Непал. День четвертый.
Ступа Боуднатх. Город Патан, дворцовая площадь. Ступа Боуднатх.
Первый день: прилет в Катманду, встреча с гидом Нарайяном, экскурсия на площадь Дурбар.
Второй день: экскурсия в монастырь Тритен Норбутсе, посещение ступы Сваямбунатх и площади Дурбар.
Третий день: индуистский храм Пашупатинатх, буддистский монастырь Копан, ступа Боутнатх.
После холодной ночи в отеле вблизи ступы Боуднатх жена категорически против того, чтобы мы остались здесь еще на одну ночь. Остается ждать приезда Нарайяна, чтобы он через Амана решил вопрос о нашем возвращении в отель Манаслу. Ну, а пока мы поднимаемся на крышу отеля, где расположено кафе. Здесь нас должен ждать завтрак. Увы, кроме пустых столиков никаких намеков на кафе, но зато отсюда открывается чудесный вид на ступу и на окружающие ее здания, а так же на крыши десятков зданий вокруг ступы. С этого уровня прекрасно просматривается часть обхода, на котором уже находятся десятки паломников, дома с наружной стороны обхода и многочисленные пагоды в окрестности ступы Боуднатх. Отсюда ступа кажется совсем рядом с нами – протяни руку, и ты до нее дотронешься. Сильное впечатление от этой кажущейся близости. Наконец, появляется официант и предлагает нам скромный завтрак – яичница и кофе ( сразу вспоминаются отели Паттайи с их шведскими столами ! ).
После трапезы мы, в ожидании приезда гида, совершаем неторопливый обход ступы, где в ее основании находятся индуистские храмы, заходим в буддистские храмы, поднимаемся на уровни ступы. Здесь скульптуры слонов с божествами на их спинах и несколько небольших ступ – копий ступы Боутнатх. Их отличие от Большой ступы – маленькие размеры и отсутствие навершия.
В небольших торговых лавочках, помимо всевозможной сувенирной продукции, в изобилии продаются тибетские религиозные картинки – тханки.. На них изображаются, божества, просветленные гуру, символы, приносящие счастье, сцены из жизни Будды, сам Будда
Тханка имеет глубокое содержание и читается как книга. Но самое главное – правильно нарисованная тханка несет в себе кармическое содержание. Если такую тханку повесить на стене своей квартиры, то она будет воздействовать на подсознание, придаст дому атмосферу покоя и миротворчества ( так нам сказал Нарайян ). Тханку рисуют тоненькой кисточкой, используя краски из природных материалов. Перед началом работы высокий монах читает специальную мантру, а в процессе ее создания уже сам мастер начинает новый рабочий день с чтения мантры ( молитвы ). Тханка рисуется, в зависимости от сюжета, от нескольких дней до года. Если на тханке изображается Будда, то его глаза «открываются» в самый последний момент и после этого уже ничего нельзя дорисовывать и тханка начинает жить своей жизнью.
На улице можно купить «пустую» тханку, которая создана быстро и без соблюдения необходимого ритуала, поэтому Нарайян заранее предупредил нас о том, чтобы мы без его ведома тханку не покупали. Я думаю, что русская девушка, которую мы встретили прошедшим вечером, будет создавать и продавать в Москве такие «пустышки» — просто красивые красочные картинки.
Нас окружают настолько колоритные фигуры, что хочется еще и еще ходить и смотреть на людей, на то, как они одеты и как совершают свои ритуалы или просто отдыхают.
В 10 часов утра приезжает Нарайян и мы делимся с ним впечатлениями об отеле. Он обещает нам до конца дня прояснить этот вопрос, и мы движемся в город Патан. У него есть и второе имя – Лалитпур, что значит «город красоты». Город находится южнее Катманду, за рекой Багмати и является фактически муниципальной частью столицы. По сравнению с Катманду, здесь меньше машин, чище воздух и значительно тише, чем в столице. Но самое главное – мы попали в XV – XVI век. Здесь неимоверно древние, но, тем не менее, прекрасно сохранившиеся дома, узкие улочки с огромным количеством мелких лавочек, которые сами по себе являются шедеврами архитектуры. Здесь продаются уникальные творения местных мастеров из металла, камня, дерева, керамики. Они изображают главных индуистских и буддистских богов и божеств, предметы религиозных обрядов, символы и той и другой религий, ритуальные маски, живопись.
Я не увидел здесь новостроек, современных домов, по крайней мере, в Центре города. Подавляющее большинство домов не имеют водопровода и канализации, и местные жители набирают воду в специальных колонках и носят ее домой в медных кувшинах или в бидонах на коромысле. Здесь можно прожить несколько дней, путешествуя по улочкам города и открывая для себя все новые и новые святилища. Именно за это изобилие древних буддистских и индуистских храмов, пагод и монастырей великолепной архитектуры, город включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Город возник 2500 лет назад и знаменит тем, что, согласно преданий, его посетил Будда со своим учеником Анандой ( в Бирме, в городе Баган, есть храм Ананды, который входит в сокровищницу храмов Бирмы ). В честь этого события индийский царь Ащока, основатель Патана, построил четыре ступы, ориентированные по сторонам света, которые определяли границы древнего города. Эти ступы в первозданном виде сохранились до наших дней.
Здесь, как и в Катманду, есть своя площадь Дурбар и своя богиня Кумари, но она гораздо ниже «рангом», чем богиня Кумари в Катманду и не вызывает интереса у туристов. Зато площадь Дурбар поражает своим средневековым декором и необычайно колоритными фигурами жителей Патана. Она начинается с храма Кришны Чьясим Девал. Это необыкновенно красивое святилище в форме восьмиугольника с многочисленной рельефной резьбой, выполненное из камня. Венчает храм купол, обрамленный по окружности двумя рядами небольших пагод ( по 8 пагод в каждом ряду ). Своеобразную легкость и грациозность храму придают многочисленные колонны.
За ним расположен колокол Таледжу ( Таледжу – могущественная богиня, «патронирует» королевскую династию Непала ), далее следует святилище Хари-Шанкар, построенное в честь бога Хара Шанкар – полу-Шива, полу-Вишну. Следующее святилище Джаган-Нарайян посвящено Нарайяну – одному из воплощений Вишну. Вход в этот храм охраняют лежащие слоны, а его три крыши поддерживаются наклонными балками со скульптурами индуистских божеств. Расположенный за ним храм Кришны также, как и храм Кришны Чьясим Девал, полностью построен из камня в стиле шикхара ( храмовая архитектура Индии ) и имеет в основании четырехугольник. Храм необыкновенно красив и, несомненно, в плане архитектуры является «изюминкой» площади Дурбар. Здесь сосредоточена основная масса гуляющих, отдыхающих и совершающих религиозные ритуалы непальцев. На площади перед входом в храм Крншны на высоком каменном столбе установлена бронзовая фигура гаруды. Гаруда транспортное средство бога Вишну, а Кришна его инкарнация, в связи с чем скульптура гаруды вполне уместна перед этим храмом .
Рядом находится святилище Вишванатх, посвященное богу Шиве. Оно выполнено из дерева и было воздвигнуто в 1627 году, тогда же были установлены перед входом в храм скульптуры слонов. Внутри святилища лингам – символ Шивы. Храм индуистский, поэтому не индуистам заходить в него нельзя.
Напротив этих святилищ, по правой стороне «улицы» расположен Королевский Дворец ( в долине Катманду три древние Королевские столицы — Катманду, Патан и Бхактапур, следовательно три Королевских Дворца, три площади Дурбар и три богини Кумари ). В Королевском Дворце Патана действующими осталось три двора – для коронаций, для собраний и для жертвоприношений. Мы посетили двор Мул Чоук ( для жертвоприношений ), но там шел ремонт площади двора – кучи строительного мусора, строительный материал, рабочие, но, тем не менее, сильное впечатление произвел внешний декор помещений вокруг дворика. Резьба по дереву окон, дверей и их элементов – карнизов, наличников, подоконников поражают своей филигранностью. На наклонных балках, поддерживающих крышу, размещены многочисленные фигуры индуистских божеств.
Внутри двора мы увидели дверь в храм богини Таледжу, которую ( дверь ) охраняют богини Ганга и Ямуни, Это богини двух самых священных рек Индии — Ганга и Ямуни. Над двумя этажами королевских покоев здесь расположен еще один этаж и его венчает трехъярусная крыша. Это и есть святилище Таледжу. В центре двора есть алтарь для жертвоприношений, который до сих пор используется по своему прямому назначению во время праздника Дасайн ( так же как и в храме Таледжу на площади Дурбар в Катманду ).
В конце Королевского Дворца мы увидели уникальное сооружение для забора воды жителями близлежащих домов. На глубине примерно 10 метров с незапамятных времен сохранилась вымощенная плиткой довольно большая площадка. По высоте она со всех сторон окружена кирпичной стеной и имеет несколько благоустроенных каменных лестниц для спуска вниз, к воде. Вода набирается из нескольких кранов в одной из стен этого сооружения. Десятки женщин с кувшинами и бидонами набирают здесь воду.
На выходе из этого «водозабора» нам встретился весьма колоритного вида мужичок, который нес на коромысле два бидона с водой. Всем своим видом он дал понять, что не будет возражать, если я его сфотографирую за определенную плату. Что я и сделал. У меня создалось впечатление, что он здесь тусуется со своими бидонами и на этом зарабатывает себе на пропитание.
Мы осмотрели почти все культовые сооружения на площади Дурбар, и далее по программе нам надо посмотреть еще два храма, расположенных за ее пределами. Мы идем по узеньким улочкам вдоль многочисленных лавочек с необыкновенно красивыми, красочными, яркими культовыми изделиями, которые вы не увидите нигде, кроме как здесь, в Патане. Просто лицезрение этого парада умения, мастерства и таланта местных ваятелей доставляет истинное наслаждение.
Храм, куда нас привел гид, — одно из уникальных святилищ Патана. Это Золотой храм или Хирания Варна Махавихар, буддистское святилище, во что трудно поверить с первого взгляда. Много скульптур божеств явно индуистского толка и все это выполнено в металле.
Найти Золотой храм непросто, так как он находится среди городских построек. Небольшой проход между строениями выводит к стене, украшенной барельефами индуистских божеств. Они расположены по обе стороны от подковообразного прохода, который сверху обрамляют барельефные изображения божеств. Дверной проем венчает подкова меньшего размера с изображениями богов и расположенные по обеи стороны от нее фигуры богов. Необыкновенное оформление входа в храм. Такого я еще не встречал.
Первое, что мы увидели, пройдя входные ворота, это ваджра — ритуальное и мифологическое орудие в буддизме и индуизме, а по обеим сторонам от входа внутри храма стоят скульптуры двух огромных слонов, выполненных из металла. Само святилище представляет собой четырехугольник, увенчанный золотой крышей. Внутри святилища установлена копия ступы Сваямбунатх, которая подчеркивает, что это буддистский храм. На небольшой территории храма множество скульптур Будды, индуистских богов, мифических животных, молитвенных барабанов, ритуальных колоколов. И все это в металле.
На втором этаже одного из храмовых помещений, есть большой зал для проведения буддистских церемоний, и здесь же находится золотая скульптура Будды и большой молитвенный барабан.
Особенностью Золотого Храма является не только сосуществование буддизма и индуизма, выраженное в декоре храма, но и экзотическое направление в буддизме – базраян. В буддизме базраян главным действующим лицом в храме служит не монах, а обыкновенный мальчик, школьник, который на месяц назначается ( кем ?, по каким признакам? ) главным служителем такого храма. Он проводит в храме все службы, выполняет все ритуалы и обряды. Реальный монах выполняет роль его помощника и консультанта.
Очень милый, симпатичный мальчик в белом одеянии вышел нам на встречу, и Нарайян посоветовал подарить ему немного денежек. Как и принято, я протянул ему деньги, но тут, с выражением ужаса на лице, Нарайян отдернул мою руку. Как оказалось, мальчик не просто исполнитель роли монаха — он является святым и неприкосновенным на срок исполнения своих обязанностей в храме. Если к нему прикоснется любой человек, он теряет свою святость и надо искать ему замену.
И еще одно святилище – буддистский храм Махабудда, построенный в XIV веке. Он облицован терракотовыми плитками с изображением Будды. Таких плиток здесь 1000. Его еще называют храмом тысячи Будд. Храм Маххабудда расположен в небольшом дворике в окружении жилых зданий, и найти его непросто, тем более что в Непале ни на одном святилище нет таблички с его названием. Еще одна достопримечательность этого святилища — храм матери принца Гаутамы ( будущий Будда ) очень почитаемый буддистами. В храмовом павильоне установлена скульптура матери Будды, маленького принца Гаутама и следы его первых семи шагов. По сравнению с храмом Хирания Варна Махавихар, храм 1000 Будд выглядит очень скромно, но, посетив Патан, надо найти время и на посещение этого храма. Оно того стоит!
Мы возвращаемся к ступе Боуднатх, так как ее осмотр входит в нашу программу. Кроме того, нам надо выписаться из отеля. Аман устроил нам ночевку в отеле Манаслу, за что надо доплатить $ 20.
Время еще есть, и Нарайян проводит для нас небольшую экскурсию по ступе Боуднатх, по окончании которой он приводит нас в профессиональную мастерскую по изготовлению тханок. Она расположена на втором этаже одного из домов на обходной улице. Около десятка мастеров, сидя на полу, рисуют тханки. «Смотрящим» за ними является монах, роль которого не контролировать производственный процесс, а «одушевлять» творения мастеров.
Стоимость тханки здесь оценивается в $ 250. Может быть она и стоит таких денег, но я решил воздержаться от покупки, чем явно огорчил Нарайяна. Можно было поторговаться и немного сбить цену, но в то время я как-то несерьезно отнесся к приобретению тханки, о чем сейчас сожалею! На улице можно купить тханку в несколько раз дешевле, но будет ли она обладать кармическими свойствами, это еще вопрос.
З
акончился еще один день нашего пребывания в Непале, в долине Катманду. Совершенно искренне говорю – пусть будет благословенным тот день, когда я в своем стремлении познания новых стран и религий, решился на эту поездку. Впечатления переполняют меня, и я не сомневаюсь в том, что в следующие дни пребывания в Непале нас с женой ждут новые открытия и новые впечатления.
Очень жаль, что не удалось посмотреть древние ступы царя Ашока, а так же святилище Кумбхешвар. Это пятиярусное храмовое сооружение – один из трех самых высоких храмов долины Катманду и самое древнее сооружение в Патане. Он считается зимней резиденцией Шивы ( летняя резиденция – священная гора Кайлаш в Тибете ).
На следующий день у нас запланирована поездка в высокогорный курорт Нагаркот и если повезет с погодой, то можно будет увидеть гималайские восьмитысячники Непала.