- GPS
- Непал,
Mani Keshar Narayan Chowk и Музей Патана. Ч.134
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Уже полдень, солнце палит ощутимо, но уходить не хочется, так как глаза разбегаются из-за красочно одетых непальских женщин, дефилирующих по площади Дурбар. Празднично одетые непалки с яркими тиками на лбу и явственно виднеющейся «подушкой безопасности» из-под нарядов, просятся на фото, и мы с жадностью ловим, ловим эти кадры.
.
В Патане находится наиболее сохранившийся дворец и квадратный комплекс периода Малла в долине Катманду. Внутренние дворцовые чоуки являются открытыми пространствами, особенно ценными, и окружены дворцами и правительственными зданиями средневекового Непала. В дизайне это запутанный набор четырехугольников, проходов и комнат – «могучий лабиринт без плана», и состоит он из сорока или пятидесяти дворов разных размеров, каждый из которых имеет отдельное название. Henry Ambrose Oldfield, художник и хирург, о котором я уже упоминала (Кришна Мандир – эпосы Махабхарата и Рамаяна в камне. Ч.131), отмечает, что эти дворы-чоуки «сообщаются друг с другом только небольшими дверными проемами, которые легко обеспечивают безопасность, так что, в случае нападений или беспорядков, закрыв их, обитатели дворца могли оставаться в различных частях здания, и без проблем защитить себя от большого числа нападавших».
Несколько памятников на площади были повреждены во время землетрясения 25 апреля 2015 года, к ним относятся и дворцовое сооружение, в котором находится Музей Патана. Но я буду описывать то, что мы увидели в 2011 году, когда еще ничего не предвещало таких страшных событий и начну не с музея, а с третьего дворика-чоука, как и обещала (Королевский Дворец Durbar в Патане и его дворики-чоуки Ч125).
.
Этот чоук дворцового комплекса, который сейчас занимает музей, называется Keshar Narayan Chowk. Это главное здание дворца и последний из дворов, завершающих дворец. Потребовалось около шестидесяти лет, чтобы построить его, начиная с правления Шриниваса Малла, и был посвящен его преемнику, Шривишну, в 1734, став самым молодым из дворцов Дурбара в Патане. Однако не все проходило мирно. Чтобы расширить дворец, необходимо было снести соседний буддийский монастырь, известный как Хакхуси Бахал (Hakhusi Bahal), что вызвало определенные сложности, в основном религиозного характера. Отдать должное королям, бахал был со всей тщательностью удален и перестроен неподалеку.
.
«С тех пор, по случаю некоторых буддийских праздников, изображение Будды, помещенное в квадратный медный контейнер, устанавливается перед главной дверью, где оно становится объектом поклонения верующих. Интерьер внутреннего двора претерпел ряд плохих изменений и реставраций. Внешний его фасад, однако, обладает исключительной красотой и стоит более внимательного изучения. Вполне вероятно, что проектирование балконов и красивое центральное позолоченное окно были добавлены при Шривишну Малла и возведены, согласно летописям, в течение трех месяцев. Хотя сегодня эти окна покрыты грязью и краской, все еще можно визуализировать сложность резьбы. Центральное позолоченное окно является одним из лучших в своем роде, и именно здесь цари будут сидеть, чтобы смотреть на своих подданных и на красивый Кришна Мандир».
Музей Патана расположен в Keshar Narayan Chowk, который был восстановлен в 1990-х годах австрийским правительством.
Музей открыл свои золотые двери не так давно, всего в 1997 году, после проведенных там реставрационных работ под патронажем правительства Непала и Австрии. Музей был открыт покойным королем Бирендра Бир Бикрам Шах и, вероятно, стал первым музеем для общественности.
Эта бывшая резиденция королей Малла сегодня стала домом для некоторых из лучших коллекций искусства. Музей славится своей символикой, искусством и архитектурой. Это уникальное хранилище картин, работ из дерева, камня и металла – всего того, чем так славна долина Катманду.
.
.
.
.
Здесь хранится множество религиозных артефактов, статуй буддийских и индуистских божеств из бронзы и других экспонатов, многим из которых более тысячи лет.
.
.
.
.
Здесь также сохранились фотографии, на которых Патан был запечатлен в XIX и XX веках.
Думаю, что сейчас в экспозицию включены фотографии, отражающие усилия, сосредоточенные на восстановлении лучших городских ансамблей страны и его наиболее посещаемых культурных объектов после землетрясения 2015 года. Здесь, как и в Бхактапуре были организованы меры по защите всех частей упавших и поврежденных структур в Патан-Дурбаре от грабежей и муссонных дождей, поэтому их всех собрали во дворах дворца. Как следует из источника, во дворцовых садах была создана мастерская для размещения красивой резьбы по дереву и других артефактов, а также для сортировки, идентификации и ремонта в рамках подготовки к восстановлению. Некоторые из прекрасно сохранившихся резных деревянных панелей будут использованы повторно при реставрации.
.
Интересно, что мировая общественность включилась в процесс восстановления разрушенного культурного наследия в Катманду почти сразу. Были созданы разнообразные фонды, и рассматривался ряд проектов по воссозданию разрушенного, при этом основное внимание обращалось на новые технологии, при которых традиционные методы тонко сочетались с новыми методами, гарантирующими повышение будущей безопасности и долговечности сооружений. Объекты всемирного наследия Непала по-прежнему прекрасны и уникальны, но туристы не скоро увидят их без строительных лесов, и это не всегда плохо, так как говорит о тщательности подходов к реконструкции.
Вход, как водится, сторожат две каменные фигуры, самки и самца львов, а позолоченный кокошник-козырек (торана) над входной дверью изящно украшен многочисленными фигурками (с богиней Таледжу в центре, Шивой справа и Ганешей слева). Эта традиционная непальская фигурная арка (торана) очень хороша своей кружевной резьбой! Чуть выше золотое окно, сегодня закрытое, но в давние времена отсюда обращались к народу короли Патана.
Пройдя через массивные металлические двери со стилизованными рельефными шипами и кольцом вместо ручки, сразу попадаем в небольшое помещение, поддерживаемое аркадой деревянных колонн с восхитительной резьбой, истинным образцом искусства резчиков невари. Требуется определенное время, чтобы удовлетвориться фотографированием отдельных деталей резьбы.
.
.
.
.
По периметру зала размещены витрины с информацией об истории этого дворца, вехами его реставрации, схемами и картинками. Заходим внутрь двора, в центре которого находится небольшое куполообразное святилище, посвященное Вишну в образе Mani Keshav Narayan, чьим именем названа эта часть дворца и который иногда используют для разных культурных событий.
.
.
Украшением внутреннего фасада чоука является открытый балкон со всех 4-х сторон, проходящий под карнизом, он соединяет комнаты, у которых нет внутреннего коридора. Этот дворец-музей также был участником съемок фильма Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».
«Музей разделен на восемь галерей, а именно первая галерея представляет собой введение в экспонаты, т.е. галерея А, галерея B посвящена великому богу Шиве (Разрушителю).
.
.
.
.
.
Она содержит идолов бога Шивы, его супруги Парвати и его сына во главе со слоном Ганеша. Галерея C посвящена Богу Вишну (Хранителю). Галерея D также связана с ранним индуизмом и тантризмом, галереи E и F связаны с буддизмом, галерея G связана с технологией металлообработки, а галерея H — с историческими видами Непала».
.
Патанский музей считается одним из лучших в Южной Азии, его популярность растет день ото дня и, благодаря этому, он самоокупаем. Для полноценного осмотра музея потребовалось бы часа 2, которых у нас нет, поэтому мы выходим в следующий внутренний двор, который использовался в период правления Малла для танцев и драматических представлений. Сейчас в этом саду – кафе, где туристы могут с удовольствием перекусить, отдохнуть и двигаться дальше. И еще, пока не забыла, внутри Сундари Чоук есть пруд, который раньше снабжал водой Патан. Сейчас его привели в порядок, оборудовали спусками-лестницами, где можно посидеть возле воды, освежая свое разгоряченное лицо.
.
На этом мы покидаем Дурбар Патана, и нам предстоит увидеть храмовый комплекс, расположенный неподалеку — Замысловатый храмовый комплекс Kumbheshwor. Ч.135
Продолжение следует...
- Адрес:
Патан,
Дурбар
Дешёвый ✈️ по направлению Патан (Лалитпур)