Фальяс (Fallas) — праздник огня и веселья, взрывающийся карнавалом во время Великого поста. Фальяс — один из самых важных праздников Валенсийского сообщества и третий по значимости в Испании. Помимо столицы, его отмечают практически во всех местах автономного сообщества.
История праздника
С тех самых пор, как прометеев огонь был похищен у богов, человек восхваляет, боится и, в то же время, поклоняется силе огня; огню, вечно изменяющему свое обличье, всепоглощающему, боящемуся только одного — воды, своего вечного противника. На протяжении существования человечества всегда существовали ритуалы, где главным элементом был огонь, который символизировал обновление: разрушать старые вещи, чтобы дать жизнь новым. Даже сегодня во время праздника на Средиземноморском побережье можно увидеть сотни костров, в которые бросают старые вещи или игрушки.
Происхождение фальяс до сих пор точно не известно. Существует несколько версий. Самой убедительной и популярной теорией является та, в которой говорится, что в свое время 19 марта валенсийские столяры жгли костры из оставшегося дерева в честь своего покровителя Святого Иосифа. Другая версия говорит о том, что фальяс берет свое начало от огня, который был символом наступающего лета. А, начиная с периода христианизации, значение и функцию этого праздника уже перенесли на чествования святых, которые выпадали на эти даты. И, наконец, третья версия рассказывает нам о фигуре "parot" — игрушке, которая олицетворяла собой какой-нибудь персонаж, и которую потом бросали в огонь. В наши дни эта версия объясняет сатирический характер персонажей.
Праздник прошлых времен отличался от форм его проведения в наши дни. Раньше они отмечались накануне дня почитания Святого Иосифа: фигуры устанавливались 18 марта и сжигались этой же ночью. Построение напоминало театр: деревянные подмостки, на которые устанавливались различные фигуры-персонажи, изображающие какую-нибудь сценку. Тогда еще кукол изготавливали из дерева с картонными масками, в то время как сейчас основа делается из дерева, а кукла — из папье-маше или картона.
Начиная с конца 19 века, праздник приобретает определенный размах и силу. Число проводимых фальяс из года в год значительно увеличивается: если в 1852 году был проведен всего лишь один праздник, то в 1872 году их было уже 16. С 1866 года все интересней и разнообразней становится пиротехника, появляются бюллетени каждого фальяс, семьи и знакомые образуют комиссии, которые организовывают и следят за праздником. С 1873 года постепенно вводится кульминационное действие настоящего фальяс "la crema", которое отмечается ночью 19 марта. Городские власти пытаются контролировать организацию праздника и в 1851 году вводят специальное разрешение на установку фигур, а с 1872 года определенную плату за его проведение. В 1851 году устанавливается цензура на проведение фальяс, с целью контроля критики политической и социальной сферы, а также моральных устоев общества. В итоге этот контроль и давление привели к исчезновению на празднике старых декораций и хлама.
Тридцатые годы нашего столетия стали тем самым моментом, когда валенсийский праздник начал приобретать международную известность, по инициативе комитета участников фальяс был создан главный совет по проведению и организации праздника. Стали проводиться веселые кавалькады, выборы королевы и одиннадцати принцесс среди детей, а также главной королевы и ее свиты.
Наблюдая за эволюцией праздника огня и традиции, сейчас можно говорить о том, что его историю делают сами жители и гости страны, то есть все те, кто в нем принимает участие, тем самым приспосабливая фальяс к изменениям времени.
Как отмечают фальяс в наши дни
Смысл празднества состоит не просто в сжигании композиции, главную и основную роль в нем играет единство трех элементов: пиротехнический салют, музыка и почитание Святого Иосифа и Святой Покровительницы всех беззащитных.
Около сорока городков Валенсийского сообщества празднуют фальяс. К этому празднику жители начинают готовиться заблаговременно, сразу же после его окончания, то есть практически за год. Из картона и дерева сооружаются фигуры, представляющие различные явления социальной и повседневной жизни, едко высмеивающие человеческие пороки и добродетели. Фигуры обычно составляют композицию, где есть главный или же основной персонаж (ninots), вокруг которого группируются другие фигуры, все аккуратно изготовленные и раскрашенные в яркие цвета. Высота фигур также различна, некоторые из них могут достигать двадцати метров в высоту. Обычно их изготавливают в специальных мастерских или же в школах-студиях изобразительного искусства и мастерства. Но есть и немало любителей, которые создают небольшие по размеру фигурки своими руками в домашних условиях. Фигура-персонаж (ninot) вначале изображала мифологических героев и святых, но затем все больше приобретала значимость для изображения и высмеивания аристократии и буржуазии. И все это для того, чтобы обратить в пепел 19 марта, в день Святого Иосифа, когда праздник завершается огромным костром. Чтобы придать огню большую силу, фигуры одевают в настоящие одежды и костюмы, соответствующие размерам персонажей.
Праздник, длящийся несколько дней, состоит из действий. С 1 марта начинается действо, носящее название "mascleta", во время которого проходит пиротехнический парад. Вечером и ночью раздаются взрывы салюта, миллионы огней освещают город, а воздух наполняется едким дымом. Уровень шума определяют специальной аппаратурой и каждый год пытаются побить рекорды шума прошлых лет, ну и радуются, если это удалось.
Следующий этап называется "La Ofrenda de Flores a la Virgen de los Desamparados". Два дня посвящены цветам, которые приносятся в дар Святой Покровительнице всех беззащитных. Площадь превращается в настоящий сад, в котором фасад базилики — это узорный ковер из различных видов и сортов цветов, скрывающий ее стены. Главной фигурой площади является фигура Святой, выполненная из дерева и украшенная цветами: гладиолусами, гвоздиками, цикламенами, лилиями и другими видами. Для самих валенсийцев и гостей это один из самых любимых моментов. И действительно, по сравнению с другими, этот праздник является одним из самых интересных и трудоемких по своей подготовке. Жители наряжаются в национальную одежду ярких цветов, расшитую разноцветными нитками. Главной гордостью валенсийцев является их верность одежде, изготовленной по старинному традиционному методу, а также драгоценностям. Женщины, девушки и маленькие девочки облачаются в узорчатую шелковую ткань ручной работы. Особого внимания заслуживают украшения, которыми дополняют наряд: серьги, броши, цепочки, заколки для волос, гребни и даже пуговицы. Они могут состоять как из камней: жемчуга, кораллов и изумрудов, так и просто из обработанного стекла. Недаром это великолепное костюмное сочетание производило неизгладимое впечатление на многих великих путешественников. Во время фальяс здесь царит вкус и запах пончиков, которые называются bunuelos, основным наполнителем которых считается шоколад. Пончики продают практически на каждой улице с самого рассвета и до захода солнца.
Продолжение берет на себя действо под названием "La Crema" — кульминация праздника, который отмечают 19 марта. Этот день является символом жертвоприношения того труда и ожиданий, которыми люди жили в течение всего года. Ровно в десять вечера начинается сожжение детских фигур, в полночь же город превращается в мир пламени и пепла. Гремят разноцветные салюты, звучит музыка, трещотки, повсюду не смолкает шум, раздаются аплодисменты, и людей переполняет грустное чувство прощания. Утро следующего дня начинается с тишины, лишь следы от огня вновь напоминают о уже прошедшем празднике. Впрочем, уже через несколько недель валенсийцы начнут придумывать новые проекты фигур для фальяс следующего года, и история начнется снова.