Монастырь Белых облаков Байюньгуань (白云观) — один из важнейших даосских монастырей Китая. Монастырь был основан в 741 г. по приказу Танского императора Сюаньцзуна и тогда назывался Тяньчангуань (天长观), то есть Обитель Вечных небес. Храм носит титул Первого храма под Небесами. Сейчас монастырь является одним из Трех патриарших дворов Школы совершенной истины Цюаньчжэндао. Здесь же находится резиденция Всекитайской ассоциации даосизма. Кроме всех этих титулов, Байюньгуань – просто очень классное место.
Находится монастырь на севере Пекина, в районе Сычэн. Ближайшее метро – Muxedi. Вход в монастырь охраняет стена Чжаоби. Она не дает пройти внутрь злым духом, умеющим в соответствии с китайской мифологией ходить только по прямой. Собственно территория монастыря начинается за Вратами духов, сооруженным в 1443 г. виде очень красивой традиционной арки пайлоу (пайфан).
За Вратами духов стоят Горные врата Шаньмэнь. Три их арки символизирую небо, землю и человека. Пройдя через них, человек должен отрешиться от всего мирского перед встречей с миром духовным.
Дальше находится одна из «особенных» вещей монастыря, благодаря которой он легко выделяется среди всех остальных монастырей Пекина. Это небольшой мостик Обитель ветра (Вофэнцяо). Под ним висит огромный диск, сделанный в виде древней китайской монеты с квадратной прорезью в центре. В этой прорези висит колокол, в который можно кидать на счастье специальные круглые металлические монеты.
Я читала, что монеты продают рядом с мостиком. Там действительно стоят два киоска, но оба были закрыты и не подавали никаких признаков жизни. Мы потоптались у моста. Покидать монетки в колокол хотелось, но где их взять? Муж даже почти серьёзно предложил спуститься по металлической лесенке под мост и собрать монеты там. Потом кто-то всё-таки махнул нам в сторону одного из киосков. Как только мы подошли, шторка отползла, окошко открылось и нам за 10 юаней выдал талон, который в соседнем киоске нужно было обменять на монетки. Сложная система в общем. :). Зато потом мы долго смеялись над тем, как по собственной глупости чуть-чуть не «кинули» даосский монастырь на 10 юаней. А сама затея с монетами и колоколом очень азартная.
За мостиком начинаются обычные для любого китайского монастыря постройки, а именно залы божеств, перед которыми установлены курительницы для ароматных палочек и стелы с надписями.
Палочки медленно тлеют в песке, ароматный дым поднимается к небесам, где находит тех, кому предназначены эти зыбкие дары. Потом монахи сгребают огарки палочек в кучу и очищают песок для новых подношений.
Как я писала, Байюньгуань – даосский монастырь. Даосизм – это достаточно сложная, а с точки зрения европейца даже запутанная, система религиозных и философских взглядов, а также духовных практик, составляющих учение о пути вещей (Дао). Дао в самом общем смысле можно определить как некую изначальную, вездесущую, никем не созданную, постоянно движущуюся, одухотворяющую силу, определяющую рождение, бытие и изменение всего сущего.
Уже в начале II в. в даосизме сложилась огромная и строго регламентированная иерархия божеств и демонов, многие из которых имеют собственные канцелярии, наподобие тех, которые существуют у земных чиновников. Верховное божество в даосизме – Нефритовый император или Нефритовый владыка Юйхуандянь. Он правит всем сущим и распоряжается судьбами всех, живущих на Небе и на Земле, включая божеств, демонов и людей. В монастыре Нефритовому владыке посвящен отдельный зал, который был построен в 1438 г. Именно Юйхуандянь выбрал и расставил по порядку 12 животных, по которым стали определять 12-летний цикл традиционного китайского календаря. В монастыре Белых облаков есть стена с изображениями всех этих животных.
Перед залом Нефритового владыки находится зал, который отведен еще одному важному даосскому божеству — краснолицему, трехглазому Ван Лин Гуаню. Он считается Законным богом справедливости и возглавляет небесную канцелярию, отвечающую за уменьшение зла на Небе и Земле, изгнание дьявола и избавление от болезней. Справа от зала Нефритового владыки находится зал Трех небесных правителей — повелителей Неба, Земли и Воды, а слева стоит зал трех Богов богатства, которые помогают в вопросах, связанных с финансовым благополучием и отвечают за процветание бизнеса.
Здесь же, по обе стороны от залов божеств, стоят Колокольная и Барабанная башни. Причем по китайской традиции первая из них должна стоять на западе, а вторая – на востоке. Но в монастыре Белых облаков всё наоборот. Так получилось из-за того, что при династии Мин монастырь перестроили и сдвинули относительно первоначальной оси.
Территория монастыря очень большая. Тут еще много залов, посвященных божествам и различным обожествленным героям и праведникам. Есть залы бога долголетия, бога семейного очага, бога семейного счастья, бога-покровителя года, зал бессмертных фей, отвечающих за любовь, брак и деторождение, зал Древнего закона, в котором проводятся церемонии посвящения, а также совершают обряды и читают каноны и т.д. В общем, суть в том, что каждый может найти божество, которое отвечает именно за его проблему и обратиться к нему с конкретной просьбой.
Например, перед залом небесного правителя Вэнь Чана стоит статуя бога Куйсина, пузо которого трут, чтобы хорошо сдать экзамены и прибавить ума-разума.
Особое место в монастыре занимает зал святого Цю Чуцзи (1148 — 1227 г.). Святой Цю, чье имя в монашестве — Чан-Чуй (Вечная весна) – достаточно знаковая личность для даосизма. Он был алхимиком, поэтом и основал одну из крупнейших даосских школ Учение совершенной истины (Цюаньчжэнь-цзяо). Однако, в первую очередь, он прославился своим путешествием ко двору Чингисхана. В 1218 г. Чингисхан, прознавший о живущем в строгости Чан-Чуне и заинтересованный в эликисрах долголетия, которые, якобы, умели изготавливать даосы, позвал Чан-Чуня к себе. Чан-Чунь отправился в Монголию, ко двору Чингисхан, но то ушел походом на Хорезм, поэтому монах нагнал его только в 1222 г. у Амударьи. Это путешествие Чан-Чунь описал в книге «Записи о путешествии монаха Чанчуня на Запад». В ответ же на требование Великого хана предоставить ему эликсир бессмертия, Чан-Чунь завил, что существуют средства не для бессмертрия, а лишь для продления жизни, и предложил завоевателю половое воздержание, самосовершенствование и приобщение к Дао. Кстати, Чингисхан остался такими советами очень доволен.
По возвращении в Пекин святой Цю обосновался в храме Белых облаков, где и умер 23 июля 1227 г. Позже над его могилой был возведен зал, украшенный панно, повествующим о путешествии святого старца.
Рядом с залом Цю Чаянь-Чуня находится традиционный даосский медицинский центр, в котором ставят диагнозы по пульсу и лечат традиционными средствами. Вообще даосы славятся своими знаниями о способах продления жизни. Связано это с самой даосской философией, которая считая и жизнь, и смерть понятиями относительными, больше внимания уделяет стремлению к бессмертию, чем к достижению рая, то есть делает основной акцент на жизни, а не на смерти. Отсюда и различные практики и способы, способствующие долголетию, например, аскетизм, гимнастика и дыхательные упражнения, укрепляющие тело и приводящие к духовному совершенствованию. А для тех, кому эти способы кажутся слишком сложными и долгими, в монастыре Белых облаков имеется волшебный мул, который лечит от всех болезней.
Также важную роль в даосизме отводят гаданиям и обрядам, защищающим от злых духов. Поэтому у даосских храмов часто можно встретить различных гадателей, предсказателей и прочую колоритную публику.
За залом, перед которым стоит мул, находится стена, украшенная изображениями символов года, о которых я уже писала, а также стена, на которой вырезаны сцены жизненных стадий человека. Именно страдания ждут каждого на жизненном пути. Чтобы достичь счастья, необходимо добиться, чтобы микрокосмос личности растворился в макрокосмосе мирового порядка. Для этого необходимо встать на путь Дао и следовать ему. Всё это достаточно сложно, но есть в даосизме ключевое понятие, которое меня очень подкупает. Это У-вэй — недеяние, отсутствие всякого усилия, отрицание любой деятельности, идущей против естественного порядка и противоречащей созерцательному отношению к жизни. Но У-вэй не есть безделье. Это деятельность, которая нужна и правильна в данный момент. Видимо, примитивно У-вэй можно объяснить как отсутствие суеты и суетности. По-моему многим из нас в жизни как раз У-вэя и не хватает.
Проще всего отрешиться от суеты став отшельником. Именно отшельник-праведник, ведущий аскетичный образ жизни и проводящий время в медитациях, занятиях гимнастикой и прочих практиках, позволяющих добиться слияния с Дао, является идеалом для даоса.
Лучшим местом для такого человека являются уединенные, труднодоступные горы. В такие места удаляются даосские праведники, такое место символизирует и монастырский сад Байюньгуань.
Сад находится в самой удаленной и тихой части монастыря. И если на остальной территории еще можно встретить людей, то здесь нет никого кроме кошек.
В наших монастырских садах яблоньки, да груши. А тут камни.
За садом есть еще несколько очень красивых галерей и больших залов. Здесь же находится специальный помост, на котором проходят церемонии посвящения послушников в монахи.
В одной из галерей утроена выставка картин и каллиграфических текстов с даосскими изречениями.
И «на закуску», совсем уже на помойке, в прямом смысле слова, стоит миниатюрная, но очень изящная пагода.
А кошки, кстати, в монастыре роскошные — толстые и созерцающие, как и положено существам, постигшим Истинный путь, чего они и всем нам желают. В общем, не напрягайтесь, господа, чтобы чего похуже уже произошедшего не наделать.
Адрес монастыря: Пекин, Сычэн, ул. Байюньгуань цзе, 9; 西城区白云观街9号.
Время работы: 8:30-16:30 (1 мая — 7 октября); 8:30-16:00 (8 октября — 30 апреля).
Стоимость билета: 10 юаней. К каждому билету полагается упаковка ароматных палочек.
Проезд: метро Muxidi (Мусиди, 木樨地) (1-я линия), дальше около 15 минут пешком. Также до монастыря ходят автобусы 26, 特19, 80, 695, 717, 特5, 特6 – остановка Байюньгуань 白云观; 3, 19, 42, 46, 662, 691 – остановка Тяньнинсыцяо бэй 天宁寺桥; 78 – остановка Чжэньумяо Саньли 真武庙三里.