50 материалов по 9 объектам, 1 796 фотографий
- GPS
- Непал,
Индуистский храм Hari Shinkar с изображениями мук ада. Ч.128
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Этот трехэтажный храм в стиле пагоды был построен в период с 1704 по 1705 г. дочерью короля Yoga Narendra Malla, Рудрамати (Rudramati). Она же была сестрой Yoga Narendra Malla (1685-1705 гг.).
У этого храма есть ряд черт, отличающих его от традиционных, содержащих эротическую резьбу. Здесь же на распорках изображены люди, которых подвергают пыткам и наказаниям в аду после их смерти, а сам большой трехъярусный и аркадный храм посвящен божеству Хари Шанкар, имеющему атрибуты и Вишну и Шивы.
.
Размер этого храма очень важен, так как он выступает в качестве главного в южной части площади (храм и колокол за ним не имеют такого значения для общей картины площади). В этом трехъярусном храме достойны внимание коленопреклоненные каменные слоны возле лестницы у входа в святилище и изысканно вырезанные дверные тораны.
.
.
Как и в Индии, в Непале индуистский храм это место Бога, которому король делал подношение или жертву мурти (божеству), находящемуся в храме.
.
.
Прагматичные непальцы смогли придумать такой тип храмового сооружения, который бы удовлетворял как индуистов, так и буддистов. В Непале стало традиционным использование, как лесоматериалов, так и терракотового кирпича, и не только при строительстве дворцов, но и храмов тоже.
Возвышаясь над ступенчатым каменным стилобатом, башня с несколькими ярусами деревянных крыш, поддерживаемых резными стойками-распорками, представляет собой Гарбхагриху, святая святых в индуистских храмах. Это кубическое святилище, в центре которого находится мурти основного божества для поклонения.
.
Нижняя, более широкая, крыша, как бы исходящая из башни, покрывает pradakshina-patha (прадакшина), галерею, созданную для ритуального обхода по часовой стрелке. И это сделано, чтобы защитить священника и паломников от солнца и дождя.
Как правило, у входа в святилище имеется тройной портал, средний из которых украшен неизменной тораной с изображением ездового животного божества, которому посвящен храм.
.
.
.
Помимо боковых резных косяков, внешняя рама двери снизу украшена ромбовидным вкраплением с фигурными рельефами. Сверху же наличник двери расширен перемычкой из дерева, украшенной мотивами tirtha (место паломничества на берега священных потоков воды) и Shakti, супруги Шивы.
.
Стойки-распорки крыши содержат образные мотивы богини изобилия, или, в более позднейшей версии божества, которому посвящен храм и чей образ содержится в гарбхагрихе.
Резные тораны венчают пролеты между колоннами аркады. Различные божества представлены в резьбе по дереву с большим мастерством и артистизмом на распорках крыши. Если внимательно приглядеться к кромке крыш, то можно увидеть множество маленьких колокольчиков, свисающих с карниза.
.
.
.
Главная площадь Дурбар в Патане занимает площадь около 7700 квадратных метров, и ее размеры примерно 140 метров на север и юг, и между 70 и 40 метрами на восток и запад. Прован ловит нас в перерыве между фотографированием, и мы узнаем, что все храмы, расположенные на этой открытой площади, развернуты лицом к дворцу, хотя заранее планировки в их строительстве не существовало.
.
.
Как я уже упоминала, большинство храмов построено членами правящих королей в память о своих родителях, поэтому их религиозное значение может варьироваться. Каждый новый храм представляет собой элемент исторического развития этой площади, а дворцовые чоуки строились в виде отдельных, самостоятельных единиц. Хотя они и построены в соответствии с традиционными планами, и являются типичными, но отношения друг к другу не имеют. Интересно, что дворцовые сооружения датируются периодом, не ранее XVII века, хотя они, вероятно, стоят на почти идентичных фундаментах более ранних зданий или даже заменяют их.
.
.
По-видимому, Провану хочется поговорить о наболевшем, и он продолжает свою мысль, высказанную ранее. Предаваясь романтической ностальгии по прошлому страны, нельзя смириться с тем, что люди Непала живут в бедности, и развивающаяся экономика страны не может охватить все сразу – и поддержание старины и повышение благосостояния живущих сегодня и сейчас.
.
.
.
Сейчас, когда границы кругозора расширены у любого гражданина любой страны, то всем хочется повышения уровня жизни и всех тех удобств, которые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся в промышленно развитых странах. А к этому относится достойное жилье, чистая вода, санитария, электричество и современные гаджеты. Все согласны, что нужно сохранять национальное богатство, но не за счет благополучия его жителей. Я уже писала, что молодежь уже не хочет жить огромными семьями под одной крышей, им хочется создавать свой отдельный мирок. Для строительства индивидуальных малонаселенных квартир требуется земля, а желание иметь большую кубатуру жилого пространства приводит к тому, что дома становятся все выше, нарушая масштабы и пропорции существующих исторических построек. Все, что говорил Прован, нам знакомо, поэтому мы хорошо понимаем его боль, но все же соглашаемся с ним, что дальше так скученно жить в городских пространствах уже нельзя.
.
.
.
Блуждающий взгляд Прована возвращается к храму Хари Шанкар, и он говорит о том, что в индуизме много различных богов, но вот такой тандем, или гибрид богов, встречается редко, поэтому святилище, посвященное Шанкару, является прекрасным примером этой возможности.
.
.
Увы, этот храм также рухнул во время землетрясения 2015 года, полностью разрушившись, за исключением фигур слонов.
.
.
Здесь все достаточно компактно, поэтому мы делаем пару шагов и оказываемся у следующего индуистского храма — Храмы Нарсимха и Вишну, колонна с королем и Вишну на купюрах
Продолжение следует...
- Адрес:
Патан,
Дурбар
Дешёвый ✈️ по направлению Патан (Лалитпур)