При виде витражей в Нотр-Дам-де-Пари мне вспоминаются яркие картинки детского калейдоскопа. Они напоминают мне блеск разноцветной мозаики витража, пронизанной лучом света. Витраж в форме цветка розы над входом в собор Парижской Богоматери, напоминает мне черную розу Александра Блока: "...я послал тебе чёрную розу в бокалезолотого, как небо, аи..."
Согласно легенде, королева Бланш Кастильская с сыном Людовиком IX (прозванным в народе Святым) приносили в храмы свои любимые цветы-розы. «Каменные розы» — круглые окна с витражами, в те годы по рыцарской традиции посвящали храмам в качестве символических венков из роз.И все-же королева Бланка, принцесса Кастильская, не была первой, кто придумал размещать витражи в виде розы на фасад церкви. Считается, что это сделал на западном фасаде церкви аббат Сюжер, живший ста годами раньше.
В готическом соборе от средневековых витражей остались лишь ажурные окна-розы в поперечном нефе и на западном фасаде. Роза витража северного поперечного нефа переливается всеми цветами радуги. Она сохранилась лучше других. Внутри собора роза пронизана золотым светом и четко горит яркими цветами в своем черном обрамление. В центре, озаряемая 16 лучами, сидит Мадонна с Младенцем.
Окно-роза при закате солнца расцвечивает красками темную стену нефа, украшает интерьер, но это готическое окно не служит освещением помещению храма. Но если внимательно вглядеться, на витраже можно увидеть фигуры пророков и царей из Ветхого Завета. Сюжету спасения посвящена Роза южного поперечного нефа, расположенная напротив. Сердцевина цветка символизирует присутствие Бога в материальном мире.
Западный фасад собора для тех, кто находится внутри, означает «темную сторону». Запад считали страной демонов. Окно-роза символизирует видимый свет Евангелия.
Каменные розы на фасаде Нотр-Дам-де-Пари — готический символ Парижа. Витражи собора Парижской Богоматери — это целая эпоха. Старинные витражи одиннадцатого века, вернее, их фрагменты, сохранились в соборе Сен-Дени в предместье Парижа, служившем усыпальницей французских королей. В этом соборе можно увидеть элементы и мотивы, характерные для готического искусства. Но первым собором, построенном в готическом стиле в Париже является Нотр-Дам.
За 850 лет интерьер собора Парижской Богоматери значительно обновился. Изменения претерпели органы, колокола храма и, конечно, его витражи. Необыкновенно чистый звук издает шести тонный колокол в правой башне собора. Считается, что своим необыкновенно чистым звучанием колокол собора обязан золоту и серебру парижан, сделавших пожертвования.
Готический собор Парижской Богоматери с его каркасными архитектурными формами практически лишен живописных изображений на поверхности стен, как это было принято в романскую эпоху.
Мозаики расписных оконных стекол собора украшают интерьеры храма, яркими картинами сияя на свету. На светлом фасаде храма ярким цветовым пятном выделяется главный витраж в форме розы. Свет поступает в Нотр-Дам-де-Пари через живописные картины витражей, созданных в середине девятнадцатого века во время реконструкции собора.
Благодаря настойчивости известного писателя Проспера Мериме, который инспектировал исторические памятники Франции, витражи в знаменитом соборе выполнили в духе средневековья, разноцветными, а не прозрачными, как планировалось.
В соборе даже днем необычное освещение и в темных уголках высоких залов храма некоторые фотографии получаются плохого качества. Из-за недостаточного освещения в интерьерах собора свет проникающий через витражи выделяет их, делая похожими на настенные фрески. Живописные картины на витражах изображают сценки из повседневной жизни крестьян.
Витраж в виде цветка розы над входом в собор Парижской Богоматери старинный, но хорошо сохранился и был отреставрирован. В центре розы находится Богоматерь, а на «лепестках» изображены знаки зодиака, символы добродетелей и пороков. Диаметр главного витража — около десяти метров. Он состоит из восьмидесяти известных сценок из Ветхозаветной истории. Два боковых витража тоже выполнены в виде роз диаметром тринадцать метров. Это самые большие витражи в Европе. Расцвет витражного искусства Франции произошел в тринадцатом веке в Шартре. Первые фигурные стекла с орнаментом были не окрашены. Эти подобия средневековых витражей Нотр Дама были обнаружены в церквях монастырей Англии в седьмом веке.
Истории известно, что в Византии в четвертом веке использовали цветное стекло в оконных переплетах. Трактат Плиния Старшего "Naturalis historia" рассказывает о том, как в первом веке до нашей эры цветные мозаики раньше украшающие пол, "перешли на своды, уже из стекла". В это время зародилось искусство витража, благодаря которому залы собора Парижской Богоматери озаряет радужный свет.