Собственный садик императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I — самый милый, самый прелестный, самый домашний уголок в Павловском парке. Он похож на дамскую шкатулочку с милыми сердцу вещичками и драгоценностями, которые можно перебирать бесконечно. Так и я сейчас перебираю фотографии, снятые в этом чудесном садике и любуюсь ковром из цветов, мраморными скульптурами, деревьями и кустарниками.
Мы попали в Cобственный садик в утренние часы пригожего сентябрьского дня, было пустынно, только в вдалеке возилась садовница и за нами на расстоянии следовала смотрительница садика.
И нам удалось уловить атмосферу уединения и домашней уютности садика и чуть-чуть понять Марию Федоровну, не как императрицу, а как женщину.
При том не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Она не затевала войн, не убивала своих соперников, не расширяла пространства Российской империи, а выполняла свое женское предназначение — рожала детей, воспитывала, занималась благотворительностью. И на этом поприще очень преуспела — стала матерью десяти детей, из них двое сыновей правили Российской империей, а дочери вышли замуж и достойно представляли Россию в Европе. Марию Федоровну, как и английскую королеву Викторию, можно назвать бабушкой Европы. Ее потомки входят во многие королевские семьи Европы — она является прапрапрапрабабушкой Софии — королевы Испании и принца Уэльского Чарльза, а также прапрапрабабушкой королевы Нидерландов Беатрикс.
Императрица была художественной натурой. В свободное от выполнения императорских обязанностей время она шила, вышивала, рисовала, лепила из воска, вытачивала на собственном токарном станке изделия из янтаря и слоновой кости, и даже занималась гравировкой по металлу и резьбой по камню. Ее работы выставлены сейчас в музеях Санкт-Петербурга. Например, эта камея, изображающая Екатерину II в образе богини Минервы, можно увидеть в Эрмитаже.
Кроме забот о собственной семье Мария Федоровна заботилась и о своих подданых, попавших в беду. После убийства Павла I она фактически и стала настоящей императрицей и одновременно министром двух ведомств — культурного и социального. Сыновья — императоры давали достаточно денег и на строительство дворцов и парков, и на создание богоугодных заведений.
Еще одно увлечение было у императрицы — она очень любила сама подбирать цветы и диковинные растения для Cобственного садика. Конечно до наших дней не дожили те деревья и кустарники, которые по приказанию Марии Федоровны свозились в Павловск со всей Европы, но усилиями сотрудников Павловского музея, садик по-прежнему выглядит привлекательно.
Cадик совсем крошечный (крошечный по меркам императрицы, а не владельцев 6 соток), он примыкает ко дворцу и Мария Федоровна могла любоваться цветами, работая в своем кабинете-фонарике, а устав, выходила из личных комнат, минуя парадный вход.
Собственный садик был создан архитектором Чарльзом Камероном и придворным живописцем Франсуа Виолье одновременно с постройкой дворца и императрица сама принимала активное участие в подборе растений для садика, заказывая редкие растения и луковицы цветов в Европе. Садик проектировался как "сад в парке", посторонние сюда не допускались и здесь хозяева дворца могли свободно отдыхать и работать вдали от посторонних взглядов.
Садик хоть и крошечный, но создатели умудрились разделить его на три части, которые гармонично дополняют друг друга: Первая часть — "Голландский сад" — пышный, роскошный ковер ярких низких цветов.
Разноцветный коврик из цветков календулы. Всегда думала, что она только желтого цвета.
Рядом дружно соседствуют и царственная роза, и простенькая календула, и деревенская ромашка.
Вторая часть — "Ботанический сад" — та часть садика, где во времена императрицы были собраны самые редкие кустарники и цветы, привезенные из разных частей мира. К сожалению в суровые русские зимы "заморские красавицы" не прижились и пришлось их заменить на местные, не такие роскошные, как на юге, но милые русскому сердцу акацию, боярышник, шиповник.
Я не большой специалист по ботанике, поэтому сижу и гадаю, что это за сорт яблони.
А вот этот цветок я узнаю — фуксия.
И наконец, третья часть — "Французский сад" - имеющий регулярную планировку, засажен невысокими деревьями и кустарниками.
Но как может быть садик императрицы и без скульптур — проходим по центральной аллее и любумся павильоном Трех граций. В этом павильоне Мария Федоровна встречала своего сына Александра I после побед над Наполеоном в 1814 году.
Сам павильон создан архитектором Камероном — это последнее его творение в Павловске, а в центре его расположена скульптура Триола — Три Грации, которую подарил матушке Александр I на день рождения.
Садик так увлек нас, что мы бегали по нему по кругу и снова и снова фотографировали цветы, кустарники, деревья — с солнцем и без солнца.
Но надо уходить и мы присели на скамейку у выхода и напоследок окинули его взглядом, чтобы надолго задержать его в памяти.
Спасибо Турбине, если бы не подготовка этой заметки, у меня так бы и осталось представление об императрице Марие Федоровне по фильму "Бедный, бедный Павел". Пришлось порыться в интернете и мне открылась совершенно новая информация об этой далекой эпохе и о людях, живших в то время. Хотела написать заметку только о садике, а получился рассказ и об еще одной замечательной женщине, которой баснописец Крылов (его трудно заподозрить в любви к царизму) посвятил басню "Василек", назвав ее солнышком, под лучами которого ожил василек — так в басне Крылов изобразил себя:
О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан!
Вы с солнца моего пример себе берите!
Смотрите:
Куда лишь луч его достанет, там оно
Былинке ль, кедру ли — благотволит равно.
И радость по себе и счастье оставляет.
Напоследок, советую вам не ждать от садика какой-то роскошной красоты, но желаю прикоснуться к кусочку российской истории, которую нам, учившимся в советской школе еще изучать и изучать.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.