• Переславль очень древний город.
  • Но городом его с натяжкой можно назвать. Даже для большой деревни он не особо велик. Тем лучше гулять, не устанут ноги!
  • Исторический центр — это небольшая площадь с несколькими храмами вокруг. На фотографии самый древний собор (XII век), сейчас это музей.
  • Внутри музейный работник оказалась приятной и интересной женщиной. По ее словам, это место обладает хорошей энергетикой, тут у нее никогда не болит голова и несмотря на холод, она ни разу тут не заболела. Согласилась с нами, что собор зря покрасили снаружи, и каменным он выглядил бы куда благородней.
  • Рядом есть еще несколько более поздних церквей.
  • На местные музеи не советую тратить время. Они достаточно банальны до пошлости.
  • Отсюда начались какие-то странности. Прямо на главной площади напротив храмов на импровизированной ярмарке торговали почти только одними суеверными безделушками, оберегами и различными чучелками в виде домовых или куколок из щепок и тряпочек.
  • Город без скромности начинается прямо сразу с исторического центра. У дома слева адрес Красная пл., 1.
  • Городок крошечный, единственная улица коротенькая. Странно, но похоже застройка советской эпохи это место обошла лесом.
  • Тут спокойно и томно.
  • Город быстро кончился, формально перерос в частный сектор, а на деле забытое Берендеево Царство стало проглядываться еще отчетливее.
  • Эти места сами напрашиваются на сказки. Воображение рисует богатыря на коне за деревьями, а в заводи, наверняка, сидит болотник. Кому ж там еще сидеть!
  • Или вот кикимора. По сути безобидное существо, способно разве что на мелкие пакости, то пряжу спутает, то молоко от нее закиснет. Правда, бывает и детей похищает, но это редко и для этого есть обереги и заговоры. Кикиморой становятся то ли умершие некрещенные младенцы, то ли проклятые родителями дети.
  • Кикимора поселяется в доме, если под ним зарыт ребенок, неотпетый покойник или висельник. Кикиморы тонкие, как соломенки, скрюченные и носят лохмотья. Голова часто лисья, а ноги куриные. Но может притворятся животным или даже ребенком.
  • У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?»
  • А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»
  • Город стоит на Плещеевом озере, которое осталось со времен Ледникового периода.
  • На берегу озера лежит камень, который синеет после дождя. Синий камень был объектом поклонения дохристианских племен. В средние века местные устраивали веселье, костры и пляски вокруг камня.
  • Недалеко от этих хороводов находился монастырь. Монахи пытались остановить людей. Пугали нечистой силой. Безрезультатно. Затем отец Онуфрий закопал камень, после чего сильно заболел, а через какое-то время камень размыло волнами и он снова оказался на прежнем месте.
  • Спустя много лет. Камень решили использовать для фундамента новой церкви. Его водрузили на огромные сани и поволокли по льду озера. Но лед треснул и камень утонул. Ровно через 70 лет камень сново вынесло на берег озера. 
Последние полвека он по неизвестным причинам медленно погружается под землю.
  • На берегу озера стоит гигантский по местным меркам недострой гостиницы.
  • Здание медленно разваливается. Его судьба также туманна.
  • Не ожидали, что в этих местах набредем на уютное и вкусное кафе. Называется «Prosto».
  • Переславль окружен множеством монастырей. Мы решили сходить в Никитский.
  • Дорога к нему ведет через кладбище, на котором не комары, а настоящие вампиры.
  • Тут довольно мило.
  • Внезапно на выходе из монастыря к нам подошла эта кошечка и начала позировать Камера на этом сделала последний снимок, хотя заряд еще не кончался. Далее будут кадры с телефона.
  • В городе был какой-то музей безвкусия под названием «Берендеево царство». Мы решили не вестись на этот китч и поехать в настоящее село Берендеево в 20км от города и даже чуть дальше. Скрою настоящее название места для интриги.
Поймали у монастырского поля машину. Водитель попался подозрительный с иконостасом на торпеде и вездесущими оберегами. Несмотря на то, что ехали мы больше часа и дорога становилась все хуже, а после Берендеево чуть ли не пропадала, он взял за дорогу что-то около 150 рублей.
  • Когда солнце уже клонилось к закату и только начинали сгущаться сумерки у него включилась песня «Сон Степана Разина». Под хор «Ой, то не вечер…» мы все глубже погружались в древнюю сказку.
  • Нашли избушку, решили посмотреть что там. Здесь жила вдова без электричества и водопровода. Новые хозяева, недавно купившие избушку, рассказали что уже вторую неделю выгребают оттуда различную рухлядь. В том числе, нашли на чердаке замотанные в тряпки кости животных, которые были собраны с помощью ниток и воска в странные фигуры. Это вроде своего рода обереги от злых духов, а может просто вдова была ведьмой.
  • Внутри оказалось даже есть обои.
  • Была баня, но ее снесли. Сказали, что она какая-то нехорошая. Рассказали историю.
Во всякой бане есть свой баенник. Не поладишь — кричит по-павлиньи. У баенника есть дети — банные анчутки: сами маленькие, чёрненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы.

Душа, девка бесстрашная, пошла ночью в баню.

— Я, — говорит, — в бане за ночь рубашку сошью и назад ворочусь. В бане поставила она углей корчагу, а то шить ей не видно. Наскоро смётывает рубашку, от огоньков ей видно.

К полуночи близко анчутки и вышли.

Смотрит. А они маленькие, чёрненькие, у корчаги уголья — у! — раздувают. И бегают, и бегают. А Душа шьёт себе, ничего не боится. Побоишься! Бегали, бегали, кругом обступили да гвоздики ей в подол и ну вколачивать. Гвоздик вколотит: — Так. Не уйдёшь! Другой вколотит: — Так. Не уйдёшь! — Наша, — шепчут ей, — Душа наша, не уйдёшь!

И видит Душа, что, и вправду, не уйти, не встать ей теперь, весь подол к полу прибит, да догадлива девка, начала с себя помаленьку рубаху спускать с сарафаном. А как спустила всю, да вон из бани с шитой рубахой, и уж тут у порога так в снег и грохнулась.

Что и говорить, любят анчутки проказить, а уж над девкой подыграть им всегда любо.
  • Люди считали, что в четверг вечером нельзя бить ребёнка и выставлять за дверь. Иначе нечистый дух заберёт его, а вместо него подкинет другого, который будет есть много, а расти будет только голова, ноги же и руки будут такими тонкими, что и ходить он не сможет.
В Полесье, если младенец по ночам беспрестанно плакал, то причину этого видели в том, что на ребёнка «ночницы напали», «крикса пристала», «ночницы ходят в доме». В заговорах с просьбой оставить ребёнка в покое обращались к ночницам-сестрицам, криксам-плаксам, лесным бабам.
  • После прихода христианства языческие боги никуда не ушли, а стали считаться нечистой силой. Так христианство веками тесно переплеталось с язычеством, сотворив целую культуру, на фундаменте которой развивалась наша цивилизация. Переславль и особенно его округа крайне насыщены этим богатым сказочным колоритом.
...
4
Но городом его с натяжкой можно назвать. Даже для большой деревни он не особо велик. Тем лучше гулять, не устанут ноги! Переславль-Залесский, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Но городом его с натяжкой можно назвать. Даже для большой деревни он не особо велик. Тем лучше гулять, не устанут ноги!

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Переславль-Залесский

    Переславль-Залесский

    LAT
  • 56.74211N, 38.86456E
  • Я здесь был
    Было: 267
    Хочу посетить
    1363

    187 материалов по 77 объектам,  2 521 фотография

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Rus 369
    Были в Переславле-Залесском?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    wastesoul
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 июл 2011

    Эхо Берендеева Царства

     

    Царства Берендея нет на карте. Это культурное явление, сформированное в XIX веке, хрестоматийный собирательный образ из глубины веков. Абсолютная сказка. Но древние славяне верили в сказки. И для них водяной, кикимора и запечник реально существовали. Они жили среди этих персонажей.
    В Переславле не осталось видимых артефактов языческих времен, город как город, но что-то еле уловимое как-будто пыталось подобрать ключи к моей генетической памяти. Казалось, что вот-вот и я вспомню давние события, которые в моей жизни никогда не происходили. Такой вот отзвук культурного кода.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    58 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Переславль-Залесский
    сообщить модератору
      Наверх