Тарту встретил меня пасмурно, но все-таки хоть не ливнем, как в Таллинне. Ободренный сном в автобусе и более-менее приветливой встречей, я рассовал по жилету нужные бумаги и устремился на исследование города. Постфактум могу сказать, что самым логичным вариантом, как повести дела по прибытии, мне кажется такой: пойти в сторону реки, пройти под мостом (а трасса, отделяющая автовокзал от центра, весьма оживлена, имеет мало переходов через себя и все они неудобны) и отправиться на исследование парка, что простерся вдоль реки. В парке расставлено несколько экземпляров скульптуры крупных форм, в т.ч. весьма внушительный памятник жертвам гражданской войны, а выше по течению находится изящный пешеходный мостик, заменивший некогда подаренную Екатериной II реликвию, старинный Каменный мост, разрушенный до основания во Вторую мировую. Отсюда можно бы пойти и дальше вдоль реки, до следующего моста, и от него влево, к остаткам крепостной стены и входу в роскошный ботанический сад, и потом от него вернуться к Ратуше, а можно и отправиться "в гору": бывший Каменный мост стоит прямо в перспективе Ратушной площади. Оттуда можно либо двинуться прямо с Ратушной площади вверх на холм Тоомемяги с собором, скульптурой и языческой святыней, а можно и направиться туда же транзитом через музеи и достопримечательности чуть севернее ратуши, там помещается четыре заслуживающих внимания музея, ряд церквей и некоторое число малых памятников, которыми славен город. С холма проще всего спуститься уже к городскому театру и оттуда прямой дорогой на автовокзал.
Сам же я сделал все не так: сначала попал в ловушку с означенной трассой и смог перейти ее только уже ближе к холмам и театру, а потом уже отправился в сторону Ратушной площади по пешеходной улице Рюютли. Но для того ведь и пишутся такие заметки, чтобы предостеречь других от повторения своих ошибок?
Одной из особенностей Тарту является изобилие скульптуры — как крупной, так и мелкой, как явно-понятной, так и чрезвычайно концептуальной: к таким относится памятник отцу и сыну, выполненным в один рост, и памятник Уайльдам, знаменитому ирландцу Оскару и здешнему уроженцу-его однофамильцу, хотя они никогда и не встречались. Где-то на полпути между крайностями помещается снискавший себе известность фонтан перед Ратушей, "Целующиеся студенты", вершащие свою личную жизнь под зонтиком молодого человека, на который хлобыщет вода собственно фонтана.
Другой особенностью является наличие большого числа очень маленьких музеев. Музей быта или музей университета представляют собой буквально три-четыре комнаты.
Так что услыхав "Городской музей", не надо ожидать увидеть нечто, могущее бросить вызов Эрмитажу с Версалем, а при прокладывании маршрута следует внимательно сверяться со списком достопримечательностей.