Раз уж мы заговорили о Гармонии и Симметрии, то начинать надо непременно с Императорского дворца. Вот то место, где эти два понятия слились в единое целое и создали сплав, времени не подвластный. Не буду цитировать путеводители и расписывать, кто это все построил, когда, сколько это все стоило и много ли в этой избушке квадратных метров. Данные эти и без меня в свободном доступе имеются. Я здесь опишу только свои личные ощущения от посещения «центра вселенной».
В том, что это именно центр, сомневаться не приходиться. Начнем с того, что территория дворца строго настрого выровнена по оси север --- юг. И все постройки симметричны, относительно этой оси. Мало того, эта самая центральная линия «Запретного города» одновременно являлась и осью симметрии всего Пекина. Сейчас это, конечно, уже не совсем верно, но тенденция при планировке города просматривается. В отличие от наших городов, где правит бал стиль «а-ля строй, как хочешь». Но и это еще не всё. Центральная линия абсолютного пупа Поднебесной служила когда-то меридианом всей страны. А чтобы добраться до дворца, нужно было от городской стены Пекина пройти через девять ворот, которые также выстроились вдоль оси. Это дабы служба мёдом не казалась и все понимали, что путь к императору труден, и не всем его одолеть под силу.
Лично мне планировка дворца, вся эта чехарда ворот, павильонов и площадей очень резво напоминает такую русскую народную забаву, как Матрёшка. Ну, судите сами. Входишь под арку, за ней площадь. По бокам что-то стоит, но все внимание приковано к постройке, что красуется в самом дальнем углу. Быстрыми перебежками добираемся до нее, непременно заползаем вовнутрь. А она сквозная. За распахнутыми настежь дверями открывается еще одна точно такая же площадь. И опять пустое пространство, через которое вприпрыжку, и опять сквозной павильон, за которым вновь и вновь нечто похожее. Только каждый раз скорость пересечения площади уменьшается, время, соответственно, увеличивается. Потому, как устали уже слегка. А после очередной арки, забыл, какой уже по счету, на Вас наваливается стойкое ощущение дежавю. Видать и русские и китайские детишки издревле баловались одними и теми же игрушками.
Ну и куда же без неё, без Гармонии. А чтобы подчеркнуть это, вдруг кто-нибудь не догадается, залы императорского дворца имеют соответственные названия. Один за другим расположены павильоны Тайхэдянь Высшей Гармонии, Чжунхэдянь Совершенной Гармонии и Баохэдянь Сохранения Гармонии. Так что из названий каждому крестьянину должно стать понятно, кто и чем в этих хоромах занимается. А решались здесь вопросы государственной важности, проводились правительственные церемонии и приёмы, принимались послы, и происходила всякая прочая официальная байда.
Самое большое здание Тайхэдянь. Чем дальше вглубь, тем павильоны становятся поменьше, а количество построек на единицу площади увеличивается. Где-то после пятого, шестого цикла появляется целый квартал, состряпанный из избушек и теремков. В чисто китайском, конечно же, архитектурном стиле. Здесь уже располагались не государственные учреждения, а жила семья самого императора. А семья та немаленькая. Жены, куча наложниц с ребятишками, принцами крови и прочими принцессами. Гарем в чистом виде. Эх, любили на востоке мужики повеселиться!
Спальня императора находилась в павильончике Куньнингун, то бишь Дворец Земного Спокойствия. Так сразу и понятно, что здесь можно заниматься своими, чисто земными делами. Жизнь императора регламентирована от и до. Тяжелая, в общем, жизнь. По сценарию судьбы именно здесь он должен был проводить первую брачную ночь и каждую первую ночь нового года. Причем с законной женой, а не с какой-нибудь наложницей. Ох, и не легкая судьба, не правда ли?
Последние палаты во всей цепочке в своё время занимала, пожалуй, самая известная из китайских правителей, императрица Цыси. Жесткая, злобная и жестокая леди. Но и даже она не смела нарушать традиции, веками в Запретном городе устаканеные. Например, в тронный зал Тайхэдянь вход женщинам был категорически запрещён, даже если эта женщина сама императрица. И, говорят, что она там не появлялась ни разу. Представляю, какая её жаба душила! Командовать Поднебесной, и не иметь возможности усесться на богом предназначенное для тебя место. Нет, все-таки у женщин тяжелая доля, согласитесь?
На всей этой огромнейшей площади, как утверждает народная китайская молва, располагается 9999,5 (девять тысяч девятьсот девяносто девять с половиной) помещений. Ну, четыре девятки, это понятно. Девятка цифра святая. Да плюс у Небесного императора во дворце по преданию десять тысяч комнат. Не может же у сына Небесного императора, императора Земного быть больше. В самом-то деле, совесть же надо иметь? Вот на эту половинку и ужалась скромность владыки. Правда эту самую половинку мы так и не нашли. Вот в чем недостаток свободного плавания. Будь мы с гидом, нам бы её наверняка бы показали. Если она, конечно, реально существует.
Что еще из интересных моментов хочется отметить? Поразило обилие совершенно пустых голых площадей. Причем либо криво-косо мостовая эта каменьями выложена, либо, просто тупо глина утоптана. Ни тебе деревца, ни тебе кустика. Ни одному ниндзе или вольному стрелку спрятаться негде. Ну, в самом деле, неужели императоры боялись наёмных убийц? Стал искать отгадку. И наткнулся. Это сейчас на территории от туристов не протолкнуться. А раньше сюда никого со стороны просто так не пускали. Пустота и безжизненность царили во дворце. И пустота эта играла роль устрашения, подавления воли того, кто оказывался здесь.
Хотя у меня есть и своё мнение на этот счет. Как инженер строитель по образованию, я понимаю, что все конструкции, сделанные из дерева когда-нибудь, да сгорят. Или, во всяком случае, будут стремиться к этому. Поэтому большие пустые пространства, не что иное, как противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями. Это чтобы огонь не перекидывался от одного павильона к другому. Ведь если сгорит один сарай, не беда, можно отстроить новый, еще краше прежнего. А вот если весь дворец, то это уже удар под дых целой империи.
Продолжаем противопожарную тему. Нигде во дворце не заметил ни трубы дымовой, ни камина. Вчера звонил в Пекин, там на улице минус пять по цельсию. Холодно, однако. А постройки за императорским забором хлипкие. Окон нет, двери нараспашку, со всех щелей сквозит. Бр-р-р! Пишу, а сам прямо таки чувствую, как там государевы людишки мёрзли. Пишут, что система отопления все же была. Под полом проложены трубы, по которым подавалась горячая вода. А печки находились вне зданий. Но учитывая допотопность прежних технологий, с большой вероятностью могу утверждать: мёрзли древние китайцы чисто типа конкретно.