1 материал по 1 объекту, 12 фотографий
- GPS
- Россия, Нижегородская обл г Пильна
Поселок в Припьянье
Вдобавок помогли представители иного старинного промысла — будаки (не путать с мудаками!)
Сии граждане и прочие проходимцы из хорошего леса поташ делали, чтоб оный за границу сплавить. Как водится, — мудаки, ой, будаки кушали то, что и производили, а баре — все остальное. Диалектика, однакось!
Будаками называли тех, кто занимался изготовлением поташа (карбоната калия). Это белый зернистый порошок, он добывался из древесной золы. В лесу вырубали деревья определенных пород (в основном дуб), сжигали их, а полученную золу весной замачивали, обмазывали ею поленья и вторично сжигали в больших кучах — «будах» (от чего и получилось слово «6удак»). Получая поташ, который применялся при производстве стекла, жидкого мыла, при окраске тканей и имел широкий сбыт за границей. Будаческим промыслом занимались в основном выходцы из Белоруссии.
Долгое время истинное происхождение будаков оставалось тайной, покрытой мраком. На все вопросы о диковинном наречии и наряде оных, жители окрестных сел только отмахивались – «А, это будаки». Первым к разгадке приблизился знаменитый русский филолог Владимир Даль. Едва услышав замысловатую речь переселенцев, он воскликнул – «Да это же Мензелинская шляхта!». По его просьбе поисками в архивах занялся писатель Павел Мельников-Печерский. Спустя некоторое время ему удалось отыскать сведения о переселении в эти земли «литвы» — так в те времена называли белорусов, живущих в Великом княжестве Литовском. Правда, каких-то серьезных исследований об этих переселениях не проводилось – историки и сейчас только разводят руками.
Смотреть в городишке особо не на что, но корни то исторические каковы! Кроме памятника царю, имеется еще и мемориал, где помимо героев ВОВ, присутствуют и чернобыльцы с ликвидаторами, и афганцы, и чеченцы.
Во дворах непонятного здания, найден вот такой наглый птиц.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет и бросает, а мне не дает...
И в седые времена прошлого, и сейчас земля наша была пограничной территорией. Только тогда, во времена Нижегородского, а потом Московского княжества, за Сурой была «чужая земля». Потому-то подселение славян на левый берег Суры и Припьянье было приостановлено на целый век всеразрушающим монголо-татарским нашествием. В XIV веке (1372 год) для обороны порубежья на Суре был «поставлен город-крепость Курмыш». На 5,5 веков Курмыш стал уездным центром нашего края.
В 1698 г. по указу Петра Великого на реке Пьяне для массового производства корабельного дубового теса были установлены две пиловаленные водяные мельницы, поселение же работных возле них людей прозывалось Пиловаленный завод.
С 1779 г. территория нашего района входила в состав двух губерний — Нижегородской и Симбирской.
Итак, Пильна своим возникновением обязана Петру I и его эпохе, развитие же поселения и превращение его в районный поселок связано со строительством и прохождением через Пильну железнодорожной магистрали Москва – Арзамас – Казань и далее в Сибирь в начале 20 века.
Летопись новой своей истории Пильнинский район начинает с 1929 года, современные рамки район приобрел после многочисленных реорганизаций в 1964 году Петряксинский и Курмышский районы.
Местные события не могли повлиять на судьбу страны. Но этапы, через которые прошла страна и область в течение последних десятилетий – этапы нашей жизни. Район — надежная российская провинция, где нет городской спешки и суеты, свой ритм жизни, заданный природой и временем. Здесь живут основательные, работящие, гостеприимные люди, которые составляют главное богатство Пильнинского района.
Пильнинский район биконфессиональный. Жители исповедуют православие и ислам.
Пильнинская земля дала миру замечательных религиозных деятелей: таких Павел I – митрополит Нижегородский и Алатырский, священник Успенской церкви с.Бортсурманы о. Алексий, причисленный к лику святых, Константин Васильевич Розов, который был удостоен звания Патриаршего Архидиакона, Хусаин Фаизханов – ученый-исламист.
В городке имеется храм Николая Чудотворца
В 1703 году в Пильне был срублен небольшой храм, освященный в честь иконы Божией Матери "Похвала Богородицы". В 1847 году храм сгорел. После пожара началась реставрация храма. В 1873 была построена колокольня. В советское время в храме располагалась школа, поэтому на протяжении нескольких десятилетий храма в Пильне не существовало. В 1992 году было принято решение о строительстве на месте храма в честь иконы Божией Матери "Похвала Богородицы" нового храма в честь святителя и Чудотворца Николая. Тяжелую задачу строительства храма взял на себя Ю.В. Подуздиков, заслуженный работник строительства.
- Адрес:
Нижегородская обл г Пильна
Дешёвый ✈️ по направлению Пильна