23 материалa по 16 объектам, 512 фотографий
В Бутане — «рис всему голова». Ч.87
Этот совет является частью дневника «ИСЧЕЗАЮЩАЯ TERRA INCOGNITA ЗАПРЕТНОГО БУТАНА.ALL INCLUSIVE без свободы передвижения в стране счастья»
05 октября 2011 г. – среда
Паро — Катманду
Наша экскурсионная программа была закончена вчера, в городе Хаа («Ужасный» город Хаа и его счастливые жители. Ч.86). Утро последнего дня подарило ясный день и великолепнейшие виды на горный массив Гималайского хребта.
Уж не знаю, был ли это семитысячник Джомолхари, или нет, но видимость была отличная, горы казались такими близкими, а ведь они находятся на границе Бутана и Тибета.
Спасибо тебе, священная гора, недоступная для восхождения (по причине запрета), что показала свое личико.
Сдав номер, в 8 утра мы покидаем чудесный отель.
Кидаем последний взгляд на разрисованные дома и просим сделать остановку у рисового поля. Рисовые метелочки здесь черного цвета, и среди зеленых листьев – это очень неожиданно.
Через непродолжительное время мы вернемся в совершенно другую страну, покинув Бутан, и очень не хочется уезжать из такой неожиданно красивой и живописной страны. Чтобы хоть еще чуть-чуть отодвинуть этот момент, акцентируем свое внимание на рисе, сорвав кисточку спелой культуры. Я привезу ее домой, и даже высохшая она будет долго напоминать мне о далекой стране, в которой возможно сохранить экологию, чистоту водоемов и воздуха.
Для нас нет ничего удивительного, что в Бутане культивируют рис, это ведь одна из основных зерновых в Азии вообще, как у нас картошка. Производство риса играет важную роль в продовольственном снабжении Бутана, рис выращивается в основном для внутреннего потребления. Однако, несмотря на то, что в стране, где 79 % населения занято в сельском хозяйстве, ей все же приходится импортировать часть риса в других странах.
Археологические данные свидетельствуют о том, что территория нынешнего Бутана была населена еще в 1500-2000 г. до н.э. кочевыми пастухами, которые жили в низменных долинах в зимний период и переезжали на высокие пастбища летом. Вполне вероятно, что сельскохозяйственная практика в Бутане, включая выращивание риса, кукурузы и проса, пришла сюда из Южного Китая и с северо-востока Индии.
Бутанцы относятся к тибетскому буддизму, что объясняет происхождение сельскохозяйственной практики. Согласно этим верованиям, когда-то люди были в состоянии питаться исключительно духовной пищей. С течением времени накопленные заслуги людей (или sonam) снизились и, таким образом, возникла необходимость материального, физического питания. Видя это, bodhisattva Ченризиг (или Авалокитешвара) подарил людям зерно и бобовые, такие как ячмень, пшеница, горох и гречка, которые были разбросаны по земле и давали людям ежегодный урожай «без необходимости его выращивания». Эти культуры следовало просто пожинать по мере необходимости, и они вырастали снова. Прям библейская мана небесная… Однако со временем люди стали жадными, они начали копить зерна, красть друг у друга, и ссориться за собственность. Из-за этого, качество зерна выродилось, и семена превращались в шелуху. Так случилось, что людям пришлось сеять и жать зерновые ежегодно, что вело к тяжкому труду.
В 747 г. н.э. Гуру Ринпоче посетил Бумтанг, чтобы исцелить Синду Раджа, который был очень болен и близок к смерти. Когда король был исцелен, он поднес своему спасителю рисовое вино, так гласят легенды, а это значит, что рис, по крайней мере, уже с тех времен культивировался в Бутане. Интересно, что подношения в виде небольшой корзиночки с рисом и сегодня можно увидеть во многих храмах и монастырях страны.
17 декабря 1907 года, когда Угьен Вангчук был коронован как потомственный монарх Бутана в Пунакхе, в ходе инаугурации ему были по очереди преподнесены три вида чая и рис, что подчеркивает высокую ценность риса в Бутане, его традиции и ритуалы, которые являются неотъемлемой частью всех важных национальных и исторических событий.
Сегодня рис выращивается во всех агроэкологических зонах Бутана, во всех 20 его Дзонгхагах, кроме альпийской зоны на севере. Он культивируется во влажных субтропических зонах на высоте 150 м в южных предгорьях, а также в теплых умеренных зонах на севере на высотах до 2800 м (самая высокая в Бумтанге). Рис выращивается с использованием орошаемых и дождевых систем.
Производство риса имеет важное значение для существования подавляющего большинства бутанских фермеров. Основываясь на сельскохозяйственной статистике, около 28 930 домохозяйств в Бутане занимаются производством риса. В 2013 году общее потребление риса в Бутане составило 16 259 тонн, а потребление на душу населения — 135,5 кг в год. Представьте только себе, что вам в месяц надо съезть не менее 13 кг риса, я так с трудом это понимаю, хотя рис люблю с детства.
Существует более 10 способов приготовления риса, включая вареный, жареный, на пару, в виде каш, сладкого риса, рисового хлеба (роти), и ферментированного напитка (чанкай), пива. Рисовая солома используется в качестве корма для скота, для кровельного материала, для плетения ковриков, а рисовые отруби используется в качестве корма для скота. Torma (в виде рисовых кексов) используется для религиозных жертвоприношений. Эти ритуальные подношения обычно делают вручную из сливочного масла и тампы (жареная ячменая мука) и окрашивают красителями, и они могут символизировать божество или мандалу.
1000-летний ледник снабжает долины Бутана водой, богатой минералами. Расположенная в Гималаях, между Индией и Тибетом, эта страна с отдаленными, высокогорными сельскохозяйственными угодьями создает единственный набор условий, где растет бутанский красный рис.
Местные жители почитают красный рис за его румяный цвет. С ореховым вкусом и нежной текстурой, реликтовое зерно считается премиальным и драгоценным. Фермеры в западно-центральных районах Паро, Пунакхи и Вангдуэ-Пходранг выращивали эту региональную культуру на протяжении веков. Фермеры работают вручную, без химических удобрений или пестицидов, а затем получают полуфабрикат зрелых зерен, чтобы сохранить его красочную ореховую шелуху. Готовый продукт варьируется от розового до красного цвета, в зависимости от сорта и количества оставшейся шелухи.
Тандин говорит, что сегодня около 200 производителей, работающих на небольших семейных фермах, сохраняют традицию выращивания красного риса в стране. Снижение производства обусловлено доступностью более дешевых альтернатив, таких, как белый рис, импортируемый из Индии. Урбанизация также сократила доступность сельскохозяйственных угодий и жизнеспособность сельскохозяйственных рабочих мест, поскольку молодое поколение в большей степени склонно искать работу в городах. Ее Величество Глобализация сделала красный рис более редким и дорогим.
Возвращаемся к машине, едем дальше. Последние бутанские дома весело помахивают нам своими традиционными рисунками-украшениями, что улыбает нас напоследок перед прибытием в аэропорт Паро — Kadrin chhe la, или спасибо тебе, королевство счастья! Ч.88
Продолжение следует...
- Адрес:
Паро
Дешёвый ✈️ по направлению Паро
- 13 апр 2020, 12:38удалитьКрасный рис из Баткена в Ферганской долине очень хорош для узбекского плова!)
- 13 апр 2020, 13:50удалитьЯ по-видимому, его готовить не умею, потому что мне больше нравится длиннозерновой, который не слипается. Именно его я кладу в паэлью, ризотто и плов.
Покупали неоднократно рис в Азии, но впечатления на близких он не произвел...