• Композиция в Золотом Треугольнике.
  • Девочка народности Карены Падонг.
  • Здесь расписывают зонтики, сумочки, шорты, майки и т.п.
  • Без комментариев.
  • Чианг Май. Храм Пра Дой Сутхеп.
  • Композиция в Золотом Треугольнике.
  • Женщина народности Карены Падонг.
  • Храм Wat Rong Kun.
  • Народность Карены длинноухие.
  • Народность Aka.
  • Этническая деревня народностей Карены Падонг, Aka, Яо.
  • Стакан готов к запуску.
  • Юный монах-таец.
  • Сталактиты, сталагмиты и сталагматы в пещере Там Лот.
  • Мае Хонг Сон. Храм Ват Кам Ко.
  • Отель в Мае Хонг Сон.
  • Мае Хонг Сон. Храм Ват Чонг Кам.
  • Мае Хонг Сон. Храм Ват Чонг Кланг.
  • Пещера с рыбами в лесном парке Там Пла.
  • Речка Нам Ланг в пещере Там Лот.
  • В деревне народности Лаху.
  • Деревня Хуай Сие Тао народности Карены Падонг вблизи Мае Хонг Сон.
  • Отель Пай Бан Тай в г.Пай.
  • Национальный парк Хуай Нам Данг в районе г.Пай.
  • Орхидеи в саду вблизи Чианг Мая.
  • Здесь делают чиангмайские зонтики.
  • Китайская деревня в г.Пай.
  • В деревне Tiger Kinder на окраине Чианг Мая.
  • Чианг Май. Храм Ват Суандок.
  • Чианг Май. Храм Ват Суандок.
  • Чианг Май. Город Вианг Кум Кам.
  • Чианг Май. Храм Вианг Кум Кам.
  • Национальный парк Дои Интханон. Одна из двух пагод.
  • Национальный парк Дои Интханон. Две  пагоды.Ландшафтный дизайн.
  • Национальный парк Дои Интханон. Две  пагоды.
  • Национальный парк Дои Интханон. Храм в честь местного просветленного монаха.
  • Национальный парк Дои Интханон. Храм в честь местного просветленного монаха.
  • Деревня народности Лису в окрестностях г.Пай.
  • Интерьер жилища Лису.
  • Мифическое существо Якшас — охраняет вход в пещеру Tubtao Cave.
  • Велорикша в г.Питсанулок.
  • Вечерний Питсанулок.
  • г.Питсанулок. Будда Пхра Будда Чинарет в храме Пхра Си Раттана Махатхат.
  • г.Питсанулок. Храм Пхра Си Раттана Махатхат.
  • г.Питсанулок. Храм Пхра Си Раттана Махатхат.
  • г.Питсанулок. Храм Пхра Си Раттана Махатхат.
  • г.Сукотай. Храм Ват Махатхат.
  • г.Сукотай. Храм Ват Махатхат.
  • г.Сукотай. Храм Ват Си Савай.
  • г.Сукотай. Храм Ват Си Чум и Будда Пхра Ачан.
  • г.Сукотай. Храм Ват Си Чум и Будда Пхра Ачан.
  • г.Сукотай. Храм Ват Си Чум и Будда Пхра Ачан.
  • г. Си Ситчиналай. Храм Ват Чанг Лом.
  • г.Си Ситчиналай. Храм Ват Тедитеттхэу.
  • Ресторан на окраине г.Лампун.
  • Гора Дой Чианг Дао.
  • Когда то здесь были джунгли. Окрестности деревни Каренов.
  • Дети народности Каренов.
  • Дети народности Лису.
  • г. Лампанг. Храм Wat Phra Keo Don Tao. Юные монахи.
  • Священные змеи Нага охраняют вход в пещеру Tubtao Cave.
  • Алтарь в  пещере Tubtao Cave.
  • Храм  в пещере Tubtao Cave.
  • Выездная кухня — макашница в Чианг Мае.
  • г.Лампун. Храм Phra That Hariphunchi.
  • г.Питсанулок. Храм Пхра Си Раттана Махатхат.
  • Мама с малышкой. Ему 3 года.
  • г.Лампанг. Храм Wat Lampang Luang.
  • г.Лампанг. Храм Wat Phra Keo Don Tao.
...
0
Деревня народности Лису в окрестностях г.Пай. Паттайя, Таиланд
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Деревня народности Лису в окрестностях г.Пай.

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Паттайя

    Паттайя

    LAT
  • 12.93229N, 100.89294E
  • Я здесь был
    Было: 467
    Хочу посетить
    3957

    354 материалa по 108 объектам,  6 075 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Irika 390
    DK1974 191
     
    4
    Stas1935
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 окт 2011

    Таиланд. Дорога на Север. Часть первая.

     
    9 февраля 2012 года|| 14| 105284

    Это моя четвертая поездка на Север Таиланда. В 2005 году я купил в офисе Русского Информационного Агентства «Инфосервис» в Паттайе красочно иллюстрированный фотоальбом «Таиланд. Дорога на Север». Я был поражен фотографиями с описанием удивительно экзотических и красивых мест и объектов Северного Таиланда. Обложку фотоальбома украшала фотография женщины с кольцами на шее. Глядя на эту фотографию, я вспомнил статью в одном из журналов, которую читал много-много лет назад, о длинношеих женщинах. И вот, оказывается, они существуют в реальности и их можно увидеть воочию, здесь, совершив поездку на Север страны.
    На следующий год я поставил для себя главной задачей съездить к этим экзотическим женщинам. Но в 2006 году совершить такую поездку было практически невозможно — ни один российский туроператор в Паттайе не имел в своем активе экскурсий на Север Таиланда, так как это направление было не востребовано российскими туристами. Пришлось приложить максимум усилий, чтобы реализовать свою идею. Мои знакомые в Паттайе нашли русского гида, который знал Север и был согласен осуществить эту поездку, но кроме нас с женой, желающих поехать туда не находилось. Наконец нам повезло – нашлось еще трое таких же одержимых, как и я. Этому предшествовала анекдотическая ситуация – с просьбой организовать нам экскурсию на Север я обратился в три разные русские «конторы» в Паттайе. Через пару дней мне сказали, что есть 6 человек, которые хотят поехать на Север. Оказалось, что эти 6 человек — это мы с женой.
    Трехдневная поездка с перелетом в Чинг Май и обратно обошлась нам по 400 долларов с носа. Наш гид Костя Погодин составил очень интересную программу, в которую вошли храмы Чианг Мая и Чианг Рая, Деревня слонов, деревня народных промыслов, деревня национальных меньшинств Севера Таиланда, прогулка по Меконгу и посещение рынка в Лаосе, безвизовый переход в Бирму и посещение удивительно красивой пагоды в бирманском стиле, и многое, многое другое.
    Наконец-то я воочию увидел этих загадочных и экзотических длинношеих женщин народности Карены Падонг. Медные спиралевидные кольца удлиняют их шеи до 25 сантиметров и придают женщинам своеобразный шарм. Если раньше кольца на шее женщины защищали ее от нападения тигров ( самое распространенное объяснение природы этого обычая ), то сейчас женщин «окольцовывают» исключительно из меркантильных соображений – на них можно зарабатывать деньги! Это была этническая деревня Union Of Hilltrihe Villages Ftv. Adventure, расположенная недалеко от г. Чианг Рай. Здесь проживают народности Карены Падонг, Акка, Яо. Позже мне довелось побывать еще в трех деревнях, но эта оставила самое сильное впечатление.
    Деревня слонов Таенг Дао, куда нас привез Костя, располагается в джунглях на берегу небольшой речки, и после стандартного для каждой Деревни слонов представления, их подвели к помосту, где стояли туристы, и каждый мог их погладить, покормить бананами. А потом слонов повели купаться. Надо было видеть, с каким удовольствием они плюхались в воде и позволяли тайцам мыть себя щетками и скребками. Особенно активно резвились в воде малыши.
    В окрестностях Чианг Мая находится местечко Кампен, где располагаются мастерские по изготовлению знаменитых чиангмайских зонтиков. Мы побывали в одной из таких мастерских – помимо посещения магазина с чудесными изделиями тайских мастеров из дерева, металла, камня и бумаги, здесь за небольшую плату в 100 бат художник может нанести специальными красками любой рисунок на любую поверхность. Моя жена позволила расписать свою сумочку, а мне выполнили рисунок ( слоны, пальмы ) на шортах. О том, что эта краска не простая говорит тот факт, что шорты я ношу до сих пор, они неоднократно подвергались стирке, а рисунок и яркость красок остались практически такими же, как и 6 лет назад.
    И еще один объект, который поразил меня своим архитектурным дизайном – храм Wat Rong Kun, что находится в 20 км. от Чианг Рая. Строительство храма было начато в 1997 году и продолжается до сих пор. Его автором и исполнителем является известный в Таиланде художник г-н Chalermchai Kositpipat, Это не просто необыкновенно красивый белоснежный храм — это целая система космогонического мировоззрения, выраженная в архитектурных элементах храма.
    Познать за одну поездку все красоты и чудеса этой огромной области страны невозможно, поэтому я решил побывать здесь еще раз, и в 2009 году я воспользовался услугами тайского туроператора Siam Cat Travel. Мистер Супакит, хозяин фирмы, предложил интересную программу поездки в провинцию Мае Хонг Сон. Еще несколько лет назад сюда можно было попасть или самолетом, или на авто по необыкновенно трудным горным дорогам. Это ограничивало поток путешественников, и сюда приезжали только продвинутые туристы. Времена поменялись. Сейчас из Чианг Мая в Мае Хонг Сон проложены современные автомагистрали, и время в пути на автомашине занимает от 6 до 8 часов.
    Как и в прошлый раз, в Чианг Май мы летели самолетом из Бангкока, но сейчас группа состояла из двух человек – меня и моей жены, а сопровождал нас русскоговорящий тайский гид Миша. В Чианг Мае мы пересели на Тойоту и в течении трех дней колесили по провинции Мае Хонг Сон. Это самая гористая часть Таиланда, граничащая на севере и западе с Бирмой. В здешних, практически не тронутых цивилизацией джунглях, реально встретить диких слонов.
    Буддистские храмы в стиле культуры Шань, пещеры со сталактитами, сталагмитами и сталагматами, горячие источники, водопады, деревня длинношеих женщин в джунглях провинции, красивые и ухоженные Национальные парки произвели на нас неизгладимое впечатление. В городе Пай, что расположен в чудесной долине, мы были свидетелями и участниками церемонии Йи Пенг – запуска огненных «стаканов». «Стаканы» делают из специальной очень тонкой бумаги, а внутри помещают горящую свечу и за счет теплого воздуха эти сооружения взмывают вверх и уносятся на большую высоту. Тайцы верят, что вместе с этим «стаканом» вверх улетают все сомнения и проблемы. Такие церемонии проводятся и в Центральном Таиланде, но все – таки лучше это сделать именно здесь – в Пае или Чианг Мае.
    Путешествие обошлось нам в $ 1200. Сюда вошел трансферт из Паттайи в Бангкок ( и обратно ) на автомашине Тойота, авиаперелет Бангкок — Чианг Май и обратно, питание, отели, входные билеты в Национальные парки, а также аренда автомашины и зарплата нашего гида. То есть поездка была по принципу «все включено».
    Откровенно говоря, были некоторые опасения за свою безопасность, так как мы полностью доверили свою судьбу незнакомым людям в чужой стране, да еще в отдалении от русской диаспоры Таиланда, да еще при полном незнании нами английского языка. Но все прошло прекрасно. Доброжелательные и предупредительные гид и водитель ни разу не дали нам повода усомниться в их порядочности, поэтому на следующий год я без колебаний и опасений отправился на Север с новым гидом. Его звали Том, и мне его порекомендовал Миша. Жена решила взять тайм-аут, и я поехал один.
    В этот раз я решил реализовать собственную программу поездки на Север, а так как Siam Cat Travel настаивала на своей программе и она меня не устраивала, пришлось прибегнуть к услугам частного гида. У Тома была собственная Тойота, на которой мы и совершили с ним 5-ти дневную поездку из Паттайи в Чианг Май и его окрестности, а так же в г.Пай.
    Чианг Май – это город в 700-х километрах от Бангкока с населением около 700 тысяч человек. Его называют северной столицей Таиланда. И если Бангкок – столица административная, Чианг Май – культурная, типа нашего С.-Петербурга. А еще Чианг Май – это столица древнего королевства Ланна, которое существовало как самостоятельное государство до ХХ века, после чего вошло в состав нынешнего Таиланда.
    Перед поездкой в Таиланд я много времени провел в Интернете, в результате чего и сформировалась нынешняя программа.
    В пригороде Чианг Мая находится древний город Wiang Kum Kam, который и дал начало современному Чианг Маю. Собственно города, как такового, нет, остались только фундаменты древних культовых сооружений и здание храма, который носит то же название, что и город.
    Среди десятка храмов, расположенных на территории Чианг Мая, меня заинтересовал храм Wat Suandok ( Храм Цветочного Сада ), построенный в XIV на территории королевского сада. Здесь находится большое кладбище, где под белокаменными ступами покоится прах особ королевской семьи королевства Ланна, а также под одной из ступ находятся святые реликвии Будды. Вихарн храма представляет собой огромное здание с двухскатной крышей, внутри которого установлено несколько сотен кресел. Алтарь вихарна венчает одна из самых больших бронзовых статуй Будды в Тайланде. Его имя Будда Чиангсен. Wat Suandok не только храм, но и буддистский Университет в Чианг Мае. Этим и объясняется наличие множества кресел в вихарне – здесь проходят занятия со студентами – теологами.
    В Чианг Мае я посетил ночное сафари Chiang Mai Night Safari, этническую деревню Каренов Падонг, деревню Tiger Kinder, где можно запросто пообниматься с тигром, погладить его, то есть допускается прямой контакт с этими хищниками, правда под наблюдением волонтера или служителя –тайца. Особого страха я перед тиграми не испытывал, так как подобное общение с ними три года назад в провинции Канчанабури закончилось благополучно. Но, тем не менее…!
    Из Чианг Мая мы с Томом съездили в Национальный парк Дои Интханон, расположенный в 60 километрах от города. Парк славится не только своими водопадами, горными деревнями народностей Севера, чудесной природой, но и, самое главное — двумя необыкновенно красивыми пагодами своеобразной архитектуры, а прекрасный ландшафтный дизайн дополняет красоту пагод. Это место в парке так и называется: «Две пагоды». Одна из них ( Phra Mahathat Methanidon ) была построена в 1987 г. в честь 60-летия его Величества Короля Рамы IX, а вторая (Phra Mahatat Nopohon Phumisiri ) — в 1992 г. в честь 60-летия ее Величества Королевы.
    На следующий день мы направились в г. Пай, но по пути туда заехали в деревню слонов Mae Ping Elefant Village — катались на слонах по джунглями и сплавлялись по реке Мэ Пинг на бамбуковых плотах. Небольшая речка со спокойным течением в течение часа несла наш плот среди берегов, поросших бамбуком, лианами и гигантскими деревьями.
    Среди 27000 буддистских храмов Таиланда немалое их количество расположено в пещерах. Два самых больших пещерных храма на Севере страны находятся в провинции Чианг Май. Это храмы в пещерах Tubtao Cave и Chiang Dao Cave, и главной целью поездки этого дня было посещение храма в первой пещере. В названном в начале статьи фотоальбоме есть его фотографии, и они меня заворожили. Так захотелось посмотреть на всю эту красоту и экзотику. Увы, Том привез меня к пещерам в горном массиве Doi Chiang Dao. То ли он не знал где находится нужный мне храм, то ли не захотел ( что вероятнее всего ) ехать лишние 50 километров, но факт остается фактом. Справедливости ради хочу сказать, что это то же необыкновенно экзотический храм, что и примирило меня с ним.
    Протяженность пещеры 360 м., и внутри ее находятся алтари Будды и просветленных монахов, скульптуры мифических животных, змей Нага, демонических существ Якшас, а на территории, перед входом в пещеру, в джунглевых зарослях стоят несколько древних ступ, расположено озеро с рыбами и местный вихарн.
    В город Пай мы прибыли уже поздно вечером и остановились в комфортном бунгало на окраине города. Долина Пай, где расположен город, известна далеко за пределами Таиланда как место для медитаций и релаксаций. Ее называют «волшебной» долиной, «кусочком Рая» на Земле. Долину Пай облюбовали для своего отдыха бэг бейкеры, хиппи и музыканты. В основном молодые люди.
    На следующий день Том свозил меня на горячие источники ( их в Таиланде великое множество ), в Китайскую деревню, в деревню «белых» Каренов, в храм, построенный в честь Короля Наресуана Великого. Он почитается тайцами за то, что в 16 веке освободил Сиам от вассальной зависимости от Бирмы, а впоследствии вторгся со своими войсками в Камбоджу и навсегда устранил угрозу нападения Камбоджи на Сиам.
    Северный Таиланд характерен не только девственными джунглями, но и тем, что здесь проживают горные племена тибетско-бирманской группы: моны, лису, карены ( в том числе Падонг ), акха, мео, лаху, шаны, яо. И главной фишкой этого дня была поездка в горные деревни народностей Севера Лису и Лаху.
    Туристов туда не возят, и поэтому можно было посмотреть реальные деревни этих народностей. 25 километров в сторону от автомагистрали были проселочной, в худшем смысле этого слова, дорогой в джунглях. Я не мог себе представить, как можно по ней передвигаться в сезон дождей! Перед въездом в первую деревню – полицейский пост. Для Таиланда, в отличие от России, полиция на дороге – это нонсенс! Мое недоумение по этому поводу развеял Том. Оказывается, что в 20 км отсюда проходит граница с Бирмой, откуда в деревни попадает наркотик. Жителей деревень за его употребление не наказывают, но дальше путь наркотику прегражден этим постом полиции.
    Примитивные дома на сваях, куры, свиньи, отсутствие канализации, света, газа, водопровода – вот неполный перечень «благ» таких деревень. Занимаются сельским хозяйством – выращивают картофель, кукурузу, фрукты. А еще они варят необыкновенно вкусную самогонку! Но живут в основном на королевскую дотацию. Их дом ( обязательно на высоких сваях ) – это комната с очагом ( обыкновенный костер ) для обогрева в ночное время и для приготовления пищи, циновки на полу и полное отсутствие какой-либо мебели. Но при всем при том их дети обязаны учиться в школах. Как в бывшем СССР – полная ликвидация безграмотности.
    На обратном пути в Паттайю Том завез меня на пару часов в город Кампхэнгпхет, расположенный вблизи Суккотая. где я побродил по руинам древнего храма Ват Боромотхат. Здесь прекрасно сохранились две ступы, скульптурное изображение лежащего Будды, остатки многочисленных культовых сооружений храма.
    Я остался очень доволен этой поездкой, так как удалось посмотреть много интересных и экзотических, объектов, набраться впечатлений, и зарядиться положительными эмоциями.
    Гиду ( и по совместительству водителю авто ) Тому я заплатил $1000, плюс к этому мои расходы составили около $200 — отели, питание, входные билеты в деревни и национальные парки. Так, например, за слонов и сплав на плотах я заплатил 1000 бат, тигры мне обошлись в 1400 бат ( столько стоит посещение 4 вольеров с тиграми в течение получаса ), за посещение деревни Каренов в Чианг Мае с меня взяли 500 бат. Кстати, это первая этническая деревня, за вход в которую пришлось платить. Входной билет в Две пагоды стоил 30 бат, а в храм Ват Боромотхат — 100 бат.
    Необыкновенно интересной с точки зрения истории и храмовой архитектуры является область страны, которую называют Сукотай. Это древняя столица первого тайского государства Сукотай ( королевство Аютайя и Таиланд появились позже ). Столь же интересными являются города-спутники Сукотая — Питсанулок, Кампхэнгпхет, Си Ситчиналай, Лампанг. Эта область расположена между Бангкоком и Чианг Маем, ближе к последнему. Королевство Сукотай возникло в XIII веке на территории, принадлежащей в те времена кхмерам, поэтому здесь сохранились кхмерские храмы, а так как на эту территорию распространялось влияние и Бирмы, то здесь можно увидеть храмы, построенные в бирманском стиле. Многие из них прекрасно сохранились, и все они имеют статус национальных памятников культуры.
    Как и в случае с Северным Таиландом, посылом для посещения Сукотая явился все тот же фотоальбом «Таиланд. Дорога на Север». Чудесные фотографии храмов Сукотая и его городов — спутников манили меня несколько лет. Но если дорога на Север страны была «открыта» российскими туроператорами уже в 2010 году, то Сукотай по прежнему остается страной «терра инкогнито» для российских туристов. До настоящего времени в эту область нет никаких предложений. Реально поехать с тайским туроператором, но обслуживать вас будет англоговорящий таец. Можно через российского туроператора заказать индивидуальный тур, но в этом случае придется оплачивать не только тайского гида и водителя, но и русского гида, и поездка обойдется примерно в два раза дороже того, что я платил Тому.
    Поэтому в декабре 2010 года я снова прибег к помощи Тома. В программу этого вояжа были включены все вышеназванные города, а так же Чианг Май, откуда я запланировал поездку в пещеру Tubtao Cave, чтобы все-таки посмотреть пещерный храм.
    23 декабря 2010 г. Том забрал нас с женой из нашего Джомтьен Кондо, и мы отправились в пятидневное путешествие в экзотическую «страну» Сукотай. В пригороде Бангкока Том взял вторым водителем своего брата, и мы направились в первый город — Питсанулок. Его изюминкой является храм Пхра Си Раттана Махатхат ( Wat Phra Si Rattana Maha That ), где установлена одна из святынь Таиланда — скульптура Пхра Будда Чинарат ( Phra Budda Chinarat ). На территории этого храмового комплекса прекрасно сохранилась пагода в кхмерском стиле, вихарн в честь местного просветленного монаха, древняя скульптура Будды и несколько ступ очень почтенного возраста. Здесь можно попытаться исцелить себя – для этого надо купить пакетик с сусальным золотом и наклеить листочки этого золота на те части скульптуры Будды, которые являются проблемными в вашем организме. Ни один из тайцев при посещении храма не пройдет мимо этого жизненно важного для него ритуала. Значит – помогает!
    Здесь была наша первая ночевка, и вечером Том организовал нам прогулку по городу на свето-цвето-музыкальном велорикше. Такое можно увидеть и ощутить только в Питсанулоке. Было непривычно ехать в тележке, которую везет пожилой человек, но он нам сам ( через Тома ) предложил свои услуги за 600 бат.
    Выглядела эта велотележка весьма красочно, а когда мы тронулись, зажглись лампочки, заиграла музыка, а над нашими головами закрутился вентилятор. В общем, это была чудесная экзотическая прогулка по вечернему городу с заездом в ресторан с тайским театром.
    На следующий день мы выехали в Сукотай – центральную часть программы. В наше время существует два Сукотая: древний и современный. Меня интересовал древний Сукотай, на территории которого находится 38 храмов, построенных в XIII веке. Из них наиболее значимыми являются храмы Ват Махатхат ( Wat Mahathat ), Ват Си Савай ( Wat Si Sawai ) , Ват Си Чум ( Wat Si Chum ), Wat Saparam и Wat Traphang Ngoen.
    Храм Ват Махатхат – чудо тайского архитектурного зодчества. Во времена королевства Сукотай это был главный храмовый комплекс столицы. До наших дней сохранились в прекрасном состоянии десятки скульптур Будды, фрагменты древних храмовых сооружений – колонны, фундаменты и другие элементы храма Ват Махатхат.
    Недалеко от него находится храм Ват Си Савай. Это чисто кхмерский храм, для которого характерна не только архитектура, но и композиция – три пранга. Впервые композиция кхмерского храма из трех прангов появилась в нынешней области И-Сан. Это храм Прасат Хин Пхимай. По его подобию был создан всемирно известный храм Ангкорват в Камбодже. Подобный храм можно увидеть и при посещении города Лопбури.
    Храм Ват Си Чум широко известен в Таиланде благодаря скульптуре Будды, который носит имя Будда Пхра Ачан. Он изображен в позе «призывающий Землю в свидетели». Расстояние между коленями Будды 17 метров, а его высота составляет 32 метра. Это далеко не самая большая скульптура Будды. В Nakhon Pathom в провинции Канчанабури находится гигантская статуя Будды, высотой 130 метров. Считается, что это самая высокая статуя Будды в мире.
    Уже по дороге в Сукотай у Тома возникли проблемы с автомашиной. Пока мы осматривали храмы, он попытался отремонтировать автомашину, но это не удалось сделать, и мы поехали дальше, в Си Ситчиналай. Здесь мы посмотрели храмы Ват Чанг Лом (ступа, окруженная слонами ) и Wat Chedi Chet Thaeo ( храм с несколькими десятками ступ ), которые прекрасно сохранились и представляли определенный интерес. После Си Ситчиналая Тому пришлось останавливаться довольно часто и доливать воду в радиатор своей Тойоты. Машину он, конечно, угробил, что выяснилось по приезду в Лампанг.
    По программе мы должны были осмотреть храмы в этом городе, затем в Лампуне, и выехать для ночевки в Чианг Май. Том со станции техобслуживания звонил и успокаивал нас тем, что через час машину отремонтируют, и мы поедем осматривать храмы. Но час шел за часом, а ни Тома, ни машины не было. Пришлось заночевать в Лампанге. Утро следующего дня нас так же не порадовало – не было ни Тома, ни машины. Можно себе представить наше состояние — на тысячу километров в любую сторону нет ни одного русского, нет гида, нет машины, причем по просьбе Тома я перед этим полностью оплатил ему всю оговоренную сумму.
    Я не хотел этого делать, но надо знать тайца, когда идет речь о деньгах. Он пал передо мной на колени и умолял расплатиться с ним не в конце поездки, а сейчас. Глядя на эту позу и его умиляющую физиономию, было трудно отказать, тем более, что в прошлый раз предварительная оплата не принесла мне никаких проблем.
    В средине дня Том все-таки появился и предложил нам еще раз переночевать в Лампанге, так как машина не была готова, и даже взялся оплатить нам отель за эту ночь. Меня этот вариант не устраивал, и я сказал, что мы должны продолжить свою программу и заночевать в Чианг Мае, чтобы оттуда выехать в пещеру Tubtao Cave.
    Несколько лет назад Том жил и работал в Чианг Мае, и у него остались здесь друзья. Один из них уже ближе к вечеру повез нас в Чианг Май. Но Судьба решила устроить нам еще один сюрприз – на выезде из города Лампун полетела передняя подвеска древнего джипа, на котором мы ехали. Левое переднее колесо «легло» на дорогу, что привело Тома в состояние непонятного для меня веселья. Глядя на скокуженную машину своего друга, он хохотал, что называется, до упада. Он не злобствовал – ему было просто смешно! Уже позже я понял, что это было проявлением тайского менталитета – не надо ничего принимать близко к сердцу!
    Том еще раз воспользовался своими связями, и через полчаса к нам подъехал другой джип, на котором мы доехали наконец-то до Чианг Мая.
    На следующий день мы отправились к пещере Tubtao Cave. В порядке компенсации доставленных нам неудобств, Том по пути к пещере сделал большой крюк и по проселочной дороге завез нас в горную деревню Каренов. Деревня не туристическая, поэтому Карены живут здесь в естественных для них условиях. Нет лавок, где туристам продают всевозможные сувениры, нет ряженых в национальную одежду жителей деревни, что характерно для «туристических» деревень. Нет никаких благ цивилизации, в том числе магазина или торговой палатки.
    Все дома в деревне на сваях, крытые или древесной щепой или банановыми листьями. Когда-то вокруг деревни стояли заросли джунглей, а сейчас склон горы покрыт банановой травой, небольшими рощами папайи и других местных фруктов. Джунгли вырубили на дрова! При выезде из деревни мы встретили группу детей Каренов. Они с удовольствием приняли от нас угощение, которое мы купили заранее по рекомендации Тома. Чуть дальше мы увидели небольшую группу детей народности Лису ( где-то здесь находилась их деревня ) и отдали им остатки угощения.
    Пещера Tubtao Cave. Здесь собственно две пещеры, и первая из них потребовала от нас с женой спелеологических навыков. При свете газового фонаря проводника мы пробирались через узкие лазы, поднимались и спускались по каменным валунам и деревянным лестницам. Вход в эту пещеру охраняли священные змеи Нага, а внутри встречались небольшие алтари с фигурами Будды и святых монахов. Конец пещеры венчали несколько небольших древних ступ и скульптура Будды
    Вторая пещера оказалась огромной нишей, в которой и располагался главный пещерный храм с лежащим Буддой, а также несколько алтарей и скульптурные изображения Будды в разных позах. Вход в нее охраняется мифическим существом Якшас.
    Пещерные храмы создаются в священных для местных тайцев местах. Они могут быть связаны с конкретными монахами, которые жили здесь, в результате медитаций достигли просветления и могли творить чудеса. Эти храмы почитаются тайцами и, в зависимости от уровня чудодейственности такого монаха, могут приобретать известность далеко за пределами данной местности.
    На следующий день мы на том же самом джипе двинулись в обратный путь. Нам надо было посмотреть храмы Лампуна, Лампанга и заехать в деревню слонов, расположенную между этими городами. В Лампуне находится необыкновенно красивый храм Wat Phra That Hariphunchai, который считается классическим образцом храмовой архитектуры Севера Таиланда.
    Жемчужиной Лампанга является храм Wat Lampang Luang. Он характерен чистотой архитектурного стиля и богатым декором. Второй храм, привлекающий внимание туристов — это Wat Phra Keo Dоn Tao, построенный в чисто бирманском стиле. Золотая пагода на белоснежном квадратном основании и рядом вихарн с многоярусной крышей и буддистским алтарем являются как бы частичкой знаменитой пагоды Шведегон в Янгоне, столице Мьянмы. В недалеком прошлом это был Рангун, а государство называлось Бирма.
    В Лампанге мы должны были пересесть на машину Тома, но оказалось, что она не готова. Том купил нам билеты на автобус и вместе с нами поехал в Бангкок. Здесь он заказал такси, на котором мы и приехали в 4 часа ночи в Паттайю. Том оказался порядочным человеком, после чего я еще больше зауважал тайцев.
    Помимо удивительно красивых храмов, которые нам удалось посмотреть, я сделал для себя открытие – оказывается, что настоящая тайская кухня необыкновенно вкусная и очень дешевая. Не зря она по своим вкусовым качествам высоко ценится во многих странах мира. То, что предлагают туристам на завтрак в отеле или на шведских столах во время экскурсий вызывает только отвращение к тайской кухне. Эта пища, как правило, острая, отвратительная на вкус и имеет неприятный запах. Она сформировала у нас с женой отрицательное отношение к тайской кухне, и мы в первые два приезда в Таиланд питались или в русских ресторанах, или в ресторанах с японской и европейской кухней, которых в Паттайе немерено. Стоит это питание в несколько раз дороже, чем тайская пища.
    Тайские блюда имеют в своем составе необыкновенные ингредиенты, которые не только придают им своеобразный вкус, но и обладают определенными лечебными свойствами. Так, например, набор ингредиентов в знаменитом супе Том Ям приводит к резкому увеличению антиоксидантов в его составе и обладает антираковыми свойствами.
    У тайцев высокая продолжительность жизни, они меньше подвержены болезням века – онкология, инфаркты, инсульты, язвы желудочно-кишечного тракта и т.п., и выглядят настолько молодо, что трудно поверить, что этому тайцу ( или тайке ) не 30, а все 50 лет. Это, в частности, следствие экологически чистой пищи с присущими тайской кухне ингредиентами и способами ее приготовления. Например, и в ресторанах и в макашницах пищу готовят после получения вашего заказа, на ваших глазах. Здесь абсолютно исключено получить какое-то блюдо, которое было приготовлено вчера и осталось на сегодня!
    В 2009 году в Паттайе открылся торговый центр «Фестивальный», расположенный на улице Пляжная. На первом этаже находится огромный Фудмарт. Он превратился в любимый россиянами пункт питания. Блюда здесь стоят не дорого, без специй ( по вашей просьбе ), готовятся на ваших глазах, оперативно, без очередей. Очень удобно. Есть и российские блюда. Нам с женой понравился этот пункт питания, но после того, что я ел на Севере Таиланда, я разочаровался в тайской кухне «Фестивального».
    Тайцы любят поесть, причем у них не принято кушать в одиночку. Надо чтобы была компания, и чтобы принятие пищи сопровождалось беседами, разговорами. Здесь общение и принятие пищи равнозначны. Заказывается несколько разных блюд, каждое в одном экземпляре, и все эти блюда приносятся сразу ( нет первого, второго, дессерта и т.п. ). Согласно тайского этикета, понемногу кушается от каждого блюда, кому что нравится. Хлеба, как правило, не бывает и его заменяет рис. Очень часто на бульваре Пляжной улицы можно наблюдать группы тайцев, которые располагаются на земле на циновках или ковриках и образуют «пикники на обочине». На Джомтьене такие компании оккупируют пляжи после того, как с них перед заходом солнца уходят фаранги.
    В первую поездку с Томом я питался первые два дня супом Том Ям. Суп необыкновенно вкусный, питательный. Огромная миска супа стоит 50 бат и 10 бат стоит порция риса. Этого вполне хватает, чтобы насытиться. За одним столом со мной сидели и обедали Том со своим братом. Они заказывали какие-то непонятные блюда с курицей, с разными травами и корешками. Им приносили не менее 5-6 разных блюд. Я решил попробовать то, что они едят, и напросился в их компанию. Мне эти блюда так понравились, что я до конца своей поездки завтракал, обедал и ужинал вместе с ними. Это мне обходилось в 250-300 бат в день.
    Для сравнения, только обед в любом русском ресторане в Паттайе, выльется в сумму не менее 400 бат на человека.
    Во вторую поездку с Томом на Север мы с женой уже плотно вошли в такой режим питания. Более того, в Лампанге и в Чианг Мае мы пару раз при отсутствии Тома питались в макашницах ( уличная кухня ) за 100 бат на двоих. После этого я принял решение – в следующий приезд в Таиланд я буду «сидеть» только на тайской пище.
    За три поездки на Север страны мне удалось посмотреть большое количество разнообразных объектов – храмы, водопады, деревни народностей Севера, Национальные парки и т.п. В планах на будущее у меня еще одна поездка по маршруту Паттайя – Сарабури — Суккотай_- Чианг Рай — Золотой Треугольник – Мэ Сае и одна поездка в Мае Хонг Сон. Надо поплотнее познакомиться с этой провинцией, богатой удивительными природными объектами и экзотическими деревнями народностей Севера.
    На следующий год я поставил для себя главной задачей съездить к этим экзотическим женщинам. Но в 2006 году совершить такую поездку было практически невозможно — ни один российский туроператор в Паттайе не имел в своем активе экскурсий на Север Таиланда, так как это направление было не востребовано российскими туристами. Пришлось приложить максимум усилий, чтобы реализовать свою идею. Мои знакомые в Паттайе нашли русского гида, который знал Север и был согласен осуществить эту поездку, но кроме нас с женой, желающих поехать туда не находилось. Наконец нам повезло – нашлось еще трое таких же одержимых, как и я. Этому предшествовала анекдотическая ситуация – с просьбой организовать нам экскурсию на Север я обратился в три разные русские «конторы» в Паттайе. Через пару дней мне сказали, что есть 6 человек, которые хотят поехать на Север. Оказалось, что эти 6 человек — это мы с женой.
    Трехдневная поездка с перелетом в Чинг Май и обратно обошлась нам по 400 долларов с носа. Наш гид Костя Погодин составил очень интересную программу, в которую вошли храмы Чианг Мая и Чианг Рая, Деревня слонов, деревня народных промыслов, деревня национальных меньшинств Севера Таиланда, прогулка по Меконгу и посещение рынка в Лаосе, безвизовый переход в Бирму и посещение удивительно красивой пагоды в бирманском стиле, и многое, многое другое.
    Наконец-то я воочию увидел этих загадочных и экзотических длинношеих женщин народности Карены Падонг. Медные спиралевидные кольца удлиняют их шеи до 25 сантиметров и придают женщинам своеобразный шарм. Если раньше кольца на шее женщины защищали ее от нападения тигров ( самое распространенное объяснение природы этого обычая ), то сейчас женщин «окольцовывают» исключительно из меркантильных соображений – на них можно зарабатывать деньги! Это была этническая деревня Union Of Hilltrihe Villages Ftv. Adventure, расположенная недалеко от г. Чианг Рай. Здесь проживают народности Карены Падонг, Акка, Яо. Позже мне довелось побывать еще в трех деревнях, но эта оставила самое сильное впечатление.
    Деревня слонов Таенг Дао, куда нас привез Костя, располагается в джунглях на берегу небольшой речки, и после стандартного для каждой Деревни слонов представления, их подвели к помосту, где стояли туристы, и каждый мог их погладить, покормить бананами. А потом слонов повели купаться. Надо было видеть, с каким удовольствием они плюхались в воде и позволяли тайцам мыть себя щетками и скребками. Особенно активно резвились в воде малыши.
    В окрестностях Чианг Мая находится местечко Кампен, где располагаются мастерские по изготовлению знаменитых чиангмайских зонтиков. Мы побывали в одной из таких мастерских – помимо посещения магазина с чудесными изделиями тайских мастеров из дерева, металла, камня и бумаги, здесь за небольшую плату в 100 бат художник может нанести специальными красками любой рисунок на любую поверхность. Моя жена позволила расписать свою сумочку, а мне выполнили рисунок ( слоны, пальмы ) на шортах. О том, что эта краска не простая говорит тот факт, что шорты я ношу до сих пор, они неоднократно подвергались стирке, а рисунок и яркость красок остались практически такими же, как и 6 лет назад.
    И еще один объект, который поразил меня своим архитектурным дизайном – храм Wat Rong Kun, что находится в 20 км. от Чианг Рая. Строительство храма было начато в 1997 году и продолжается до сих пор. Его автором и исполнителем является известный в Таиланде художник г-н Chalermchai Kositpipat, Это не просто необыкновенно красивый белоснежный храм — это целая система космогонического мировоззрения, выраженная в архитектурных элементах храма.
    Познать за одну поездку все красоты и чудеса этой огромной области страны невозможно, поэтому я решил побывать здесь еще раз, и в 2009 году я воспользовался услугами тайского туроператора Siam Cat Travel. Мистер Супакит, хозяин фирмы, предложил интересную программу поездки в провинцию Мае Хонг Сон. Еще несколько лет назад сюда можно было попасть или самолетом, или на авто по необыкновенно трудным горным дорогам. Это ограничивало поток путешественников, и сюда приезжали только продвинутые туристы. Времена поменялись. Сейчас из Чианг Мая в Мае Хонг Сон проложены современные автомагистрали, и время в пути на автомашине занимает от 6 до 8 часов.
    Как и в прошлый раз, в Чианг Май мы летели самолетом из Бангкока, но сейчас группа состояла из двух человек – меня и моей жены, а сопровождал нас русскоговорящий тайский гид Миша. В Чианг Мае мы пересели на Тойоту и в течении трех дней колесили по провинции Мае Хонг Сон. Это самая гористая часть Таиланда, граничащая на севере и западе с Бирмой. В здешних, практически не тронутых цивилизацией джунглях, реально встретить диких слонов.
    Буддистские храмы в стиле культуры Шань, пещеры со сталактитами, сталагмитами и сталагматами, горячие источники, водопады, деревня длинношеих женщин в джунглях провинции, красивые и ухоженные Национальные парки произвели на нас неизгладимое впечатление. В городе Пай, что расположен в чудесной долине, мы были свидетелями и участниками церемонии Йи Пенг – запуска огненных «стаканов». «Стаканы» делают из специальной очень тонкой бумаги, а внутри помещают горящую свечу и за счет теплого воздуха эти сооружения взмывают вверх и уносятся на большую высоту. Тайцы верят, что вместе с этим «стаканом» вверх улетают все сомнения и проблемы. Такие церемонии проводятся и в Центральном Таиланде, но все – таки лучше это сделать именно здесь – в Пае или Чианг Мае.
    Путешествие обошлось нам в $ 1200. Сюда вошел трансферт из Паттайи в Бангкок ( и обратно ) на автомашине Тойота, авиаперелет Бангкок — Чианг Май и обратно, питание, отели, входные билеты в Национальные парки, а также аренда автомашины и зарплата нашего гида. То есть поездка была по принципу «все включено».
    Откровенно говоря, были некоторые опасения за свою безопасность, так как мы полностью доверили свою судьбу незнакомым людям в чужой стране, да еще в отдалении от русской диаспоры Таиланда, да еще при полном незнании нами английского языка. Но все прошло прекрасно. Доброжелательные и предупредительные гид и водитель ни разу не дали нам повода усомниться в их порядочности, поэтому на следующий год я без колебаний и опасений отправился на Север с новым гидом. Его звали Том, и мне его порекомендовал Миша. Жена решила взять тайм-аут, и я поехал один.
    В этот раз я решил реализовать собственную программу поездки на Север, а так как Siam Cat Travel настаивала на своей программе и она меня не устраивала, пришлось прибегнуть к услугам частного гида. У Тома была собственная Тойота, на которой мы и совершили с ним 5-ти дневную поездку из Паттайи в Чианг Май и его окрестности, а так же в г.Пай.
    Чианг Май – это город в 700-х километрах от Бангкока с населением около 700 тысяч человек. Его называют северной столицей Таиланда. И если Бангкок – столица административная, Чианг Май – культурная, типа нашего С.-Петербурга. А еще Чианг Май – это столица древнего королевства Ланна, которое существовало как самостоятельное государство до ХХ века, после чего вошло в состав нынешнего Таиланда.
    Перед поездкой в Таиланд я много времени провел в Интернете, в результате чего и сформировалась нынешняя программа.
    В пригороде Чианг Мая находится древний город Wiang Kum Kam, который и дал начало современному Чианг Маю. Собственно города, как такового, нет, остались только фундаменты древних культовых сооружений и здание храма, который носит то же название, что и город.
    Среди десятка храмов, расположенных на территории Чианг Мая, меня заинтересовал храм Wat Suandok ( Храм Цветочного Сада ), построенный в XIV на территории королевского сада. Здесь находится большое кладбище, где под белокаменными ступами покоится прах особ королевской семьи королевства Ланна, а также под одной из ступ находятся святые реликвии Будды. Вихарн храма представляет собой огромное здание с двухскатной крышей, внутри которого установлено несколько сотен кресел. Алтарь вихарна венчает одна из самых больших бронзовых статуй Будды в Тайланде. Его имя Будда Чиангсен. Wat Suandok не только храм, но и буддистский Университет в Чианг Мае. Этим и объясняется наличие множества кресел в вихарне – здесь проходят занятия со студентами – теологами.
    В Чианг Мае я посетил ночное сафари Chiang Mai Night Safari, этническую деревню Каренов Падонг, деревню Tiger Kinder, где можно запросто пообниматься с тигром, погладить его, то есть допускается прямой контакт с этими хищниками, правда под наблюдением волонтера или служителя –тайца. Особого страха я перед тиграми не испытывал, так как подобное общение с ними три года назад в провинции Канчанабури закончилось благополучно. Но, тем не менее…!
    Из Чианг Мая мы с Томом съездили в Национальный парк Дои Интханон, расположенный в 60 километрах от города. Парк славится не только своими водопадами, горными деревнями народностей Севера, чудесной природой, но и, самое главное — двумя необыкновенно красивыми пагодами своеобразной архитектуры, а прекрасный ландшафтный дизайн дополняет красоту пагод. Это место в парке так и называется: «Две пагоды». Одна из них ( Phra Mahathat Methanidon ) была построена в 1987 г. в честь 60-летия его Величества Короля Рамы IX, а вторая (Phra Mahatat Nopohon Phumisiri ) — в 1992 г. в честь 60-летия ее Величества Королевы.
    На следующий день мы направились в г. Пай, но по пути туда заехали в деревню слонов Mae Ping Elefant Village — катались на слонах по джунглями и сплавлялись по реке Мэ Пинг на бамбуковых плотах. Небольшая речка со спокойным течением в течение часа несла наш плот среди берегов, поросших бамбуком, лианами и гигантскими деревьями.
    Среди 27000 буддистских храмов Таиланда немалое их количество расположено в пещерах. Два самых больших пещерных храма на Севере страны находятся в провинции Чианг Май. Это храмы в пещерах Tubtao Cave и Chiang Dao Cave, и главной целью поездки этого дня было посещение храма в первой пещере. В названном в начале статьи фотоальбоме есть его фотографии, и они меня заворожили. Так захотелось посмотреть на всю эту красоту и экзотику. Увы, Том привез меня к пещерам в горном массиве Doi Chiang Dao. То ли он не знал где находится нужный мне храм, то ли не захотел ( что вероятнее всего ) ехать лишние 50 километров, но факт остается фактом. Справедливости ради хочу сказать, что это то же необыкновенно экзотический храм, что и примирило меня с ним.
    Протяженность пещеры 360 м., и внутри ее находятся алтари Будды и просветленных монахов, скульптуры мифических животных, змей Нага, демонических существ Якшас, а на территории, перед входом в пещеру, в джунглевых зарослях стоят несколько древних ступ, расположено озеро с рыбами и местный вихарн.
    В город Пай мы прибыли уже поздно вечером и остановились в комфортном бунгало на окраине города. Долина Пай, где расположен город, известна далеко за пределами Таиланда как место для медитаций и релаксаций. Ее называют «волшебной» долиной, «кусочком Рая» на Земле. Долину Пай облюбовали для своего отдыха бэг бейкеры, хиппи и музыканты. В основном молодые люди.
    На следующий день Том свозил меня на горячие источники ( их в Таиланде великое множество ), в Китайскую деревню, в деревню «белых» Каренов, в храм, построенный в честь Короля Наресуана Великого. Он почитается тайцами за то, что в 16 веке освободил Сиам от вассальной зависимости от Бирмы, а впоследствии вторгся со своими войсками в Камбоджу и навсегда устранил угрозу нападения Камбоджи на Сиам.
    Северный Таиланд характерен не только девственными джунглями, но и тем, что здесь проживают горные племена тибетско-бирманской группы: моны, лису, карены ( в том числе Падонг ), акха, мео, лаху, шаны, яо. И главной фишкой этого дня была поездка в горные деревни народностей Севера Лису и Лаху.
    Туристов туда не возят, и поэтому можно было посмотреть реальные деревни этих народностей. 25 километров в сторону от автомагистрали были проселочной, в худшем смысле этого слова, дорогой в джунглях. Я не мог себе представить, как можно по ней передвигаться в сезон дождей! Перед въездом в первую деревню – полицейский пост. Для Таиланда, в отличие от России, полиция на дороге – это нонсенс! Мое недоумение по этому поводу развеял Том. Оказывается, что в 20 км отсюда проходит граница с Бирмой, откуда в деревни попадает наркотик. Жителей деревень за его употребление не наказывают, но дальше путь наркотику прегражден этим постом полиции.
    Примитивные дома на сваях, куры, свиньи, отсутствие канализации, света, газа, водопровода – вот неполный перечень «благ» таких деревень. Занимаются сельским хозяйством – выращивают картофель, кукурузу, фрукты. А еще они варят необыкновенно вкусную самогонку! Но живут в основном на королевскую дотацию. Их дом ( обязательно на высоких сваях ) – это комната с очагом ( обыкновенный костер ) для обогрева в ночное время и для приготовления пищи, циновки на полу и полное отсутствие какой-либо мебели. Но при всем при том их дети обязаны учиться в школах. Как в бывшем СССР – полная ликвидация безграмотности.
    На обратном пути в Паттайю Том завез меня на пару часов в город Кампхэнгпхет, расположенный вблизи Суккотая. где я побродил по руинам древнего храма Ват Боромотхат. Здесь прекрасно сохранились две ступы, скульптурное изображение лежащего Будды, остатки многочисленных культовых сооружений храма.
    Я остался очень доволен этой поездкой, так как удалось посмотреть много интересных и экзотических, объектов, набраться впечатлений, и зарядиться положительными эмоциями.
    Гиду ( и по совместительству водителю авто ) Тому я заплатил $1000, плюс к этому мои расходы составили около $200 — отели, питание, входные билеты в деревни и национальные парки. Так, например, за слонов и сплав на плотах я заплатил 1000 бат, тигры мне обошлись в 1400 бат ( столько стоит посещение 4 вольеров с тиграми в течение получаса ), за посещение деревни Каренов в Чианг Мае с меня взяли 500 бат. Кстати, это первая этническая деревня, за вход в которую пришлось платить. Входной билет в Две пагоды стоил 30 бат, а в храм Ват Боромотхат — 100 бат.
    Необыкновенно интересной с точки зрения истории и храмовой архитектуры является область страны, которую называют Сукотай. Это древняя столица первого тайского государства Сукотай ( королевство Аютайя и Таиланд появились позже ). Столь же интересными являются города-спутники Сукотая — Питсанулок, Кампхэнгпхет, Си Ситчиналай, Лампанг. Эта область расположена между Бангкоком и Чианг Маем, ближе к последнему. Королевство Сукотай возникло в XIII веке на территории, принадлежащей в те времена кхмерам, поэтому здесь сохранились кхмерские храмы, а так как на эту территорию распространялось влияние и Бирмы, то здесь можно увидеть храмы, построенные в бирманском стиле. Многие из них прекрасно сохранились, и все они имеют статус национальных памятников культуры.
    Как и в случае с Северным Таиландом, посылом для посещения Сукотая явился все тот же фотоальбом «Таиланд. Дорога на Север». Чудесные фотографии храмов Сукотая и его городов — спутников манили меня несколько лет. Но если дорога на Север страны была «открыта» российскими туроператорами уже в 2010 году, то Сукотай по прежнему остается страной «терра инкогнито» для российских туристов. До настоящего времени в эту область нет никаких предложений. Реально поехать с тайским туроператором, но обслуживать вас будет англоговорящий таец. Можно через российского туроператора заказать индивидуальный тур, но в этом случае придется оплачивать не только тайского гида и водителя, но и русского гида, и поездка обойдется примерно в два раза дороже того, что я платил Тому.
    Поэтому в декабре 2010 года я снова прибег к помощи Тома. В программу этого вояжа были включены все вышеназванные города, а так же Чианг Май, откуда я запланировал поездку в пещеру Tubtao Cave, чтобы все-таки посмотреть пещерный храм.
    23 декабря 2010 г. Том забрал нас с женой из нашего Джомтьен Кондо, и мы отправились в пятидневное путешествие в экзотическую «страну» Сукотай. В пригороде Бангкока Том взял вторым водителем своего брата, и мы направились в первый город — Питсанулок. Его изюминкой является храм Пхра Си Раттана Махатхат ( Wat Phra Si Rattana Maha That ), где установлена одна из святынь Таиланда — скульптура Пхра Будда Чинарат ( Phra Budda Chinarat ). На территории этого храмового комплекса прекрасно сохранилась пагода в кхмерском стиле, вихарн в честь местного просветленного монаха, древняя скульптура Будды и несколько ступ очень почтенного возраста. Здесь можно попытаться исцелить себя – для этого надо купить пакетик с сусальным золотом и наклеить листочки этого золота на те части скульптуры Будды, которые являются проблемными в вашем организме. Ни один из тайцев при посещении храма не пройдет мимо этого жизненно важного для него ритуала. Значит – помогает!
    Здесь была наша первая ночевка, и вечером Том организовал нам прогулку по городу на свето-цвето-музыкальном велорикше. Такое можно увидеть и ощутить только в Питсанулоке. Было непривычно ехать в тележке, которую везет пожилой человек, но он нам сам ( через Тома ) предложил свои услуги за 600 бат.
    Выглядела эта велотележка весьма красочно, а когда мы тронулись, зажглись лампочки, заиграла музыка, а над нашими головами закрутился вентилятор. В общем, это была чудесная экзотическая прогулка по вечернему городу с заездом в ресторан с тайским театром.
    На следующий день мы выехали в Сукотай – центральную часть программы. В наше время существует два Сукотая: древний и современный. Меня интересовал древний Сукотай, на территории которого находится 38 храмов, построенных в XIII веке. Из них наиболее значимыми являются храмы Ват Махатхат ( Wat Mahathat ), Ват Си Савай ( Wat Si Sawai ) , Ват Си Чум ( Wat Si Chum ), Wat Saparam и Wat Traphang Ngoen.
    Храм Ват Махатхат – чудо тайского архитектурного зодчества. Во времена королевства Сукотай это был главный храмовый комплекс столицы. До наших дней сохранились в прекрасном состоянии десятки скульптур Будды, фрагменты древних храмовых сооружений – колонны, фундаменты и другие элементы храма Ват Махатхат.
    Недалеко от него находится храм Ват Си Савай. Это чисто кхмерский храм, для которого характерна не только архитектура, но и композиция – три пранга. Впервые композиция кхмерского храма из трех прангов появилась в нынешней области И-Сан. Это храм Прасат Хин Пхимай. По его подобию был создан всемирно известный храм Ангкорват в Камбодже. Подобный храм можно увидеть и при посещении города Лопбури.
    Храм Ват Си Чум широко известен в Таиланде благодаря скульптуре Будды, который носит имя Будда Пхра Ачан. Он изображен в позе «призывающий Землю в свидетели». Расстояние между коленями Будды 17 метров, а его высота составляет 32 метра. Это далеко не самая большая скульптура Будды. В Nakhon Pathom в провинции Канчанабури находится гигантская статуя Будды, высотой 130 метров. Считается, что это самая высокая статуя Будды в мире.
    Уже по дороге в Сукотай у Тома возникли проблемы с автомашиной. Пока мы осматривали храмы, он попытался отремонтировать автомашину, но это не удалось сделать, и мы поехали дальше, в Си Ситчиналай. Здесь мы посмотрели храмы Ват Чанг Лом (ступа, окруженная слонами ) и Wat Chedi Chet Thaeo ( храм с несколькими десятками ступ ), которые прекрасно сохранились и представляли определенный интерес. После Си Ситчиналая Тому пришлось останавливаться довольно часто и доливать воду в радиатор своей Тойоты. Машину он, конечно, угробил, что выяснилось по приезду в Лампанг.
    По программе мы должны были осмотреть храмы в этом городе, затем в Лампуне, и выехать для ночевки в Чианг Май. Том со станции техобслуживания звонил и успокаивал нас тем, что через час машину отремонтируют, и мы поедем осматривать храмы. Но час шел за часом, а ни Тома, ни машины не было. Пришлось заночевать в Лампанге. Утро следующего дня нас так же не порадовало – не было ни Тома, ни машины. Можно себе представить наше состояние — на тысячу километров в любую сторону нет ни одного русского, нет гида, нет машины, причем по просьбе Тома я перед этим полностью оплатил ему всю оговоренную сумму.
    Я не хотел этого делать, но надо знать тайца, когда идет речь о деньгах. Он пал передо мной на колени и умолял расплатиться с ним не в конце поездки, а сейчас. Глядя на эту позу и его умиляющую физиономию, было трудно отказать, тем более, что в прошлый раз предварительная оплата не принесла мне никаких проблем.
    В средине дня Том все-таки появился и предложил нам еще раз переночевать в Лампанге, так как машина не была готова, и даже взялся оплатить нам отель за эту ночь. Меня этот вариант не устраивал, и я сказал, что мы должны продолжить свою программу и заночевать в Чианг Мае, чтобы оттуда выехать в пещеру Tubtao Cave.
    Несколько лет назад Том жил и работал в Чианг Мае, и у него остались здесь друзья. Один из них уже ближе к вечеру повез нас в Чианг Май. Но Судьба решила устроить нам еще один сюрприз – на выезде из города Лампун полетела передняя подвеска древнего джипа, на котором мы ехали. Левое переднее колесо «легло» на дорогу, что привело Тома в состояние непонятного для меня веселья. Глядя на скокуженную машину своего друга, он хохотал, что называется, до упада. Он не злобствовал – ему было просто смешно! Уже позже я понял, что это было проявлением тайского менталитета – не надо ничего принимать близко к сердцу!
    Том еще раз воспользовался своими связями, и через полчаса к нам подъехал другой джип, на котором мы доехали наконец-то до Чианг Мая.
    На следующий день мы отправились к пещере Tubtao Cave. В порядке компенсации доставленных нам неудобств, Том по пути к пещере сделал большой крюк и по проселочной дороге завез нас в горную деревню Каренов. Деревня не туристическая, поэтому Карены живут здесь в естественных для них условиях. Нет лавок, где туристам продают всевозможные сувениры, нет ряженых в национальную одежду жителей деревни, что характерно для «туристических» деревень. Нет никаких благ цивилизации, в том числе магазина или торговой палатки.
    Все дома в деревне на сваях, крытые или древесной щепой или банановыми листьями. Когда-то вокруг деревни стояли заросли джунглей, а сейчас склон горы покрыт банановой травой, небольшими рощами папайи и других местных фруктов. Джунгли вырубили на дрова! При выезде из деревни мы встретили группу детей Каренов. Они с удовольствием приняли от нас угощение, которое мы купили заранее по рекомендации Тома. Чуть дальше мы увидели небольшую группу детей народности Лису ( где-то здесь находилась их деревня ) и отдали им остатки угощения.
    Пещера Tubtao Cave. Здесь собственно две пещеры, и первая из них потребовала от нас с женой спелеологических навыков. При свете газового фонаря проводника мы пробирались через узкие лазы, поднимались и спускались по каменным валунам и деревянным лестницам. Вход в эту пещеру охраняли священные змеи Нага, а внутри встречались небольшие алтари с фигурами Будды и святых монахов. Конец пещеры венчали несколько небольших древних ступ и скульптура Будды
    Вторая пещера оказалась огромной нишей, в которой и располагался главный пещерный храм с лежащим Буддой, а также несколько алтарей и скульптурные изображения Будды в разных позах. Вход в нее охраняется мифическим существом Якшас.
    Пещерные храмы создаются в священных для местных тайцев местах. Они могут быть связаны с конкретными монахами, которые жили здесь, в результате медитаций достигли просветления и могли творить чудеса. Эти храмы почитаются тайцами и, в зависимости от уровня чудодейственности такого монаха, могут приобретать известность далеко за пределами данной местности.
    На следующий день мы на том же самом джипе двинулись в обратный путь. Нам надо было посмотреть храмы Лампуна, Лампанга и заехать в деревню слонов, расположенную между этими городами. В Лампуне находится необыкновенно красивый храм Wat Phra That Hariphunchai, который считается классическим образцом храмовой архитектуры Севера Таиланда.
    Жемчужиной Лампанга является храм Wat Lampang Luang. Он характерен чистотой архитектурного стиля и богатым декором. Второй храм, привлекающий внимание туристов — это Wat Phra Keo Dоn Tao, построенный в чисто бирманском стиле. Золотая пагода на белоснежном квадратном основании и рядом вихарн с многоярусной крышей и буддистским алтарем являются как бы частичкой знаменитой пагоды Шведегон в Янгоне, столице Мьянмы. В недалеком прошлом это был Рангун, а государство называлось Бирма.
    В Лампанге мы должны были пересесть на машину Тома, но оказалось, что она не готова. Том купил нам билеты на автобус и вместе с нами поехал в Бангкок. Здесь он заказал такси, на котором мы и приехали в 4 часа ночи в Паттайю. Том оказался порядочным человеком, после чего я еще больше зауважал тайцев.
    Помимо удивительно красивых храмов, которые нам удалось посмотреть, я сделал для себя открытие – оказывается, что настоящая тайская кухня необыкновенно вкусная и очень дешевая. Не зря она по своим вкусовым качествам высоко ценится во многих странах мира. То, что предлагают туристам на завтрак в отеле или на шведских столах во время экскурсий вызывает только отвращение к тайской кухне. Эта пища, как правило, острая, отвратительная на вкус и имеет неприятный запах. Она сформировала у нас с женой отрицательное отношение к тайской кухне, и мы в первые два приезда в Таиланд питались или в русских ресторанах, или в ресторанах с японской и европейской кухней, которых в Паттайе немерено. Стоит это питание в несколько раз дороже, чем тайская пища.
    Тайские блюда имеют в своем составе необыкновенные ингредиенты, которые не только придают им своеобразный вкус, но и обладают определенными лечебными свойствами. Так, например, набор ингредиентов в знаменитом супе Том Ям приводит к резкому увеличению антиоксидантов в его составе и обладает антираковыми свойствами.
    У тайцев высокая продолжительность жизни, они меньше подвержены болезням века – онкология, инфаркты, инсульты, язвы желудочно-кишечного тракта и т.п., и выглядят настолько молодо, что трудно поверить, что этому тайцу ( или тайке ) не 30, а все 50 лет. Это, в частности, следствие экологически чистой пищи с присущими тайской кухне ингредиентами и способами ее приготовления. Например, и в ресторанах и в макашницах пищу готовят после получения вашего заказа, на ваших глазах. Здесь абсолютно исключено получить какое-то блюдо, которое было приготовлено вчера и осталось на сегодня!
    В 2009 году в Паттайе открылся торговый центр «Фестивальный», расположенный на улице Пляжная. На первом этаже находится огромный Фудмарт. Он превратился в любимый россиянами пункт питания. Блюда здесь стоят не дорого, без специй ( по вашей просьбе ), готовятся на ваших глазах, оперативно, без очередей. Очень удобно. Есть и российские блюда. Нам с женой понравился этот пункт питания, но после того, что я ел на Севере Таиланда, я разочаровался в тайской кухне «Фестивального».
    Тайцы любят поесть, причем у них не принято кушать в одиночку. Надо чтобы была компания, и чтобы принятие пищи сопровождалось беседами, разговорами. Здесь общение и принятие пищи равнозначны. Заказывается несколько разных блюд, каждое в одном экземпляре, и все эти блюда приносятся сразу ( нет первого, второго, дессерта и т.п. ). Согласно тайского этикета, понемногу кушается от каждого блюда, кому что нравится. Хлеба, как правило, не бывает и его заменяет рис. Очень часто на бульваре Пляжной улицы можно наблюдать группы тайцев, которые располагаются на земле на циновках или ковриках и образуют «пикники на обочине». На Джомтьене такие компании оккупируют пляжи после того, как с них перед заходом солнца уходят фаранги.
    В первую поездку с Томом я питался первые два дня супом Том Ям. Суп необыкновенно вкусный, питательный. Огромная миска супа стоит 50 бат и 10 бат стоит порция риса. Этого вполне хватает, чтобы насытиться. За одним столом со мной сидели и обедали Том со своим братом. Они заказывали какие-то непонятные блюда с курицей, с разными травами и корешками. Им приносили не менее 5-6 разных блюд. Я решил попробовать то, что они едят, и напросился в их компанию. Мне эти блюда так понравились, что я до конца своей поездки завтракал, обедал и ужинал вместе с ними. Это мне обходилось в 250-300 бат в день.
    Для сравнения, только обед в любом русском ресторане в Паттайе, выльется в сумму не менее 400 бат на человека.
    Во вторую поездку с Томом на Север мы с женой уже плотно вошли в такой режим питания. Более того, в Лампанге и в Чианг Мае мы пару раз при отсутствии Тома питались в макашницах ( уличная кухня ) за 100 бат на двоих. После этого я принял решение – в следующий приезд в Таиланд я буду «сидеть» только на тайской пище.
    За три поездки на Север страны мне удалось посмотреть большое количество разнообразных объектов – храмы, водопады, деревни народностей Севера, Национальные парки и т.п. В планах на будущее у меня еще одна поездка по маршруту Паттайя – Сарабури — Суккотай_- Чианг Рай — Золотой Треугольник – Мэ Сае и одна поездка в Мае Хонг Сон. Надо поплотнее познакомиться с этой провинцией, богатой удивительными природными объектами и экзотическими деревнями народностей Севера.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    69 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Паттайя
    сообщить модератору
      Наверх