Про Карлов мост уже многое сказано дружным сообществом "Турбины", но есть еще один аспект, которого никто из пяти написавших об этой постройке авторов почти что и не коснулся. Этот аспект также мало освещен в отечественных справочниках по пражской тематике, а между тем, масса народу что ни день бродит по мосту в надежде постигнуть, что за люди увековечены в его знаменитых статуях по обе стороны. Практически ни одна из них не подписана, и лишь о немногих говорят гиды.
Итак, "кто же все эти люди?". Попробуем исправить недостаток сведений. Для удобства пользования обозреем всю шпалеру статуй с востока на запад, от Старо Место к Малой Стране, или, иными словами, от Староместской площади к Градчанам.
Итак, вы прошли через арку на восточной стороне и первый слева - Св. Ив, покровитель юристов, и с ним вкупе запечатлена Справедливость. Первый справа памятник посвящен Мадонне и св. Бернару. Второй слева монумент изображает святых Варвару, покровительницу шахтеров, Елизавету (я так и не смог выяснить, какая именно это из святых Елизавет, но надо думать, что венгерская принцесса XI века, прославленная своими благодеяниями), и Маргариту, мученицу за святое дело. Варвара и Маргарита входят в список "четырнадцати святых помощников". Второй справа постамент увековечивает святых Доминика и Фому Аквинского, которые получают реликвии из рук Мадонны, на монументе представлены стигматы основанного первым из них доминиканского ордена.
Третьим справа размещено бронзовое распятие. Третья слева композиция - бронзовая же статуя "Оплакивание Христа", по легенде некий еврей неудачно поглумился над прежде стоявшим деревянным вариантом - и власти в итоге заставили его оплатить постановку бронзового монумента вместо деревянного.
Четвертая справа - св. Анна, мать Девы Марии, четвертая слева - св. Иозеф, супруг Мадонны. Пятый постамент справа занят святыми Кириллом и Мефодием, причем не в качестве создателей кириллицы, а как первопроходцев миссионерского дела на территории Чехии. Их усилия не были особо успешными сами по себе в краткосрочной перспективе, но заложили важный фундамент христианизации региона. Пятый слева - св. Франциск Ксаверий, один из основателей ордена иезуитов и покровитель миссионерства, он находится на плите, которую держат снизу представители четырех этносов, где призваны агитировать иезуиты - индиец, китаец, татарин и мавр.
Шестой справа - Иоанн Креститель, шестой слева - св. Кристофер, казненный некогда за веру, и считавшийся покровителем паромщиков. Седьмой справа пост занимают вкупе святые Норберт, Вацлав и Сигизмунд, покровители чешских трех провинций. Седьмой слева - св. Франциск Борджа, крупный иезуит, а восьмой справа - большой монумент Яну Непомуцкому. На цоколе изображена в лицах печальная история расправы с ним, и считается полезным прикасаться к завитушкам барельефа. Помимо распятия в начале моста это единственная бронзовая скульптура на нем. Напротив него св. Людмила, павшая некогда жертвой интриг при дворе бабушка св. Вацлава и жена первого крестившегося князя Чехии, Борживоя. Книга в руке символизирует священные тексты христианства, которые Вацлаву прочитала именно она, а вуаль в руке - символ орудия ее смерти, по приказу невестки Драгомиры Людмилу задушили.
Девятый справа - Антоний Падуанский, в соответствии с традицией своих изображений держащий младенца-Иисуса на руках. Девятый слева - Франциск Ассизский, в компании двух ангелов, десятый справа - апостол Иуда Фаддей, принявший мученическую смерть по ходу попыток обратить в христианство современный Ливан, дубина в руке это орудие его гибели.
Десятый слева монумент это святые Винсент Феррер, известный своими колоссальными успехами по обращению язычников, и другой крупный миссионер, Прокопий. Одиннадцатый справа - св. Августин, с горящим сердцем в руках попирающий еретические книги, на постаменте символ основанного им ордена. Одиннадцатый слева Николай Толентинский, прообраз Деда Мороза, раздающий хлеб беднякам, и заложивший этим актом основы будущего празднования Рождества. С конкретно этим пунктом моста связана жутковатая легенда: если во время вашего хождения мимо статуи на балконе дома позади статуи огонек лампадки мигнет или угаснет, ждите смерть в ближайший год.
Двенадцатый справа - св. Каэтан, основатель одного из орденов церкви, а двенадцатый слева - св. Люйтгарда, которая, хоть и была слепа, обрела зрение перед распятым Христом, каковое свойство ей было дано дабы она могла поцеловать раны сына Божьего.
Тринадцатый справа - св. Филипп, основатель еще одного ордена, и изображен он здесь попирающим тиару папы римского, которую он отказался принять. Тринадцатый слева - св. Адальберт, первый богемский епископ. Четырнадцатый справа - св. Вит, тот самый, в честь которого великолепный собор на Граде, прекрасно отсюда видный. Был он принесен в период гонений римского начальства на христиан в жертву львам, которые присутствуют и на памятнике.
Четырнадцатый слева пост занимают трое представителей братства тринитарианцев, которое занималось спасением и выкупом христиан из неволи у язычников и мусульман, а именно св. Иоанн, Феликс Валуа и св. Жан де Мата. Очень богатая элементами и аллюзиями композиция: внизу запечатлены в подземной тюрьме страждущие, и рядом с ними турок с кнутом и сторожащая собака, и еще много чего присутствует. Пятнадцатый монумент справа - святые Косма и Дамиан, прославившиеся оказанием медицинской помощи беднякам, покровители врачей. Пятнадцатый слева - св. Вацлав, которого, наверное, и представлять не надо. И он достойно увенчивает всю композицию