму соответствовал их внешнему виду. Например, домработница в очках и в белом фартуке стоит в витрине рядом с игрушечной плитой, блинницей и шкафчиками с посудкой. Кухарка и две молодые куклы-девушки, явно не знатного происхождения, тоже склонились над чайником и кастрюлями. Одинаковые желтенькие мишки-тедди сидят в учебном классе за новенькими партами. Медведь-тедди постарше управляет красным спортивным автомобилем.

    Я уже молчу об отдельных витринах, где, например, можно увидеть в разрезе трехэтажный финский дом с мебелью, посудой, книгами и всякими мелкими предметами. Или квартиру русского чиновника средней руки 1880-1900 годов. Здесь в обстановке есть все, чем пользовались в те годы: самовар, икона в углу, портреты царя Александра Третьего и Марии Федоровны, зеркало, посуда и прочее-прочее. Все предметы выполнены очень точно и аккуратно и даже удивительно, что это вовсе не произведение искусства, а по большому счету, всего лишь кукольный домик.

    Еще удивительно то, как менялись со временем предпочтения и выбор тем для игр у детей. Например, в годы разных войн (первой и второй мировой, русско-финской) детишки любили играть в кукол, одетых в военную форму.

    Тогда же в ходу была игра "Борьба за продукты". К сожалению, я не могу сказать, в чем был смысл этой игры, она стояла в коробке, но, согласитесь, название очень говорящее. В мирное же время и игрушки, и игры были совсем другие: всякие самолетики, паровозики, машинки, посудка, магазинные принадлежности, типа, весов с гирями, игры "Лотто", "Колонизация Африки", "Монополия" (в музее, кстати, находится ее первая версия) и другие.

    Ну, и в заключение, я, пожалуй, расскажу о самой популярной игрушке после кукол во всех европейских и не только городах и странах - о лошадке-качалке. Оказывается, как таковая, она появилась еще в 19 веке. Лошадка-качалка была очень устойчивой, и мамы сажать на нее своих малышей не боялись. Но были такие лошадки поначалу только в королевских семьях. Считалось, что принцев и принцесс приучать к конскому седлу надо с детства, так как именно в детстве формируется правильная посадка и хорошая осанка. Вот, и тренировались они сначала на деревянных лошадках, затем их пересаживали на живых пони, и лишь потом - на настоящих лошадей. Но постепенно лошадки-качалки стали заказывать своим детям не только королевские семьи, и вскоре они получили огромную популярность. В конце 19 - начале 20 века в Европе не было ни одной более-менее состоятельной семьи, в которой бы у деток не имелось хотя бы одной такой лошадки.

    Вот такой музей есть на Суоменлинне. Побывав в нем, мы словно сами вернулись в детство. Говорят, что здесь так происходит с каждым. Не знаю, верить в это или нет, но хорошее настроение после его посещения нам было обеспечено надолго.
    В Хельсинки мы жили в отеле "Sokos Albert". Кормились в кафе в музее игрушек.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    2 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Хельсинки
    сообщить модератору
      Наверх