Оглавление 5й части: Курорт Марциальные воды. Вечерний Петрозаводск. Белые ночи.
Карельская Калевала.
Курорт Марциальные воды.
Вообще ещё в Москве мы достаточно лихо наметили маршрут для этого дня. Значит так: смотрим сначала Кивач, а потом едем в Марциальные воды. Всё так просто и быстро. А дело в том, что к ним ведут разные дороги. От Петрозаводска и до той, и до этой достопримечательности ~ по 60км. Только в одном месте (~30км от П.) дорога делает такую развилку – как буква Y - и идёт направо до Кивача, а налево до Марциальных вод. Получается, чтобы попасть в оба места, надо ездить туда-сюда – и много километров накладываются друг на друга. Но там ещё есть одна дорога, она как бы замыкает этот треугольник: развилка – водопад – курорт. Мы по ней и поехали. И честно говоря, самую красивую карельскую природу увидели там, самые красивые озёра, и самые красивые пейзажи. А так в районе Петрозаводска природные красоты на четвёрочку. Я знаю, что говорю – сама выросла на Крайнем Севере за Полярным кругом, я знаю, какая безумно красивая и трогательная бывает северная природа, поэтому это не упрёк, а просто констатация факта. Немножко не то, ещё не совсем северная.
Санаторий.
Мы проехали два чудных озера с переливающейся на солнце водой – Кончозеро и Габозеро. Их синева, после московских прудов, кажется подсиненной синей краской. Мимо Марциальных вод мы промчались мимо. Это и неудивительно. Предположить, что все основные достопримечательности этого места – источники, церковь и музей, находятся прямо на дороге, а вернее вдоль её, нам было сложно. Правда уехали недалеко, я быстро спохватилась, и говорю: «Что-то я уже видела на фотографиях эти места. Не Марциальные воды ли это? Давай вернёмся». Вернулись, но решили пока на дороге не парковаться, а заехать вверх на горку к самому санаторию. Мне очень хотелось посмотреть, как же выглядит наш знаменитый курорт. Оказалось не очень.
Марциальные воды - это собственно сам санаторий или его лечебные корпуса, и околосанаторный посёлок, состоящий из двухэтажных жёлтеньких ветшающих домов. Ещё есть небольшая деревянная церквушка. Вроде зелень кругом, но это не парк, просто обычный лес. Чтобы набрать воды, надо спуститься по невероятно длинной лестнице (специально так задумано, марциальная вода лучше усваивается при нагрузке на организм), перейти дорогу-шоссе и подойти к источникам. А потом подняться! Честно говоря, здесь очень скучно. Да и финансовые вложение не ахти какие. Помнится, давным-давно не знала просто куда себя деть в Карловых Варах в течение двух недель. А это ведь немаленький городок. А здесь чего делать… Отдыхающие шаркают тапками и бегают с ржавыми бутылками (вода оставляет такой налёт). Может быть, люди занимают своё время разными лечебными процедурами, грязевыми обтираниями, например (свеженькую целебную сапропелевую грязь сюда привозят прямо из соседнего Габозера). Всё-таки не отдыхать, а лечиться сюда приехали. Но всё равно инфраструктура, здесь, мягко говоря, не очень развита, к большому сожалению. Мы немного походили перед самим санаторием, даже зашли внутрь – чистенько, и достаточно прилично. Потом решили ехать к источникам, потому что фланировать туда-сюда среди нездоровых людей, в общем-то, неэтично. (Сайт курорта: www.marcwater.onego.ru).
Церковь и музей.
Спустились. Припарковались. И сразу пошли в Петровскую церковь (Церковь Апостола Петра). Дело в том, что время без четверти пять вечера, а в пять уже всё закроется. Мы много времени потратили уже, особенно в Кондопоге, не торопились никуда, теперь вот сказывается. Подёргали ручку, а она закрыта. Ну, надо же, как обидно! Расстроились, потому что очень хотели посмотреть её знаменитый интерьер и иконостас. Попрыгали перед окошками, но они очень высоко, церковь расположена на склоне горы. Вздохнули и поплелись в музей. Может туда всё-таки успеем. Что вы думаете. Оказалось, что билеты на посещение церкви покупают в музее! Там касса ещё работала и доброжелательная женщина, сказала, чтобы мы спокойно походили сначала по самому музею, а потом она нас отведёт в церковь. Ура!
Музей очень маленький, одна комнатка. Но очень интересный (не согласна с оценкой одной звёздочкой в путеводителе). Мы узнали про крестьянина Ребоева, открывшего источники, про интриги коменданта Геннина, про то, что Пётр I был, оказывается, высочайшего класса токарем (об этом расскажу ниже). Правда, карельские комары достали нас даже в музее, даже там пришлось от них отбиваться. Вышли из музея и в сопровождении женщины с ключами идём в церковь. Интересно, что в конце июня здесь ещё пышно цветёт сирень, прямо бушует. Весь музей утопает в её аметистовых зарослях. Климат – северный, поэтому всё цветёт с запозданием.
Нам открывают церковь и вот мы уже внутри. Знаете – ощущения очень сильные. Не зря мы сюда так хотели попасть. Вроде стоим не в каком-то грандиозном помпезном соборе, а в маленькой практически деревенской придорожной церквушке, но насколько она удивляет. Церковь – очень красивая. Внутри ничего классически-церковного нет. Большой белый иконостас – в стиле барокко. Есть даже виноградные лозы с головками херувимов. Везде славные и любимые Петром морские символы – корабли, якоря, флаги. Позолота отсутствует. Цветовое сочетание – только белое и голубое – так раньше красили корабельные каюты по указу Петра. Иконы это картины. На одной из них, если присмотреться, сам Пётр I в образе Иисуса со штурвалом в руках. На другой вроде апостол Пётр стоит на коленях, но за спиной бурлящее море, лодка-кораблик, и над ней развевается трёхцветный морской флаг России. Остальные иконы - образы святых, так или иначе, соратников Петра в борьбе за выход к Балтийскому морю: Александр Невский (князь-воин, побивший шведов и поразительно смахивающий на Александра Меньшикова, который чрезвычайно любил отождествлять себя с этим русским героем), Иоанн Златоуст (покровитель Ивана Грозного, с которым любил себя сравнивать уже сам Пётр и который вёл Ливонскую войну), Николай Чудотворец (главный покровитель мореплавателей и путешественников).
Царь Пётр I.
Для церкви самим Петром I были выточены деревянные подсвечники и люстра-паникадило из слоновой кости. Любимым занятием Петра была работа на токарном станке. Токарни царя часто превращались в рабочие кабинеты, где он работал, обедал, спал, принимал посетителей. Токарные станки либо возились вслед за ним, либо устанавливались постоянно, как здесь на Марциальных водах. Пётр затрепал до дыр одну французскую книжку об искусстве точения, в ней были иллюстрации со сложными образцами для точения, которые он старался воспроизвести. Люстру-паникадило «на семь рожков» он выточил для церкви Апостола Петра, а в яблоко вложил записку с благодарностью Богу за исцеление. В алтарной части стоят чудные чугунные кувшины и круглая печка. Ковал их (по легенде) сам Пётр Алексеич, из местной кончозёрской железной руды. Печка решала вопросы отопления, на ней есть инициалы царя, корона и надпись “Olonez” (Олонец). Люстра сейчас в питерском музее истории. Кувшины и печку не уволокли куда-нибудь, наверное, потому, что неподъёмные. :)
На водах царь жил в деревянном дворце. Дворец из бруса был построен на болотах (Равд-болото) и не совсем удачно, потому что именно здесь находились залежи особенно «мягкой» железной руды, (пригодной для литья пушек), и которые надо было разрабатывать. Дворец позже снесли, не сколько из-за ветхости, сколько именно из-за этого месторождения. Но поначалу этот дворец на водах считался царским и исключительно мужским, в нём было несколько «камор» для царской свиты – шумной мужской компании. А для более тихих женщин построили другой дворец рядом - «хоромы». Сам царь никогда не страдал гигантоманией и был скромен в запросах (в отличие от своих деяний). В его распоряжении было всего несколько небольших комнат: токарня, спальня, кабинет и «чулан, где книги лежат». Сюда на Марциальные воды приезжало действительно большое царское окружение. Это были знатные люди и друзья: Меньшиков, Апраксин, Репнин, а также императрицы: жена Екатерина и любимая тётка (жена брата отца Петра I, мать Анны Иоанновны) Прасковья Федоровна. Народу было очень много, поэтому комендант слёзно просил самих гостей, чтобы захватывали с собой провизию в этот суровый северный край, где ложку сметаны надо полгода искать, «чтобы быков и баранов с собой привозили …понеже они от такой воды всё пережуют».
Источники.
Теперь, наконец :), немного о самих Марциальных водах.
Открыл целебный ручей-ключ один из работников Кончезёского завода, карел Иван Ре(я)боев. Парень был хворый и работал при заводе возчиком, потому что эта работа считалась самой лёгкой. Одним зимним утром, у него опять прихватило сердце, он отстал от обоза и набрёл на этот ручей. Попил воды и ему стало значительно легче. Тогда неграмотный крестьянин попросил знакомого написать челобитную коменданту Вильям Геннину, очень грамотному придворному, который изящно переписал бумагу и лихо поставил в неё своё имя - как первооткрывателя источника. Направил царю, зная о его горячем желании найти свои российские источники и умыть нашей целебной водой Европу (существовал указ Петра Сенату: «искать в нашем государстве (а особливо в таких местах, где есть железные руды) ключевых вод, которыми можно пользоваться от болезней».
Семью Ребоева освободили от всяких работ и податей на медных заводах, а Генину подарили особняк в Санкт-Петербурге, а также воздали массу прочих приятных материальных почестей.
Царскому личному врачу Лаврентию Блюментросту поручили провести исследование состава воды. Педантичный немец проводил опыты, выпаривал, пробовал языком на вкус, смешивал с порошком чернильного орешка и выдал чрезвычайно хвалебное резюме.
Тот же Блюментрост и придумал название воды – Марциальная. Он, ученик Парацельса, понятное дело, увлекался алхимией, а поскольку в воде было очень много железа, а железо (по этому средневековому учению о связи планет с металлами) попадало под влияние Марса. Поэтому алхимическое сочетание воды и железа называется - «вода под знаком Марса» или Марциальная вода.
В чём же заключается загадка или целебная сила Марциальных вод? Современное разведочное бурение показало, что «Марциальные воды» стоят на мощном пласте шунгита, через которые фильтруются воды местных источников. Мало того, что шунгит – это не только древнейший камень на земле – 2 млрд. лет, но ещё и самый таинственный и неразгаданный. Шунгит – это жидкий озёрный ил, уплотнённый за миллиарды лет, донельзя перетопленный в подземном изотопном котле и вытолкнутый ледником на поверхность земли именно здесь в Карелии, на Карельском щите. В состав шунгита входят фуллерены – молекулярный углерод в виде полых шаров, по строению похожие на пустотелые «футбольные мячи». Вот так просто. Правда, первооткрыватели фуллерена получили за это Нобелевскую премию. Фуллерены – тайна за 7 печатями, они до сих пор не поддаются изучению, хотя давно открыты. Их след ведёт из Космоса – они встречаются в атмосферах углеродных звёзд. Именно, фуллерены, которые содержатся в шунгите, который находится в месте, где бьют ключи от Габозера и обуславливают ВСЕ лечебные действия марциальных источников.
Мы накупили в музее кучу буклетиков и помчались к источникам. Всего здесь четыре ключа: №1, №2, №3 и №4. Первый источник в километре от Марциальных вод и считается самым слабым. Они пронумерованы по нарастающему воздействию, т.е. четвёртый считается самым сильным. Каждый источник (кроме первого) находится в непосредственной близости от другого. Они заключены в домики-павильоны-бюветы, где сбоку льётся вода из-под крана. Правда, сама, так сказать, раковина-углубление под самой струёй в зависимости от степени концентрации в ней железа, имеет самые разнообразные и немного отпугивающие красно-бурые цвета и наросты. Я заранее предусмотрительно запаслась пустой бутылочкой из-под воды, в неё-то мы сейчас и наливаем минералку. Источники все разные и лечат от разных заболеваний.
Минеральная лечебно-столовая вода. Источник открыт в 1714 году.
Крепко-железистая гидрокарбонатно-сульфатная, кальциево-магниевая, холодная, слабокислая вода (pH 6.3)
Скважина №2.
Fe – 60.3 мг/л
Показания: заболевания желудочно-кишечного тракта
Хронический гастрит
Хронический холецистит
Дискенизия желчевыводящих путей
Болезни обмена веществ.
Скважина №3.
Fe – 65 мг/л
Показания:
Сердечно-сосудистые заболевания
Заболевания нервной системы
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Болезни обмена веществ.
Скважина №4.
Fe – 70 мг/л
Показания:
Железодефицитная анемия или дефицит железа в организме.
Мы попробовали всю воду. Налили сначала одну бутылочку, выпили, потом добавили другую воду – тоже выпили, из четвёртого не стали, уж очень красной выглядела раковина-чаша. В четвёртом самая насыщенная железом вода (помню, как в детстве жевали гематоген из-за этого железа), поэтому мы сложили руки ковшиком и просто попробовали её из рук. Так вот. Зря мы так поступили. Не повторяйте наших ошибок. Вода из всех источников очень насыщенная и смешивать её ни в коем случае нельзя. Через полчаса в машине мы уже судорожно сглатывали слюну от подступающей тошноты. Слава Богу, этим всё и закончилось. Периодически мы нюхали руки, которые пахли водой из четвёртого источника. Силились вспомнить запах. Наконец мужа осенило, он сказал, что если долго подержать в руках металлические деньги или связку ключей, то вот появляется такой аромат железа. Я увлеклась этим процессом, нюхала то одну руку – она пахла железом, то занюхивала другой – она пахла сиренью. :) А в целом было ощущение, что мы наелись ключей. :) Женщина из музея рассказала нам, что действительно марциальная вода помогает очень многим, только её надо очень аккуратно пить – желательно через трубочку и, не касаясь зубами. Потому что большое количество железа разрушает зубы, у всех местных жителей, проблемы с этим – железистая вода присутствует в водопроводной. В общем, если вдруг увидите зубную пасту на основе марциальной воды – посоветуйте недругу. :)
Вечерний Петрозаводск. Белые ночи.
Наконец-то сбылась наша мечта. Мы увидели Белые Ночи. Хотя в моём северном заполярном детстве это понятие совсем не связывалось с романтикой. Конечно, в силу возраста , плюс из-за неудобств – эти серые, а не белые ночи мешали спать, всё время приходилось плотно запахивать шторы. В Питере в прошлом году, мы умотанные донельзя питерскими красотами, бессовестно их проспали.
И вот, наконец, мы в Петрозаводске. На Онежском озере. В самый разгар белых ночей – конец июня. Набережная – просто шикарная, гранитная, а главное, она достаточно низкая, можно и по парапету походить, и на него присесть, послушать озёрные ночные шёпоты. Идеальней условий не придумаешь. Дело за малым. Разбудить мужа в 12 часов белой ночи, поднять, умыть, одеть и пойти гулять на Онего. :) Видели бы его лицо в момент расталкивания. «За что, за что мне такие муки?» - говорило оно. Опущу подробности, но мятеж на корабле был с трудом подавлен, и мы всё-таки вышли на набережную – а ещё говорят, что в мирной жизни нет места подвигам. Есть! Главным мотивом такого благородного и выдающегося поступка со стороны моей второй половины, было не романтическое желание окунуться в белые ночи, а прямолинейные функции бодигарда. Раз уж мне так хочется прогуляться в белых ночах, не отпускать же меня одну, выход один – молча, стиснув зубы, сопровождать.
Вот так гуляем по набережной.
Белые ночи, это, конечно, сильно сказано. Они нежно-алые, бледно-сиреневые, чуть позолоченные, но никак не белые. Все контуры теряют чёткость, чуть-чуть размываются. Всё начинает выглядеть необычно. Причудливо выделяются силуэты. Детали исчезают. Отступает повседневность, и любая, прежде привычная картинка, наполняется особым неведомым смыслом.
Вместе с этим повсеместным превращением, меняется и своё внутреннее мироощущение. Ты как-будто наполняешься чем-то удивительным, невесомым, волшебным, наверное, вот этой Белой ночью. Глаза ненасытно пьют идеальные цвета и нежнейшие оттенки заката и волн. Кроме упоения красками, появляется ещё и чёткое осознание того, что Озеро рядом с нами – совершенно живое. Оно такое мягкое, то морщится, то журится, переливается, надувается. У него невероятный цвет - персиковое серебро или серебристый персик, немножко розового коралла. Чувствуется его чуть ощутимое влажное дыхание и уже засыпающего ветра. Полукруг солнца состоит из сверкающего расплавленного золота, потом из алости.
Боже, какое красивое Онего. Увидеть своими глазами закат солнца на озере в белые ночи – изысканное гурманское удовольствие. Действительно розовая мечта.
Удивительное ощущение дарит Онего. Это слово стародавнее, несклоняемое и мужского рода.
Онего - батюшка. Онегушко.
«Я плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано» - К.Паустовский. Согласны.
Пожалуй, я увлеклась поэтикой. Не все, гуляющие вдоль Онежского озера «купаются в белых ночах, а тем более видят «нежнейшие оттенки заката». Гуляем по набережной мы не одни. Народу много, но это рассеянная такая толпа. Много студентов, которые обмывают, наверное, здесь свои дипломы, а это означает – невероятное количество бутылок шампанского, перекатывающихся под ногами, и шуршащих пластиковых стаканчиков. 90% гуляющих еле держится на ногах. Местные мачо – это 3-х литровый пузырь пива в руках, матюки и харкание по сторонам… Извините :)… Девушки, кстати, от них не отстают. Я внимательней пригляделась к мужу – бутылки в руках нет, молчит – не ругается, не харкает… - какое бесценное сокровище!!
Мы бродили по набережной, спускались по гранитным ступенькам к булькающей и фыркающей воде, уносились взглядами в сиренево-алые воду и небо, нашептали желаний в ухо Дереву, фотографировали белые ночи, и, наконец, вышли к небольшой площадке в парке у порта к памятнику Петру I. Знаете, ощущение, как у Нильса в сказке Лагерлёф при виде ожившего памятника. Тёмный силуэт Петра на фоне тёмных силуэтов деревьев в парке и фейерверка цвета на озере и на небе – живой и потрясает. Удивляешься и невольно задумываешься о том, сколько сделал для потомков этот российский царь. Петрозаводск какой заложил, Марциальные воды, медеплавильные заводы, флот, пушки – это только здесь, в Карелии.
Карельская Калевала.
Я поняла, что, рассказывая о Карелии, не могу не написать про Калевалу. Это ключ к тайнам Севера. Это древние финско-карельские сказки. Это песни седой Старины, о том как «зажглось на небе Солнце, как загорелись Звёзды». Это космическая мудрость, которую, чтобы не потерялась в веках, древние мудрецы переложили в музыкально-дивные стихи-распевы-руны. Древние знали, что любой материальный объект не вечен. Поэтому и выбрали этот путь – устный, для сохранения и передачи мудрости потомкам. Поэтому, как поёт Калевала: «Каждая веточка вереска в лесу, каждая травинка в поле хранила предания седой старины. Деревья нашёптывали друг другу эти песни, а вольный ветер разносил их на своих крыльях по всему свету. Эти сказки летели на стреле охотника, разбегались по берегу в шуме морских волн»…
Калевала – это не просто сказки, это семизвёздная Медведица из ночного неба учит нас мудрости жизни. Главные герои Калевалы – старик-мудрец-певец Вяйнемейнен, красавец-кузнец Илмаринен, весёлый охотник Лемминкайнен, злая хозяйка Похъёлы – старуха Лоухи и масса прочих героев.
Несмотря на сложность имён, в общем и целом карельская Калевала это практически калька русских пушкинских сказок. У персонажей просто другие имена, но глобальный смысл один.
Герои Калевалы помимо того, что постоянно устраивают свою личную жизнь с разными карельскими красавицами, ловят чудесного лося, строят волшебную лодку, пашут змеиные поля, но ещё и отбирают волшебное Сампо у злой старухи Лоухи. Сампо – это волшебная мельница, которую из пера лебёдки, из клочка овечьей шерсти, из молока нетельной коровы и из ячменного зёрнышка выковал Илмаринен, чтобы молола муку, соль и деньги. Эта мельница нужна для того, чтобы приносить радость людям и оберегать Карелию. Они закопали её обломки на берегу цветущей Карелии, на одном её зелёном мысу. И до сих пор Сампо, словно высокая железная ограда, будто крепкая каменная стена, охраняет Калевалу-Карелию от невзгод.
Я пишу о Калевале не для того, чтобы все подумали, что я впала в детство . Я специально вывожу на сакральное карельское понятие – Сампо. Оно подцепило нас на крючок совершенно случайно на выставке в Петрозаводском краеведческом музее. О нём будет ниже.
Ещё Калевала это маленький посёлок. Маленький, но знаменитый. Его прославил финский собиратель рун и второй «отец» рукописной «Калевалы» финн – Элиас Лённрот. Здесь его Сосна. Рассказывают, что почему-то именно под этой могучей вековой сосной карельские старцы поведали Лённроту древние песни своего народа – Руны, а потом уже он собрал их все вместе в книжку. Это Сосна сейчас – памятник, но раньше росла вместе со всеми деревьями в сосновом бору. Когда в этих местах построили плотину на реке Куйто, то размыло песчаные берега и сосна стала засыхать, а войну её ещё и ранило кусочком снаряда. Но старожилы Калевалы сохранили дерево - спилили верхушку уже сухой сосны и установили её на фундаменте перед местным Домом Культуры.
Продолжение следует.
(с) http://www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото.
http://pamsik.livejournal.com - новые фотографии из путешествий
При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.