Природа, как всем известно, самый лучший художником на свете. Мы лишь копируем созданные ею шедевры. Стенли Хоровиц, современный американский учёный в области энергетики, науки далёкой от изобразительного искусства, однажды говоря о временах года заметил: «Зима — это гравюра, весна — акварель, лето — масляная живопись, а осень — мозаика всех трех».
Осень, если она ещё и Золотая, это вершина изобразительного совершенства, созданного Природой. Может, поэтому так неравнодушны к этому времени года художники, поэты и композиторы, люди творческие, тонко чувствующие красоту и способные на глубокие переживания. Как, впрочем, и деятели науки, и все остальные граждане разных профессий, не разучившиеся удивляться чудным краскам нашего Мира. Теперь все люди, благодаря тем же учёным-изобретателям, имеют возможность самим в той или иной мере почувствовать себя в роли художника, а всё благодаря фотографии, ставшей уже давно одним из видов изобразительного искусства.
О своём опыте копирования «мозаики всех трёх времён года» с помощью фотографии мне бы хотелось здесь рассказать. В предыдущих заметках о Золотой осени в Павловском парке:
Золотая осень в Павловском парке, какой не было 130 лет #1
Золотая осень в Павловском парке, какой не было 130 лет #2
Золотая осень в Павловском парке #3 Летящий Меркурий
Эта сторона повествования была несколько сглажена, не все самые яркие снимки были представлены. Признаюсь, это сделано не умышленно, так открывалась парковая натура в ходе экскурсии. Всё самое яркое и привлекательное она приберегла на заключительный этап.
«Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой…» — Борис Пастернак
Что ж, экскурсия наша подходит к концу, но остался последний заключительный зал, в котором демонстрируются самые лучшие произведения Золотой осени. Надеюсь, фотоаппарат их сильно не испортил. Но если даже такое произойдёт в одном или нескольких случаях, не судите строго мастера за кривой горизонт или баланс белого, ибо то и другое – пустяк, а всё самое главное, как сказал классик, глазами увидеть нельзя, надобно иметь сердце, оно непременно подскажет, где у автора мост, дерево или река.
Здесь у нас Круглый пруд, возникший в 1780-ых годах по указанию архитектора Камерона. Как музейный экспонат имеет запрещающую табличку: «Руками не трогать!», простите, «Купаться запрещено», что очень кстати, учитывая нынешний аномально жаркий октябрь с его рекордной температурой воздуха +18 °C. Что до самой воды, её параметры в тот день не измерялись. От этого места мы проследуем к Висконтиеву мосту.
Своё название он получил от фамилии каменных дел мастера швейцарца Карло Доменико Висконти. Поначалу мост был деревянным, но в конце XVIII века его разобрали и соорудили этот, являющийся одновременно как переправой, так и плотиной, отчего уровень реки Славянка перед мостом несколько выше. В результате образовалась запруда, именуемая также – Висконтиева.
Арочный мост украшен коваными перилами и четырьмя огромными вазами, изготовленными из местного серого известняка. Посетители парка нередко здесь фотографируются, стараясь запечатлеть для себя прекрасное мгновение.
Не менее живописно предстаёт мост и со стороны плотины. Особенно, когда осеннее солнце клонится к горизонту. В такие моменты на водной глади возникают длинные тени. В их расплывчатых контурах чудятся таинственные образы. Иногда видится оскаленная пасть чудовища, пытающегося проглотить реку.
А порой возникает образ Девочки-видение, всем хорошо знакомый по песне Максима Леонидова:
«Я оглянулся посмотpеть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотpеть, не оглянулся ли я…»
Таинственный и загадочный Висконтин мост, нам пора с тобой расставаться. Впереди у нас новые волнующие картины.
Как, например эта – Могучий дуб, растущий на берегу спокойной реки, и пристально вглядывающийся в своё отражение.
Может поэтому каждой осенью, прежде чем сбросить одежды, он покрывается позолотой, ненадолго, лишь на несколько дней, дабы доставить себе удовольствие перед долгой зимой. Спать и видеть во сне своё отражение.
Ну не для рыб же старается дуб-великан и конечно не для посетителей парка. Деревья появились на земле задолго до нас и даже намного ранее.
Однако нам надо спешить, если мы хотим увидеть всё самое яркое ещё до закрытия парка.
На очереди очередной пейзаж. Ну как здесь не задержаться. Разве можно пройти равнодушно мимо? Нет!
Поэтому мы остаёмся. Ненадолго конечно.
Отдохнём пару-другую минуток на травке, что-нибудь перекусим, не забывая оставлять после себя чистоту.
И конечно сделаем несколько фотоснимков на память, как провели выходной день.
Тут же с помощью интернета отправим их близким, родным и знакомым, и обязательно сопроводим надписью: «Павловский парк, 14 октября 2018 года». А вот интересно, как раньше лет так 250 назад выглядела публика, отдыхавшая в парке?
— Ба! Да это же наши старые знакомые (с чёрно-белой фотографии), что повстречались в самом начале экскурсии. Император Павел I и супруга его – Великая Княжна Мария Фёдоровна. Без мобильного телефона и фотоаппарата. Для этих нужд у них имелись художники, работы которых нынче в музеях. Нам же предстоит довольствоваться произведениями общедоступными, не требующих каких-то существенных материальных затрат, не считая конечно входного билета в парк. Но то, согласитесь, сущий пустяк.
Перед нами образец такого искусства – Пиль-башня и одноимённый каменный мост. Всей красоты этих сооружений мы пока видеть не можем, башню скрывают деревья, а мост – берег реки. Надо подойти ближе.
Отсюда уже хорошо различима Пиль-башня. И конечно масса посетителей, что облюбовали данное место для своих посиделок.
А от них, как вы понимаете, в тот осенний и солнечный день нельзя было скрыться, как в песне Раймонда Паулса:
«И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья жёлтые, скажите, что вам снится…»
Те самые массы посетителей в поэтическом образе жёлтых листьев. Возможны и другие аллегории. Автор не оставляет за собой абсолютного права, но приветствует ссылки на его имя.
Впрочем, я несколько отвлёкся от темы, а между тем многим читателям не вполне ясно, откуда взялось название башни – Пиль. Объясняю.
Название пришло от «Пильной мельницы», когда-то располагавшейся здесь на реке. Позже её выкупил местный крестьянин и перевёз в свою деревню, где с большой для себя выгодой пускал брёвна на доски. Так гласит одна из легенд.
По другой, никакого крестьянина не существовало, а башню соорудили исключительно для эстетического удовольствия и как место кратковременной остановки в прогулках по парку, правда, по образу и подобию настоящей водяной мельницы. Её автор ученик Камерона — архитектор Винченцо Бренна.
На башню ведёт винтовая лестница. Наверху имеется крохотная комнатка с камином, зеркалом и полукруглыми диванами обитыми шёлком. Здесь в прежние времена дамы могли отдохнуть, а также поправить свои туалеты – платья, причёски и прочее. Не без помощи слуг, конечно, которые дожидались внизу на первом этаже.
Венчает Пиль-башню, как дань прежней моде, соломенная крыша. Стены первоначально были расписаны итальянским художником-декоратором Пьетро Гонзаго, они придавали башне вид ветхого сооружения. Во время войны Пиль-башня сильно пострадала, но последние реставрации вернули ей прежнее великолепие.
С лестницы открывается замечательный вид на Пильбашенный мост и дорогу, ведущую вглубь парка в Старую Сильвию (Старый лес).
Однако мы не станем туда спешить, ведь самые живописные виды нас ожидают здесь, надо только пройти мост.
Следуя по нему, не скажешь, что он чем-то привлекателен в плане визуального восприятия, однако то обманчивая картина, и если пройти чуть далее…
Например, здесь всё меняется в лучшую сторону. Хочется оставаться на берегу, смотреть на лёгкий арочный мост и разыскивать среди золотых ветвей невесомую Пиль-башню.
А ещё можно спуститься к самой воде и оттуда наслаждаться этим изумительным видом. Природа, бесспорно, самый великий художник на Свете. Мы лишь делаем копии.
Пытаемся запечатлеть миг, который живёт своей независимой от нас жизнью.
Лишь время вправе его изменить, ведь он часть этой материи.
Всё в Мире неповторимо, лист на дереве, капля воды или луч солнца.
Мы уйдём, а они останутся. И так год за годом…
Впрочем, Золотая осень ещё продолжается. А значит, все самые яркие её шедевры доступны для всеобщего обозрения. Праздник продолжается!
И занавес опускать никто не собирается, напротив, Природа только приподнимает его.
Приглашая проследовать в новый зал, коих в парке множество.
Как этих золотых листьев.
Однако всему приходит конец. Временам года и людям.
«Кленовый лист, кленовый лист,
Ты мне среди зимы приснись,
В тот миг приснись, когда пурга
Качает за окном снега…» — пел когда-то замечательный актёр Николай Караченцов.
P.S.
Ещё ранее я хотел закончить заметку этой фотографией с кленовым листом. Чёрная рамка и слова песни появилась уже сейчас, когда пришла печальная весть.
Павловск, октябрь 2018 года
(все фото из личного архива)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
И любимый актёр ушел вместе с уходящим золотом природы...
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: